III. Целеполагание. Фаза вызова. Цель: создание условий для формулирования обучающимися цели и задач урока, включение обучающихся в деятельность. | Учитель подводит обучающихся к определению темы урока. - Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо расшифровать данную запись. 1 6 9 10 4 5 8 5 3 9 7 9 5 6 2 3 0 ! Ключ к разгадке 0 М 1 Б 2 Г 3 О 4 П 5 Р 6 У 7 Е 8 И 9 Д 10 Ь – Наш урок пройдет необычно, в виде конференции. Вы будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где будут работать 4 отдела. К вашей одежде прикреплены круги разного цвета. Цвет круга обозначает, в работе какого отдела вы будете принимать участие в течение урока. Прошу всех занять свои места. Учитель ставит на стол каждой группы табличку с названием отдела. (Отдел по охране зверей. Отдел по охране птиц. Отдел по охране насекомых. Отдел по охране растений.) – Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. - Как вы думаете, какова же цель работы «Комитета по охране природы»? (Ответы обучающихся). Это и будет являться целью нашего урока - Какие задачи поставим перед собой? (Ответы обучающихся) – Каждой группе необходимо самостоятельно разработать свой «Свод законов о природопользовании», который бы был направлен на сбережение природы и живых организмов. | Обучающие, выполнив подготовительное задание, определяют тему урока. ![](https://fhd.multiurok.ru/5/1/9/5192faa31fe0dd95d73a8758f07e286977e5c05c/bud-prirodie-drughom-2_4.png)
Узнают о форме проведения урока.
Определяют цель (Сформулировать правила поведения человека в природе, которые помогут сохранить и увеличить численность редких растений и животных) и задачи (Узнать, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защитить. Учиться находить нужную информацию в учебнике, дополнительной литературе и делится полученной информацией с одноклассниками) урока. | Личностные: Нравственно – этическая ориентация Познавательные: Поиск и выделение информации. Коммуникативные: Воспринимать мнение сверстников; принимать участие в обсуждении. Регулятивные: Учиться высказывать своё предположение (версию). Умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя, принимать и сохранять учебно-познавательные задачи до конца учебных действий. |
IV. Изучение материала открытие нового. Цель: создание условий для решения учебных задач и нахождения путей их решения, выбор способа и построения плана достижения цели. | Учитель организует работу в группах с целью открытия новых знаний, побуждает обучающихся к анализу проблемных ситуаций и способов их решения. - В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней. - В первом классе мы говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? – Почему в лесу надо соблюдать тишину? - Мы отправляемся в лес, чтобы услышать пение птиц, увидеть, как раскрывается бутон колокольчика, набрать в лукошко ягод, орехов, грибов, насладиться свежим душистым воздухом, полюбоваться красотой леса. Но не забывайте, мы – в гостях, а значит, должны соблюдать определенные правила. А вот какие – нам об этом расскажут наши отделы Комитета по охране природы. - Итак, мы начинаем работу в наших отделах. Вам необходимо выбрать начальника своего отдела, который будет регулировать и координировать работу всех сотрудников, самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании». – Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы та организация, которая поможет сохранить на нашей планете Земля редкие растения и животных. – Для каждого отдела подготовлены карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение заданий отводится 10-15 минут. Можете использовать учебники, дополнительную литературу. По истечению времени каждый отдел расскажет о проделанной работе, а остальные отделы смогут задать интересующие вопросы. Учитель организует и координирует работу групп с целью открытия обучающимися новых знаний. Карточка 1 (Отдел охраны зверей) Эта ситуация, которая могла произойти в лесу. Ваша задача - определить, какие были допущены ошибки, какое правило можно сформулировать на основе рассмотренного примера. Ситуация «На распутье» Человек стоит у края леса и выбирает, куда идти. Решение принято. Он начинает свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам. Отгадайте загадки: Быстро плавает, ныряет, И в воде не намокает, Рыбку ловит и съедает, Иногда и отпускает, В "кошки-мышки" с ней играет. (Выдра) Здесь Ледовитый океан. Плывёт на льдине капитан. Он в белой шубе, он лохмат Как брат лесной, он косолап. (Белый медведь) Расскажите об одном из этих зверей по плану: Внешний вид. Место обитания. Чем питается? Почему человек истребляет? 4. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании», выберите подходящий экологический знак. Карточка 2 (Отдел охраны птиц) Эта ситуация, которая могла произойти в лесу. Ваша задача - определить, какие были допущены ошибки, какое правило можно сформулировать на основе рассмотренного примера. Ситуация «Шум в лесу» Человек любит слушать музыку и взял с собой в лес магнитофон. Он идет по лесу, а музыка гремит. Как хорошо! Отгадайте загадки: Курлычут громко, высоко, Летают долго, далеко, Красиво в небе воспаряют, И как скажи, их называют? (Журавли) В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд – приятель!» И ставит подпись… (Дятел) 3. Расскажите об одной из этих птиц по плану: Внешний вид. Место обитания. Чем питается? Почему человек истребляет? 4. Составьте правила защиты птиц. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании», выберите подходящий экологический знак. Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых) Эта ситуация, которая могла произойти в лесу. Ваша задача - определить, какие были допущены ошибки, какое правило можно сформулировать на основе рассмотренного примера. Ситуация «Красота дома» В августе ребята пошли в лес. На полянке они ловили бабочек. Одну бабочку дети принесли домой, уж очень она была красивая. Через день бабочка умерла. Отгадайте загадки: Тёска его огромный и злой, Он же в размерах совсем небольшой, Тёмно-коричневый, рог впереди, Ну же, скорей ты его назови! (Жук-носорог) Вперевалочку, неспешно, По траве ползёт усердно, С виду вроде бы опасный, Но нисколечко не страшный, С мощными двумя рогами, Догадались, кто пред вами? (Жук-олень) 3. Расскажите об одном из этих насекомых по плану: Внешний вид. Место обитания. Чем питается? Почему человек истребляет? 4. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании», выберите подходящий экологический знак. Карточка № 4 (Отдел охраны растений) Эта ситуация, которая могла произойти в лесу. Ваша задача - определить, какие были допущены ошибки, какое правило можно сформулировать на основе рассмотренного примера. Ситуация «По грибы» Отправились внук с дедом в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы. Внук сбивал их палкой. - Зачем ты это делаешь? – спросил дед. - Они же несъедобные! – ответил внук. Отгадайте загадки: На пруду большой цветок, С жёлтой сердцевинкой На воде растёт, цветёт Белая ( кувшинка). Белые горошки На зеленой ножке. (Ландыш) 3. Расскажите об одном из этих растений по плану: Внешний вид. Где растет? Чем интересно растение? Как человек использует? 4. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании», выберите подходящий экологический знак. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся выбирают начальника своего отдела для координации и продуктивной работы. Группы выполняют задания, которые даны в карточках, находят необходимый материал в представленной литературе, составляют свой «Свод законов о природопользовании», выбирают, кто из ребят будет защищать проект группы. | Коммуникативные: Учиться договариваться, организовывать совместную работу в группах, принимать участие в обсуждении, взаимопомощь Личностные: Нравственно – этическая ориентация Познавательные: Выявлять известное и неизвестное. Устанавливать причинно – следственные связи, поиск и выделение информации. Структурировать знания. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); осуществлять анализ прочитанного текста, формулировать несложные выводы, основываясь на полученный материал.
|
VI. Первичное закрепление. Отчёт групп (отделов) о проделанной работе. Цель: проговаривание подготовленного материала - нового знания. | Учитель организует выступление каждой группы, сопровождая показом слайдов из презентации, обсуждение и самооценку работы каждой группы: - Какую работу выполнял(а) в группе? - Над какой проблемой мы работали? - Удалось ли решить поставленные задачи? - К какому выводу мы пришли? Кем должен быть человек природе?
После отчёта каждой группы на доске вывешиваются правила, которые были выработаны в ходе работы отделов, экологические знаки, отражающие обсуждаемую проблему. В конечном итоге создается общий «Свод законов о природопользовании». - В нашей республике Чувашия тоже создана Красная книга. Она была учреждена в 1992 году. Мне хочется познакомить вас с некоторыми исчезающими видами растений и животных нашей местности. Презентация. | Группы отчитываются о проделанной работе по предложенному плану (план ответа даётся в карточке с заданиями). | Коммуникативные: Учиться оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами, слушать и понимать речь выступающих. Личностные: Развивать действие нравственного - этического оценивания. Познавательные: Овладение сведениями о правилах поведения в природе. |
VIII. Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Цель: определение эффективности урока, планирование последующей деятельности.
Домашнее задание. | Учитель организует рефлексию деятельности на уроке, предлагает ответить на вопросы: - Какое настроение было на уроке? - Что понравилось? - Сегодня я узнал… - Для меня стало новым... - Я научился… - Где можно применить новые знания? - Сегодня на уроке я понял(а), что...... - Закончить урок я хочу словами русского писателя М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину». ![](https://fhd.multiurok.ru/5/1/9/5192faa31fe0dd95d73a8758f07e286977e5c05c/bud-prirodie-drughom-2_5.png)
- Подготовить сообщения об исчезающих видах растений и животных Чувашии. | Обучающиеся определяют важность полученных знаний. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют правила поведения в природе. Обучающиеся записывают домашнее задание. | Личностные: Способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке. Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения, планирование последующей деятельности.
|