Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
Кукса Галины Сергеевны
«Задания, игры и упражнения по борьбе с нарушениями в развитии»
Преподаватель педагогики: Великановская
Людмила Анатольевна
Ейск, 2022 г.
Оглавление
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 8
Игра «Деревянные катушки» 8
Игра «Цилиндры» 8
Игра «Бусы» 9
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ 9
Игра «Найди свою пару» 9
Упражнение «Положи куда надо» 10
3. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 12
Упражнение «Зайка серый умывается» Ошибка! Закладка не определена.
Упражнение «В кругу» Ошибка! Закладка не определена.
4.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 14
Игра «Волшебные картинки» 14
Игра «Перевёртыши» 15
5. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ ДЕФЕКТАМИ РАЗВИТИЯ 16
Игра «Запомни и найди» Ошибка! Закладка не определена.
Игра «Посуда» Ошибка! Закладка не определена.
Игра «Любопытный» Ошибка! Закладка не определена.
6. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИСКАЖЁННЫМ РАЗВИТИЕ 18
Игра «Новоселье у матрёшек» Ошибка! Закладка не определена.
Упражнение «Угадай» Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
2. Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 13-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2015. - 496 с.
3.https://infourok.ru/diagnostika-volevoy-gotovnosti-k-shkole-2713466.html
4. https://jette.ru/gotov-li-rebenok-k-shkole-testy/
ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
На современном этапе развития практической помощи детям с ограниченными возможностями очевидна необходимость активного воздействия педагогов и психологов, занимающихся ранней диагностикой и ранней коррекцией отклоняющегося развития у детей. Для реализации комплексного подхода в деле помощи проблемным детям взаимопонимание специалистов является центральным в системе коррекционно-развивающего воздействия.
В результате комплексного подхода к обучению, воспитанию детей формируется взаимодействие ребенка с людьми и окружающей действительностью. Это в свою очередь создает предпосылки к адаптации ребенка в малом детском коллективе, а в дальнейшем обеспечивает преемственность между индивидуальным и общественным воспитанием.
Необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии речи, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Данная брошюра содержит игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии.
1. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Игра «Деревянные катушки» Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете.
Материал: деревянные катушки с разноцветными нитками.
Ход игры: 1. Назови и покажи - детям даются деревянные катушки с разноцветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их цвет.
2. Возьми и назови - взрослый дает ребенку катушку и просит назвать ее цвет. После чего дает вторую катушку такого же цвета и говорит – они одинаковые. Такое действие выполняют со всеми парами катушек.
3. «Найди такую же катушку». Взрослый перемешивает все катушки и ребенок должен найти такую же катушку как показал ему взрослый.
Игра «Цилиндры»
Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.
Материал: цилиндры.
Ход игры: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.
Игра «Бусы»
Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук; закреплять представления о форме.
Материал: Большие квадратные и большие круглые бусины, шнур.
Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.
2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ Игра «Найди свою пару» Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.
Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
Упражнение «Положи куда надо»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.
Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.
Упражнение «Скажи слово с нужным звуком»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». после небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». ( «Шапка»), и бросить мяч другому. И т.д. затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.
3
. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Игра «Зайка серый умывается»
Ход: все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:
"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.
Вот он вымыл ротик, ушки.
Ах, какой же он послушный!
Не забудет он о лапках -
Их протрет чистейшей тряпкой.
И давай потом скакать -
"Нужно в гости ведь бежать!"
Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем.
Игра «Прокати мяч с горки»
Ход: для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом один участник должен бросать его сверху, а другой –
ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.
Игра «В кругу»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.
Количество игроков — 4 и более.
Инвентарь: мячи.
Инструкция: детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «раз» —- подбрасывать мяч вверх, на сигнал «два» — бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды.
4.ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Игра «Волшебные картинки» Цель: развитие лексико-грамматических категорий, профилактика аграмматической дисграфии, дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.
Ход игры: производится с опорой на картинку и без нее.
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем
количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
З. Увеличить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения.
5. Придумать предложение, соответствующее схеме.
6. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное
слово).
7. Выделить из текста предложения определенное количество слов.
8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном
предложении.
Игра «Перевёртыши»
Цель: развитие умения составлять слова. Накопление в памяти слоговых образов, профилактика дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.
Ход: учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и
составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай,
ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.
Игра «Найди слова в слове»
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры: на доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь).
5. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ ДЕФЕКТАМИ РАЗВИТИЯ Игра «Запомни и найди»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Ход: приготовьте таблицы с изображением предметов геометрических фигур. Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами.
Игра «Любопытный»
Цель: умение производить звуко-буквенный анализ слов, выделять первый слог в слове.
Ход: играющие садятся в круг. Водящий – «любопытный» - становится в середине и громко называет какую-нибудь букву. Ждет, пока игроки приготовятся, затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему с короткими вопросами: «Кто?» - «Куда?» - «Зачем?»
Тот, к кому он обращается, должен быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы, например:
К–компот, в кино, каждый день, с керосином
Игрок, не сумевший ответить сразу, меняется с «любопытным» местами и объявляет другую букву.
Игра «Посуда»
Ход: дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.
6. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИСКАЖЁННЫМ РАЗВИТИЕМ Игра «Съедобное – несъедобное»
Оборудование: мяч.
Ход: в зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Игра «Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они
порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
Упражнение «Третий лишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
Яблоко, вишня, помидор.
Час, килограмм, минута.
Козленок, корова, теленок.
Шапка, шарф, кепка.
Мыло, веник, мочалка.
Карандаш, стакан, ложка.
Кастрюля, сумка, чемодан.
Колбаса, молоко, молоток.
Телевизор, холодильник, диван.
Кошка, собака, волк.
9