СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра "педагогическое сопровождение способных к математике первоклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена классным руководителям общеобразовательных школ, психологам и педагогам, работающим со способными детьми, а также родителям.

Просмотр содержимого документа
«Брошюра "педагогическое сопровождение способных к математике первоклассников"»

Педагогическое сопровождение

способных к математике

первоклассников


Ярославль, 2016




Данная брошюра составлена на основе выпускной квалификационной работы на тему «Педагогическое сопровождение способных к математике первоклассников в процессе обучения» студенткой группы 65-М ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского специальности «Начальное образование» Кузнецовой Е.М.


Научный руководитель: заведующая кафедрой методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе, доцент (методика преподавания математики) Налимова И.В., кандидат педагогических наук


Предназначена классным руководителям общеобразовательных школ, психологам и педагогам, работающим со способными детьми, а также родителям.






Основные признаки одаренного ребенка:


  • интерес к умственной деятельности;

  • компетентность, не свойственная возрасту; поиск причин, объяснений;

  • пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое (например, интерес к математическим играм, играм на сообразительность);

  • разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации; обдуманные и обширные знания;

  • хорошая память;

  • богатая фантазия, воображение, изобретательность; пристрастие к играм, требующим концентрации внимания и имеющим сложные правила;

  • умение самостоятельно играть и работать;

  • хорошее владение языком;

  • обширный словарный запас, не свойственный данному возрасту;

  • терпение, проявляемое в занятиях своими увлечениями;

  • интерес к разнообразным книгам (атласы, словари, энциклопедии);

  • повышенное чувство ответственности по сравнению с другими, аккуратное выполнение принятых на себя обязательств и т. п.


Этапы педагогического сопровождения

способных детей:


  • Диагностический этап

(всестороннее изучение психолого-педагогических особенностей конкретного способного ребёнка для дальнейшего его сопровождения);

  • Поисковый этап

(разработка стратегии и тактики работы с воспитанником, выбор образовательной, воспитательной стратегии, выбор программ для его педагогического сопровождения);

  • Договорный этап

(заключение «устного» договора между ребенком и взрослым о совместных действиях по разрешению проблемы);

  • Деятельностный этап

(самостоятельная деятельность ребенка и стимулирование, сопровождение, поддержка ее со стороны взрослых (педагогов, психологов));

  • Рефлексивный этап

(период осмысления полученных результатов, позволяющий уточнить и оптимизировать содержание деятельности по работе со способными детьми).




Математические задания для способных детей:

1. Отгадай ребусы:

Рас 100 яние

100 лб

100 лица

ак 3 са

Р 1 а

по 2 л

Ла 100 чка

100 л



2. Измени мышку так, чтобы она стала необычной и обладала бы какими-либо уникальными способностями.


3. Дорисуй к буквам детали так, чтобы было видно, что буквы «делают действия», начинающиеся с буквы «Б».




4. Нарисуй рисунок или символ для каждого слова. Напиши сообщение, используя эти рисунки.







девочка читать книга






дети играть улыбаться


Сообщение:




5. Добавь четыре прямые линии к каждому кружку так, чтобы в каждом случае получились разные рисунки. Дай название каждому рисунку.













6. Составь как можно больше новых слов из приведенного ниже слова. Запиши получившиеся слова.


Р

А

З

Г

О

В

О

Р








7. Соедини точки друг с другом, пока не получится какой-нибудь рисунок. Дай названия своим рисункам. Раскрась их.


. . . .

. . . .

. . . .

. . . .


. . . .

. . . .

. . . .

. . . .











8. Добавь несколько линий, чтобы получился рисунок. Назови свой рисунок.
















9. Отгадай шарады.



Слог первый мой – предлог.

Второй слог – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.



Часть первая простая – это нота,

А со второй встречаться неохота,

Корова может ею нас боднуть!

А слово в целом означает «путь».




Вот ворона закричала -

Мы услышали начало.

На болоте — завершенье.

В целом — мастера творенье.


Основываясь на опыте работы со способными детьми, можно выделить следующие трудности:




  • Потребность в постоянном внимании со стороны взрослых;

  • Завышенные цели в какой-либо деятельности. Если они не достигаются, ребенок начинает переживать;

  • Большая восприимчивость к словам и действиям окружающих;

  • Страх ошибки при выполнении какой-либо деятельности;

  • Эмоциональная нестабильность, частая смена настроения.


Рекомендации по сопровождению

способных детей:

  • Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

  • Нужно создавать ситуации проявления творческого потенциала одаренной личности, не забывая о том, что внеурочная деятельность предполагает набольшую инициативность со стороны ребенка, чем учителя.

  • Активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема.

  • Учитель должен научить учеников прослеживать связи между урочной и внеурочной деятельностью и использовать знания, полученные при изучении школьных предметов.

  • Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

  • Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что одаренному ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

Тест «Одарён ли Ваш ребенок»

Если на предлагаемый вопрос вы ответили – «да», то вы получаете – «1» очко, если ответили «нет», то «0» очков.

Чтобы определить результат, вам необходимо будет сложить все полученные очки и определить результат по шкале.


  • Случается ли вашему ребёнку находить необычное применение, какому – либо предмету?

  • Меняет ли он свои наклонности?

  • Любит ли он рисовать воображаемые предметы?

  • Любит ли он рисовать абстрактные картинки?

  • Любит ли фантастические истории?

  • Cочиняет ли рассказы или стихи?

  • Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

  • Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

  • Боится ли ваш малыш темноты?

  • Изобрёл ли когда – нибудь он новое слово?

  • Cчитает ли это слово понятным без разъяснений?

  • Использовал ли когда-нибудь ваш ребёнок вещь не по назначению?

  • Мог ли ваш малыш, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

  • Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

  • Ищет ли объяснение тому, чего ещё не понимает?

  • Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

  • Любит ли читать книжки без иллюстраций?

  • Изображает ли собственные игры или развлечения?

  • Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?




Шкала результатов.


  • От 20 до 23 очков – ребёнок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом.

    • От 15 до 19 очков – ребёнок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-то заинтересован.

    • От 9 до 14 очков – большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

    • От 4 до 8 очков – ваш ребёнок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

    • Менее 4 очков – ребёнку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.


14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!