СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра: "Задания, игры и упражнения по борьбе с нарушениями в развитии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Брошюра: "Задания, игры и упражнения по борьбе с нарушениями в развитии"»





























Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в

начальных классах

Кукса Галины Сергеевны





«Задания, игры и упражнения по борьбе с нарушениями в развитии»









Преподаватель педагогики: Великановская

Людмила Анатольевна



Ейск, 2022 г.

Оглавление

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4

ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 8

Игра «Деревянные катушки» 8

Игра «Цилиндры» 8

Игра «Бусы» 9

2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ 9

Игра «Найди свою пару» 9

Упражнение «Положи куда надо» 10

3. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 12

Упражнение «Зайка серый умывается» Ошибка! Закладка не определена.

Упражнение «В кругу» Ошибка! Закладка не определена.

4.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 14

Игра «Волшебные картинки» 14

Игра «Перевёртыши» 15

5. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ ДЕФЕКТАМИ РАЗВИТИЯ 16

Игра «Запомни и найди» Ошибка! Закладка не определена.

Игра «Посуда» Ошибка! Закладка не определена.

Игра «Любопытный» Ошибка! Закладка не определена.

6. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИСКАЖЁННЫМ РАЗВИТИЕ 18

Игра «Новоселье у матрёшек» Ошибка! Закладка не определена.

Упражнение «Угадай» Ошибка! Закладка не определена.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

2. Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 13-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2015. - 496 с.

3.https://infourok.ru/diagnostika-volevoy-gotovnosti-k-shkole-2713466.html

4. https://jette.ru/gotov-li-rebenok-k-shkole-testy/


ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 В.А. Сухомлинский

На современном этапе развития практической помощи детям с ограниченными возможностями очевидна необходимость активного воздействия педагогов и психологов, занимающихся ранней диагностикой и ранней коррекцией отклоняющегося развития у детей. Для реализации комплексного подхода в деле помощи проблемным детям взаимопонимание специалистов является центральным в системе коррекционно-развивающего воздействия.

В результате комплексного подхода к обучению, воспитанию детей формируется взаимодействие ребенка с людьми и окружающей действительностью. Это в свою очередь создает предпосылки к адаптации ребенка в малом детском коллективе, а в дальнейшем обеспечивает преемственность между индивидуальным и общественным воспитанием.

Необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии речи, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Данная брошюра содержит игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии.




1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ


Игра «Деревянные катушки»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете.

Материал: деревянные катушки с разноцветными нитками.

Ход игры: 1. Назови и покажи - детям даются деревянные катушки с разноцветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их цвет.

2. Возьми и назови - взрослый дает ребенку катушку и просит назвать ее цвет. После чего дает вторую катушку такого же цвета и говорит – они одинаковые. Такое действие выполняют со всеми парами катушек.

3.  «Найди такую же катушку». Взрослый перемешивает все катушки и ребенок должен найти такую же катушку как показал ему взрослый.

Игра «Цилиндры»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Материал: цилиндры.

Ход игры: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.

Игра «Бусы»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук; закреплять представления о форме.

Материал: Большие квадратные и большие круглые бусины, шнур.

Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.


2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ Игра «Найди свою пару»

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.

Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.

Упражнение «Положи куда надо»

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.

Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.

Упражнение «Скажи слово с нужным звуком»

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». после небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». ( «Шапка»), и бросить мяч другому. И т.д. затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.




3 . УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА


Игра «Зайка серый умывается»

Ход: все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

"Зайка любит погостить,

Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках -

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать -

"Нужно в гости ведь бежать!"

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем.

Игра «Прокати мяч с горки»

   Ход: для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом один участник должен бросать его сверху, а другой –

ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игра «В кругу»

   Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.

   Количество игроков — 4 и более.

   Инвентарь: мячи.

  Инструкция: детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «раз» —- подбрасывать мяч вверх, на сигнал «два» — бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды.




4.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Игра «Волшебные картинки»

Цель: развитие лексико-грамматических категорий, профилактика аграмматической дисграфии, дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.

Ход игры: производится с опорой на картинку и без нее.

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем

количество слов.

2. Придумать предложение с определенным количеством слов.

З. Увеличить количество слов в предложении.

4. Составить графическую схему данного предложения.

5. Придумать предложение, соответствующее схеме.

6. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное

слово).

7. Выделить из текста предложения определенное количество слов.

8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном

предложении.

Игра «Перевёртыши»

Цель: развитие умения составлять слова. Накопление в памяти слоговых образов, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.

Ход: учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и

составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай,

ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Игра «Найди слова в слове»

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры: на доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь).

5. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ ДЕФЕКТАМИ РАЗВИТИЯ

Игра «Запомни и найди»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Ход: приготовьте таблицы с изображением предметов геометрических фигур. Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами.

Игра «Любопытный»


Цель: умение производить звуко-буквенный анализ слов, выделять первый слог в слове.

Ход: играющие садятся в круг. Водящий – «любопытный» - становится в середине и громко называет какую-нибудь букву. Ждет, пока игроки приготовятся, затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему с короткими вопросами: «Кто?» - «Куда?» - «Зачем?»
Тот, к кому он обращается, должен быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы, например:
К–компот, в кино, каждый день, с керосином
Игрок, не сумевший ответить сразу, меняется с «любопытным» местами и объявляет другую букву.


Игра «Посуда»

Ход: дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.



6. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИСКАЖЁННЫМ РАЗВИТИЕМ

Игра «Съедобное – несъедобное»

Оборудование: мяч.

Ход: в зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Игра «Новоселье у матрешек»

Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.

Упражнение «Третий лишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих при­знаков.

Яблоко, вишня, помидор.

Час, килограмм, минута.

Козленок, корова, теленок.

Шапка, шарф, кепка.

Мыло, веник, мочалка.

Карандаш, стакан, ложка.

Кастрюля, сумка, чемодан.

Колбаса, молоко, молоток.

Телевизор, холодильник, диван.

Кошка, собака, волк.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!