СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра: "Способы коррекции детей с ОВЗ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра "Способы коррекции детей с ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Брошюра: "Способы коррекции детей с ОВЗ"»

Технологическая карта фрагмента урока

Учитель: Ильченко Анна Александровна

Учебно-методический комплекс: УМК «Школа России»

Класс:3

Дата проведения урока:

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: Понятие о корне слова

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Актуализировать знания учащихся о корне как части слова; формирование умений различать однокоренные слова и выделять в них корень.

Задачи:

Образовательная: Учить выделять корень слова в однокоренных словах, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Развивающая: развивать письменную и устную речь, память и мышление. Совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог;

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Планируемые результаты урока:

Личностные: 1) Развивать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русского языка; к школе; 2) Способствовать формированию ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей.



Регулятивные: 1)формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 2)определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные: 1)формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, сознавать важность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; 2)развивать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Познавательные: 1) формировать умение находить корень слова и выделять его. 2) развивать умение подбирать примеры однокоренных слов и находить однокоренные слова в тексте.

Образовательная технология: технология проблемного обучения, игровая технология, ИКТ-технология, групповая технология обучения, технология развивающего обучения.

Оборудование: технологическая карта, раздаточный материал, интерактивная доска, презентация, компьютер, аудиоколонки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Открытие новых знаний

Долгожданный дан звонок начинается урок, ножки вместе, спинки ровно и к уроку все готово!

Нас ждет интересный урок, и с нами на связи гость, внимание на слайд. Узнали?

-Верно, Дядя Федор пришёл с просьбой. Живя в Простоквашино он совсем отстал от школьной программы по русскому языку и ему нужна наша помощь.

-Готовы помочь Дяде Федору?

-Тогда приступим к первому заданию, внимание на слайд:

Прочитайте текст.


-Найдите однокоренные слова. Как вы их определили?





-Давайте вспомним правило, что такое однокоренные слова, заполните макет, который предлагает нам дядя Федор.

-Давайте же проверим наши предположения.

Откройте учебник на стр.74, в начале страницы дано правило.

-Прочитаем. Наше предположение оказалось верным?

-Так что же такое однокоренные слова?


-На слайде представлены слова, которые мы с вами выделили из прошлого текста. Посмотрите на них внимательно и скажите, какая часть слова Хранит» общее значение всех однокоренных слов?

-Предположите какая тема сегодняшнего урока?

-Какую мы поставим перед с собой задачу?

-Молодцы, ребята.

- Мы знаем о корне, что это часть слова. Сейчас познакомимся с ним ближе. Послушайте одну историю. «Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым- был он только словом. Это слово – слово корень – разрастаться стало вскоре и плоды нам принесло- стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом, а вот садовод. Очень интересно гулять в саду словесном».

-Внимание на слайд. Вот то дерево, которое посадил садовник.

–Какое слово в основе дерева? Что означает это слово?


-Из какой морфемы состоит слово ход?

-Давайте теперь прочитаем плоды дерева.

-Кто мне назовет что обозначает слово переход?


-Лексические значения слов-плодов отличаются от лексического значения нашей основы ход?

-Из каких морфем состоит плод нашего словесного дерева, слово переход.

-А теперь прочитайте слово без корня, оставшиеся части. Ясен ли смысл?

-Итак, какой можно сделать вывод? Что такое корень слова?

Дядя Федор предлагает нам макет правило. Воспользуйтесь им.


-Давайте проверим наши предположение. Обратимся к учебнику на такой же страницы в конце дано правило. Прочитайте его про себя. Прочитай правило в учебнике.


-Что такое корень?

-Что заключено в корне?


-Верно, молодцы.

-Внимание на слайд. Что находится в руках у дяди Федора?

-Ребята, а для чего нужна вода?

-Давайте выделим корень слова вода.

-Как вы думаете, что для начала нужно сделать?

-Верно, давайте подберем, ваши примеры…

-Дядя Федор предлагает слово водитель. Является это однокоренным словом?

-Верно, Дядя Федор не прав.

-После того как мы подобрали однокоренные слова, что должны сделать, чтобы выделить корень в слове?

-Обратите внимание как выделяется корень в слове, с помощью дуги на ним.

Подведем итог, скажите, что нужно сделать чтобы выделить корень в слове, предлагаю заполнить схему.

-Давайте проверим свои предположения с помощью учебника.

-Давайте проверим свои предположения. Откройте учебник на стр.75. «Как найти корень в слове?»


-Молодцы. А у Дядя Федора подготовлено очередное задание. У вас на партах лежат карточка №1, переверните ее.

-Итак, работать будете в парах. В карточке дана табличка она состоит из 3 столбцов. Каждый столбец — это корень слова. Под табличкой записаны слова. Задача каждой пары распределить однокоренные слова по столбцам и выделить корень.

Давайте разберем первое слово- варенье. Какой корень в слове?

В какой столбец запишешь это слово?

-Ребята, как на письме нужно выделять корень в слове? Заполним табличку ниже.

-Давайте проговорим как вы заполнили таблицу.

- Что такое корень слова?


-Как мы определяем корень слова?


-Молодцы ребята. Дядя Федор немного опередил нас и выполнил итоговый тест по нашей теме. Такой же тест у вас на партах. Ознакомьтесь с ним.

-Решите его самостоятельно.


















-Закончили работу. На слайде можем видеть ответы Дяди Федора. Сравните его со своим ответом.

-Поднимите руку, если вы нашли ошибку в работе Дяди Федора.

-Если у вас ответы одинаковы с нашим гостем, то вы выполнили тест верно. Поставьте себе в правом нижнем углу плюсик. А те, кто нашел у себя ошибку исправь ее.

-Молодцы ребята!

-Дядя Федор благодарит нас за помощь.

Давайте подведем итог урока-

-Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?


-Что же такое корень слова? Что мы должны сделать, чтобы выделить корень?

-Ребята, у вас на столах лежит восклицательный и вопросительный знак. Поднимите восклицательный знак, если вам всё было понятно на уроке. Вопросительный знак, поднимите те, кто не до конца понял тему урока.

Спасибо за урок.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

-Да, это дядя Федор из Простоквашино.





-Да, готовы.

Текст: Осиновый лес. Иду сквозь густую поросль. Хороши молодые осинки! Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики.


-Однокоренные слова: осиновый, осинки, подосиновики. Они являются однокоренными словами, потому что имеют один корень и одно и тоже значение.


-Однокоренные слова-это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.



-Да, мы верно вспомнили правило.

- Однокоренные слова-это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

-Осин-это общая часть для всех однокоренных слов. Часть слова, обозначающая общее значение всех однокоренных слов, называется корень.

-Тема урока- «Корень слова»

-Задача урока- Учиться определять корень в словах.











-Слово ход. Ход-это движение в каком-нибудь направлении.

-Слово ход состоим из корня.

-Поход, переход, ходьба, походка и тд.

-Переход- Место, предназначенное чтобы переходить через что-либо.

-Да, значения слов разные.


-Слово переход состоит из приставки и корня.


-Нет, слово стало не понятным.




-Корень-это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексического значение всех однокоренных слов.



- Корень-это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексического значение всех однокоренных слов.

-Это значимая часть слова.

-В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.


-У Дяди Федора в руках стакан вода.

-Вода-это источник жизни.


-Нужно подобрать однокоренное слово


-Водник, водяной, подводный.

-Нет слово водитель не подойдет , оно имеет другое значение. Водитель от слова водить.


-Выделить общее значение всех однокоренных слов- корень. Тут общий корень вод.



Схема:

1.Подобрать однокоренные слова.

2.Выделить их общую часть.











-Корень в слове мы выделяем дугой.

-Вар

-Запишу в первый столбец, где указан корень вар.

- На письме мы выделяем корень дугой.


-Работа по карточке.

-Корень слово-это одинаковая часть слова однокоренных слов.

-Корень слова мы определяем с помощью подборки однокоренных слов, выделяя общую часть.



-Тест:

1.Напиши определение:

Однокоренные слова-это
2.Какое слово лишнее. Обведи правильный вариант ответа.

а) пятно

б) пятнышко

в) пять

г) пятнистый

3. Напиши определение:

Корень слова-

4. Образуй от данных слов однокоренные. Выдели корень.

Вода

Зима



-Ошибки не нашли.


-Выполняют самопроверку и оценивают свою деятельность.






-Часть слово, которая хранит в себе лексическое значение однокоренных слов является корнем.

-Подобрать однокоренные слова, выделить их общую часть.

-Поднимают знаки, проводят анализ своей деятельности.

Л.1.






















Р.1.










К.1.
















П.2.

















П.3.








Р.2.





Л.1.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!