СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Будь природе другом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по  окружающему  миру для 2 класса. Тема " Будь  природе  другом".

Просмотр содержимого документа
«Будь природе другом»

Платова Марианна Витальевна,

учитель начальных классов


Технологическая карта урока

Урок по теме «Будь природе другом» ( Окружающий мир. 2 класс)

Цель: Способствовать формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с Красной книгой России.

  2. Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу республики Чувашия.

  3. Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.

  4. Развивать у обучающихся умение работать группами, учитывая мнение каждого участника.

  5. Тренировать у обучающихся мыслительные операции анализа, синтеза, умение наблюдать, обобщать, развивать внимание, память, мышление, речь, коммуникативные качества, познавательный интерес.



Тип урока: урок комплексного применения знаний – конференция.

Авторы УМК: А.А. Плешаков

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира России, Чувашии, занесённых в Красную книгу.

  • Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.

  • Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.

  • Уметь вести себя в природе.

  • Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе

Метапредметные  УУД:  

Познавательные: постановка и формулировка проблемы,  умение добывать новые знания – находить и использовать необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем источниках, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, учиться принимать и сохранять учебную задачу, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять пошаговый и итоговый контроль за ходом выполнения задания по предложенному плану.

Коммуникативные: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, слышать собеседника, договариваться, приходить к общему мнению, вести диалог, вступать в речевое общение.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  учиться проявлять ценностное отношение к миру природы, осознавать важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.

Оборудование: презентация к уроку, Красная книга, энциклопедии, атлас-определитель А.А. Плешакова «От земли до неба», книга для учащихся начальных классов А.А. Плешакова «Зеленые страницы», листы-страницы для создания Проекта, таблички – названия отделов, круги четырех цветов для разбивки обучающихся на группы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент:

Цель: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке,  включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель раздает обучаюшимся цветные круги, которые закрепляются на одежде.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Обучающиеся закрепляют круги на одежде и рассаживаются по группам.


Личностные:

Формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности.

II. Повторение пройденного материала

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”,  и выявление затруднений в индивидуальной деятельности  каждого обучающегося.





Учитель организует повторение пройденного материала.

– О чем шла речь на прошлом уроке? 

– Что такое Красная книга?

– В каком году была издана Международная красная книга?

 – Почему для ее обложки выбрали красный цвет? 

-Как выглядела первая Красная книга? 

– Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? 

– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? 

– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? 

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Свои ответы проверяют с ответами презентации.





Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме.


III. Целеполагание. Фаза вызова.

Цель: создание условий для формулирования обучающимися цели и задач урока,  включение обучающихся в деятельность.

Учитель подводит обучающихся к определению темы урока.

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо расшифровать данную запись.

1 6 9 10 4 5 8 5 3 9 7 9 5 6 2 3 0 !

Ключ к разгадке

0 М

1 Б

2 Г

3 О

4 П

5 Р

6 У

7 Е

8 И

9 Д

10 Ь

– Наш урок пройдет необычно, в виде конференции. Вы будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где будут работать 4 отдела. К вашей одежде прикреплены круги разного цвета. Цвет круга обозначает, в работе какого отдела вы будете принимать участие в течение урока. Прошу всех занять свои места.

Учитель ставит на стол каждой группы табличку с названием отдела. (Отдел по охране зверей. Отдел по охране птиц. Отдел по охране насекомых. Отдел по охране растений.)

– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас.

- Как вы думаете, какова же цель работы «Комитета по охране природы»? (Ответы обучающихся). Это и будет являться целью нашего урока

- Какие задачи поставим перед собой? (Ответы обучающихся)

– Каждой группе необходимо самостоятельно разработать свой «Свод законов о природопользовании», который бы был направлен на сбережение природы и живых организмов.


Обучающие, выполнив подготовительное задание, определяют тему урока.



Узнают о форме проведения урока.



Определяют цель (Сформулировать правила поведения человека в природе, которые помогут сохранить и увеличить численность редких растений и животных) и задачи (Узнать, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защитить. Учиться находить нужную информацию в учебнике, дополнительной литературе и делится полученной информацией с одноклассниками) урока.

Личностные:

Нравственно – этическая ориентация

Познавательные:

Поиск и выделение информации.

Коммуникативные:

Воспринимать мнение сверстников; принимать участие в обсуждении.

Регулятивные:

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя, принимать и сохранять учебно-познавательные задачи до конца учебных действий.

IV. Изучение материала открытие нового.

Цель: создание условий для решения учебных задач и нахождения путей их решения, выбор способа и построения  плана достижения цели. 


Учитель организует  работу  в группах с целью открытия новых знаний,  побуждает обучающихся к анализу проблемных ситуаций и способов их решения.

- В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

- В первом классе мы говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? 

– Почему в лесу надо соблюдать тишину? 

- Мы отправляемся в лес, чтобы услышать пение птиц, увидеть, как раскрывается бутон колокольчика, набрать в лукошко ягод, орехов, грибов, насладиться свежим душистым воздухом, полюбоваться красотой леса. Но не забывайте, мы – в гостях, а значит, должны соблюдать определенные правила. А вот какие – нам об этом расскажут наши отделы Комитета по охране природы.

- Итак, мы начинаем работу в наших отделах. Вам необходимо выбрать начальника своего отдела, который будет регулировать и координировать работу всех сотрудников, самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании».

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы та организация, которая поможет сохранить на нашей планете Земля редкие растения и животных.

– Для каждого отдела подготовлены карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение заданий отводится 10-15 минут. Можете использовать учебники, дополнительную литературу. По истечению времени каждый отдел расскажет о проделанной работе, а остальные отделы смогут задать интересующие вопросы.

Учитель организует и координирует работу групп с целью открытия обучающимися новых знаний.

Карточка 1 (Отдел охраны зверей)

    1. Эта ситуация, которая могла произойти в лесу. Ваша задача - определить, какие были допущены ошибки, какое правило можно сформулировать на основе рассмотренного примера.

Ситуация «На распутье»

Человек стоит у края леса и выбирает, куда идти. Решение принято. Он начинает свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам.

    1. Отгадайте загадки:

Быстро плавает, ныряет,

И в воде не намокает,

Рыбку ловит и съедает,

Иногда и отпускает,

В "кошки-мышки" с ней играет. (Выдра)

Здесь Ледовитый океан.

Плывёт на льдине капитан.

Он в белой шубе, он лохмат

Как брат лесной, он косолап. (Белый медведь)

    1.  Расскажите об одном из этих зверей по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Чем питается?

  4. Почему человек истребляет?

4. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании», выберите подходящий экологический знак.

Карточка 2 (Отдел охраны птиц)

    1. Эта ситуация, которая могла произойти в лесу. Ваша задача - определить, какие были допущены ошибки, какое правило можно сформулировать на основе рассмотренного примера.

Ситуация «Шум в лесу»

Человек любит слушать музыку и взял с собой в лес магнитофон. Он идет по лесу, а музыка гремит. Как хорошо!

    1. Отгадайте загадки:

Курлычут громко, высоко,

Летают долго, далеко,

Красиво в небе воспаряют,

И как скажи, их называют? (Журавли)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)

3. Расскажите об одной из этих птиц по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Чем питается?

  4. Почему человек истребляет?

4. Составьте правила защиты птиц. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании», выберите подходящий экологический знак.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

    1. Эта ситуация, которая могла произойти в лесу. Ваша задача - определить, какие были допущены ошибки, какое правило можно сформулировать на основе рассмотренного примера.

Ситуация «Красота дома»

В августе ребята пошли в лес. На полянке они ловили бабочек. Одну бабочку дети принесли домой, уж очень она была красивая. Через день бабочка умерла.

    1. Отгадайте загадки:

Тёска его огромный и злой,

Он же в размерах совсем небольшой,

Тёмно-коричневый, рог впереди,

Ну же, скорей ты его назови! (Жук-носорог)

Вперевалочку, неспешно,

По траве ползёт усердно,

С виду вроде бы опасный,

Но нисколечко не страшный,

С мощными двумя рогами,

Догадались, кто пред вами? (Жук-олень)

3. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Место обитания.

  3. Чем питается?

  4. Почему человек истребляет?

4. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании», выберите подходящий экологический знак.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

    1. Эта ситуация, которая могла произойти в лесу. Ваша задача - определить, какие были допущены ошибки, какое правило можно сформулировать на основе рассмотренного примера.

Ситуация «По грибы»

Отправились внук с дедом в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы. Внук сбивал их палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил дед.

- Они же несъедобные! – ответил внук.

    1. Отгадайте загадки:

На пруду большой цветок,

С жёлтой сердцевинкой

На воде растёт, цветёт

Белая ( кувшинка).

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

3. Расскажите об одном из этих растений по плану:

  1. Внешний вид.

  2. Где растет?

  3. Чем интересно растение?

  4. Как человек использует?

4. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании», выберите подходящий экологический знак.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.


Обучающиеся выбирают начальника своего отдела для координации и продуктивной работы.

Группы выполняют задания, которые даны в карточках, находят необходимый материал в представленной литературе, составляют свой «Свод законов о природопользовании», выбирают, кто из ребят будет защищать проект группы.

Коммуникативные:

Учиться договариваться, организовывать совместную работу в группах, принимать участие в обсуждении, взаимопомощь

Личностные:

Нравственно – этическая ориентация

Познавательные:

Выявлять известное и неизвестное.

Устанавливать причинно – следственные связи, поиск и выделение информации. Структурировать знания. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

осуществлять анализ прочитанного текста, формулировать несложные выводы, основываясь на полученный материал.





V. Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение.

Учитель организует физкультминутку.

Обучающие выполняют музыкальную физкультминутку («Лесная физкультминутка»).


VI. Первичное закрепление. Отчёт групп (отделов) о проделанной работе.

Цель: проговаривание подготовленного материала - нового знания. 

Учитель организует   выступление   каждой группы, сопровождая показом слайдов из презентации, обсуждение и самооценку работы каждой группы:

- Какую работу выполнял(а) в группе?

-  Над какой проблемой  мы работали?

-  Удалось ли решить поставленные задачи?

- К какому выводу мы пришли? Кем должен быть человек природе?

   





После отчёта каждой группы  на доске вывешиваются правила, которые были выработаны в ходе работы отделов, экологические знаки, отражающие обсуждаемую проблему.

В конечном итоге создается общий «Свод законов о природопользовании».

- В нашей республике Чувашия тоже создана Красная книга. Она была учреждена в 1992 году. Мне хочется познакомить вас с некоторыми исчезающими видами растений и животных нашей местности.

Презентация.

Группы отчитываются о проделанной работе по предложенному плану (план ответа даётся в карточке с заданиями).

Коммуникативные:

Учиться оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами, слушать и понимать речь выступающих.

Личностные:

Развивать действие нравственного  - этического оценивания.

Познавательные: Овладение сведениями о правилах поведения в природе.

VII. Проверка усвоения знаний.

Цель:    проверка   усвоенных обучающимися знаний, формирования универсальных учебных действий по данной теме, самооценка.

Учитель организует   проверку  усвоения знаний, полученных на уроке. Побуждает  обучающихся к самооценке.

Обучающиеся выполняют тестовую работу с последующей проверкой по эталону и самооценкой.

Регулятивные:

Осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Личностные:

Способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу.

VIII. Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Цель: определение эффективности урока, планирование последующей деятельности.



































Домашнее задание.



Учитель организует рефлексию деятельности на уроке, предлагает ответить на вопросы:

- Какое настроение было на уроке?

- Что понравилось?

- Сегодня я узнал…

- Для меня стало новым...

- Я научился…

- Где можно применить новые знания?

- Сегодня на уроке я понял(а), что......


- Закончить урок я хочу словами русского писателя М. Пришвина «Охранять

природу – значит охранять Родину». 



- Подготовить сообщения об исчезающих видах растений и животных Чувашии.

Обучающиеся определяют важность полученных знаний. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют правила поведения в природе.















Обучающиеся записывают домашнее задание.


Личностные:

Способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке.

Регулятивные:

Осознание качества и уровня усвоения, планирование последующей деятельности.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!