Долгожданный дан звонок начинается урок, ножки вместе, спинки ровно и к уроку все готово! Нас ждет интересный урок, и с нами на связи гость, внимание на слайд. Узнали? -Верно, Дядя Федор пришёл с просьбой. Живя в Простоквашино он совсем отстал от школьной программы по русскому языку и ему нужна наша помощь. -Готовы помочь Дяде Федору? -Тогда приступим к первому заданию, внимание на слайд: Прочитайте текст. -Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? -Давайте вспомним правило, что такое однокоренные слова, заполните макет, который предлагает нам дядя Федор. -Давайте же проверим наши предположения. Откройте учебник на стр.74, в начале страницы дано правило. -Прочитаем. Наше предположение оказалось верным? -Так что же такое однокоренные слова? -На слайде представлены слова, которые мы с вами выделили из прошлого текста. Посмотрите на них внимательно и скажите, какая часть слова Хранит» общее значение всех однокоренных слов? -Предположите какая тема сегодняшнего урока? -Какую мы поставим перед с собой задачу? -Молодцы, ребята. - Мы знаем о корне, что это часть слова. Сейчас познакомимся с ним ближе. Послушайте одну историю. «Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым- был он только словом. Это слово – слово корень – разрастаться стало вскоре и плоды нам принесло- стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом, а вот садовод. Очень интересно гулять в саду словесном». -Внимание на слайд. Вот то дерево, которое посадил садовник. –Какое слово в основе дерева? Что означает это слово? -Из какой морфемы состоит слово ход? -Давайте теперь прочитаем плоды дерева. -Кто мне назовет что обозначает слово переход? -Лексические значения слов-плодов отличаются от лексического значения нашей основы ход? -Из каких морфем состоит плод нашего словесного дерева, слово переход. -А теперь прочитайте слово без корня, оставшиеся части. Ясен ли смысл? -Итак, какой можно сделать вывод? Что такое корень слова? Дядя Федор предлагает нам макет правило. Воспользуйтесь им. -Давайте проверим наши предположение. Обратимся к учебнику на такой же страницы в конце дано правило. Прочитайте его про себя. Прочитай правило в учебнике. -Что такое корень? -Что заключено в корне? -Верно, молодцы. -Внимание на слайд. Что находится в руках у дяди Федора? -Ребята, а для чего нужна вода? -Давайте выделим корень слова вода. -Как вы думаете, что для начала нужно сделать? -Верно, давайте подберем, ваши примеры… -Дядя Федор предлагает слово водитель. Является это однокоренным словом? -Верно, Дядя Федор не прав. -После того как мы подобрали однокоренные слова, что должны сделать, чтобы выделить корень в слове? -Обратите внимание как выделяется корень в слове, с помощью дуги на ним. Подведем итог, скажите, что нужно сделать чтобы выделить корень в слове, предлагаю заполнить схему. -Давайте проверим свои предположения с помощью учебника. -Давайте проверим свои предположения. Откройте учебник на стр.75. «Как найти корень в слове?» -Молодцы. А у Дядя Федора подготовлено очередное задание. У вас на партах лежат карточка №1, переверните ее. -Итак, работать будете в парах. В карточке дана табличка она состоит из 3 столбцов. Каждый столбец — это корень слова. Под табличкой записаны слова. Задача каждой пары распределить однокоренные слова по столбцам и выделить корень. Давайте разберем первое слово- варенье. Какой корень в слове? В какой столбец запишешь это слово? -Ребята, как на письме нужно выделять корень в слове? Заполним табличку ниже. -Давайте проговорим как вы заполнили таблицу. - Что такое корень слова? -Как мы определяем корень слова? -Молодцы ребята. Дядя Федор немного опередил нас и выполнил итоговый тест по нашей теме. Такой же тест у вас на партах. Ознакомьтесь с ним. -Решите его самостоятельно. -Закончили работу. На слайде можем видеть ответы Дяди Федора. Сравните его со своим ответом. -Поднимите руку, если вы нашли ошибку в работе Дяди Федора. -Если у вас ответы одинаковы с нашим гостем, то вы выполнили тест верно. Поставьте себе в правом нижнем углу плюсик. А те, кто нашел у себя ошибку исправь ее. -Молодцы ребята! -Дядя Федор благодарит нас за помощь. Давайте подведем итог урока- -Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов? -Что же такое корень слова? Что мы должны сделать, чтобы выделить корень? -Ребята, у вас на столах лежит восклицательный и вопросительный знак. Поднимите восклицательный знак, если вам всё было понятно на уроке. Вопросительный знак, поднимите те, кто не до конца понял тему урока. Спасибо за урок. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок. -Да, это дядя Федор из Простоквашино. -Да, готовы. Текст: Осиновый лес. Иду сквозь густую поросль. Хороши молодые осинки! Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики. -Однокоренные слова: осиновый, осинки, подосиновики. Они являются однокоренными словами, потому что имеют один корень и одно и тоже значение. -Однокоренные слова-это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. -Да, мы верно вспомнили правило. - Однокоренные слова-это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. -Осин-это общая часть для всех однокоренных слов. Часть слова, обозначающая общее значение всех однокоренных слов, называется корень. -Тема урока- «Корень слова» -Задача урока- Учиться определять корень в словах. -Слово ход. Ход-это движение в каком-нибудь направлении. -Слово ход состоим из корня. -Поход, переход, ходьба, походка и тд. -Переход- Место, предназначенное чтобы переходить через что-либо. -Да, значения слов разные. -Слово переход состоит из приставки и корня. -Нет, слово стало не понятным. -Корень-это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексического значение всех однокоренных слов. - Корень-это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексического значение всех однокоренных слов. -Это значимая часть слова. -В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. -У Дяди Федора в руках стакан вода. -Вода-это источник жизни. -Нужно подобрать однокоренное слово -Водник, водяной, подводный. -Нет слово водитель не подойдет , оно имеет другое значение. Водитель от слова водить. -Выделить общее значение всех однокоренных слов- корень. Тут общий корень вод. Схема: 1.Подобрать однокоренные слова. 2.Выделить их общую часть. -Корень в слове мы выделяем дугой. -Вар -Запишу в первый столбец, где указан корень вар. - На письме мы выделяем корень дугой. -Работа по карточке. -Корень слово-это одинаковая часть слова однокоренных слов. -Корень слова мы определяем с помощью подборки однокоренных слов, выделяя общую часть. -Тест: 1.Напиши определение: Однокоренные слова-это 2.Какое слово лишнее. Обведи правильный вариант ответа. а) пятно б) пятнышко в) пять г) пятнистый 3. Напиши определение: Корень слова- 4. Образуй от данных слов однокоренные. Выдели корень. Вода Зима -Ошибки не нашли. -Выполняют самопроверку и оценивают свою деятельность. -Часть слово, которая хранит в себе лексическое значение однокоренных слов является корнем. -Подобрать однокоренные слова, выделить их общую часть. -Поднимают знаки, проводят анализ своей деятельности. | Л.1. Р.1. К.1. П.2. П.3. Р.2. Л.1. |