Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ординский детский сад»
Познавательный проект
к Дню Победы в Великой Отечественной войне
«Будем мы учиться - Родиной гордиться!»
по нравственно-патриотическому направлению
работы с детьми старшей группы
Автор: воспитатель
1 квалификационной категории
Кулинко Светлана Юрьевна
с. Орда, 2019
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Будем мы учиться - Родиной гордиться!»
Автор проекта
Кулинко Светлана Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Ординский детский сад» с. Орда
Участники проекта
Воспитатели, родители, дети старшей группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Продолжительность проекта: с 6 апреля по 7 мая 2019 г.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: понять, почему День Победы – праздник для всей страны и для каждого человека.
Цель проекта: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Задачи проекта
Для детей:
разобраться в том, почему войну 1941-1945 гг. называют Великой и Отечественной, почему это «праздник со слезами на глазах»;
обратиться к родителям и родственникам с просьбой рассказать о прадедушках, прабабушках, участвовавших в боевых действиях и переживших войну.
Для педагогов:
стимулировать возникший детский интерес;
создать условия для детской инициативы, ежедневного поиска и новых открытий, сделанных детьми;
помочь в реализации детских идей;
помочь каждому ребенку пережить радость и гордость за ветеранов.
Для родителей:
Формы работы над проектом:
занятия;
целевые прогулки;
экскурсии;
художественно-творческая деятельность;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;
слушание музыки;
наблюдения.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Утренник, посвященный празднованию Дня Победы, выпуск стенгазеты
« Бессмертный полк ».
Родителям рекомендовано посетить музей – зал боевой славы, исторические места родного города, возложить цветы к памятникам воинской славы, рассмотреть праздничное украшение города, поздравить прадедушку и прабабушку, понаблюдать с детьми за праздничным салютом, просмотр телепередач «Парад на Красной площади»; просмотр фильмов о героях войны, совместно обсудить; прослушать песни на военную тему.
Трансляция опыта работы над проектом: презентация результатов реализации проекта на педсовете.
Этапы реализации:
1. Подготовительный: работа с методической литературой, составление плана работы.
2. Практический: реализация проекта.
3. Итоговый: подведение итогов работы над проектом.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Реализация проекта планируется осуществляться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Ожидаемые результаты
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемой программы проекта «Нам есть, у кого учиться - Родиной гордиться!» имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность будет способствовать формированию тесных внутрисемейных отношений, чувство гордости у детей за свою семью, родителей, собственную сопричастность к празднику Победы, будет способствовать развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, прочно усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей.
Актуальность
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Содержание работы по проекту «Нам есть, у кого учиться - Родиной гордиться!» |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды | Вовлечение семей в образовательную деятельность |
|
|
06.04-10.04 Тема «Воин-солдат» |
Задачи: 1.Речевое развитие: Формировать восприятие на слух художественной литературы, высказываться по содержанию произведения, обогащать активный словарь. 2. Познавательное развитие: Формировать интерес к историческим событиям, людям. 3. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать эмоционально – положительное отношение к солдату и чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослым встать на защиту своей страны. |
Методы и приемы: - наглядные: демонстрация иллюстраций и репродукций - словесные: беседа, рассказ, пояснение Материалы и оборудование: Иллюстрация «Письма с фронта». Альбомные листы Образовательная деятельность: Беседа о солдатах, их роли в мирное и военное время. Рассматривание иллюстрации «Письма с фронта». Чтение рассказа «Шел по городу солдат», беседа о прочитанном. Конструирование из бумаги «Письмо солдата». | Утро: Беседа «О воине – солдате» Цель: Донести до детей важность слова «солдат», воспитание патриотических чувств, уважения и благодарности к защитникам Отечества. - Чтение произведения Л. Кассиль «Твои защитники» Цель: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям. -Дидактическая игра «Воину – солдату свое оружие» Цель: Развивать в игре сообразительность, ловкость, внимание, умение выполнять поставленную задачу. Прогулка -Индивидуальная работа с подгруппой мальчиков «Меткий стрелок» Цель: Продолжать учить метать предметы правой и левой рукой в горизонтальную цель. -Подвижная игра « Ловишки парами» Цель: Закрепить умение быстро бегать, не мешая друг другу, ориентироваться в пространстве, работа в команде. Вечер - Заучивание пословиц о храбрости и смелости героев – солдат Цель: Продолжать учить осмысливанию значения пословиц и поговорок, составлять по ним рассказы отражающие основную мысль. -Сюжетно-ролевая игра «Полевая почта» Цель: Расширить представление о значении работников почты в военное время. | Иллюстрации по теме «Воин-солдат», «Почтальон». Дидактическая игра «Воину – солдату свое оружие». Набор для игры «Меткий стрелок». Сюжетно-ролевая игра «Военный госпиталь», «Военно-полевая кухня». День здоровья. Спортивный праздник «Мы защитники Отечества» | Консультация с родителями на тему: «Рассказать детям о героическом прошлом России» Рисование с детьми на тему «Слава Армии родной!» Предложить родителям создать мини - музей в группе «Предметы военного прошлого» (музей фотовещей) |
13.04-17.04 Тема «Награды» |
Задачи: 1.Речевое развитие: Обогащать активный словарь, способствовать развитию связной, грамматически правильной речи. 2. «Социально-коммуникативное»: Продолжать формирование чувства гордости к своему народу, к истории страны. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживанию. |
Методы и приемы: - наглядные: демонстрация иллюстраций, рассматривание орденов и медалей - словесные: беседа, рассказ, пояснение -практический: игра. 3.Художественное творчество рассматривание наград и их иллюстраций, беседа об их отличительных особенностях (цвет, форма и т.п.), художественное творчество, выставка работ. Аппликация по теме «Ордена и медали», НОД «Музыка» по плану муз. руководителя | Утро: Беседа «Медали и ордена России» Цели: Дать детям четкое представление о медалях и орденах России, рассказать о значимости и истории возникновении. - Чтение произведения С. Алексеева «От Москвы до Берлина». Цели: Продолжать развивать интерес к художественной литературе, сопереживать героям и давать оценку их поступкам, развивать диалогическую речь и обогащать словарный запас. Прогулка: -Ситуативный разговор «Безопасность на прогулке». Цели: Напомнить о правилах безопасного поведения на улице. -Подвижная игра «Найди себе пару» Цели: Закрепить умение действовать сплоченно в команде, двигаться быстро, не сталкиваясь с другими, уметь ориентироваться в пространстве, подчиняться правилам игры. -Игры с выносным материалом. Вечер - Отгадывание загадок о мужестве, смелости и стойкости воинов. Цели: Продолжать учить осмысливание значения пословиц и поговорок, составлять по ним рассказы, отражающие основную мысль - Игры из строительного материала «Наша Родина – наша крепость» - Сюжетно – ролевая игра «Медсестра - госпиталь» Цели: Познакомить с профессией военного репортера. Помочь подобрать необходимые атрибуты, распределить роли установить правила. Воспитывать чувства уважение и сопереживания к солдатам. | Изображения наград, ордена и медали. Дидактическая игра «Колесо истории». Демонстрационные часы, календарь. Атрибуты для сюжетно –ролевой игры «Медсестра - госпиталь » | Домашнее задание: заучивание стихотворения на тему: «День Победы» Оформление папки – передвижки для родителей на тему «Как рассказать ребёнку о Дне Победы? » |
20.04 - 24.04 Тема «Военная техника» |
Задачи: 1.Речевое развитие: Продолжать обогащать активный словарь, способствовать развитию связной, грамматически правильной речи. 2.Познавательное развитие: Продолжать формировать интерес к историческим событиям ВОВ. 3. Социально-коммуникативное развитие: Продолжать прививать любовь и уважение к своему народу, воспитывать чувство принадлежности ему. 4. Художественно-эстетическое развитие: Развивать у детей воображение, умение передавать в лепке разные по форме предметы, пропорциональные соотношения, динамику действий, добиваться выразительности в передаче движений, характера образа. |
Методы и приемы: - наглядные: рассматривание иллюстраций по теме «Все для фронта, все для победы» - словесные: беседа, рассказ, пояснение -практический: игра. Материалы и оборудование: -Иллюстрации по теме «Все для фронта, все для победы» -Пластилин, рабочие принадлежности. Образовательная деятельность: Беседа о тружениках тыла, рассматривание иллюстраций по теме, лепка военной техники по выбору детей (самолет, танк, орудие), выставка работ. НОД «Музыка» по плану муз. рук | Утро -Беседа с использованием иллюстраций «Военная техника» Цели: Углублять знания детей о военной техники, о ее значении в рядах Российской Армии. - Чтение произведения С. Алексеева «От Москвы до Берлина». Цели: Продолжать развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературное произведение, понимать его смысл; Прогулка - Целевая прогулка «Наблюдение за транспортом» Цели: Формирование элементарных правил поведения на улицах города. Закрепление знаний о роли сигналов светофора. -Игры с выносным материалом «ПДД» Цели: Закрепление ПДД. Вечер -Выставка рисунков мальчиков на тему: «Военная техника» Цели: Поддерживать стремление детей выражать свои чувства на основе эмоционального восприятия в творчестве. - Прослушивание аудиозаписи военных песен «Катюша», «Синий платочек», «День Победы» Цели: Развитие способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи. Чтение стихов о войне. | Иллюстрации по теме «Военная техника». Набор для игр по ПДД. Аудиозаписи военных песен. Пластилин, рабочие принадлежности. | Консультация с родителями на тему: «Забота о пожилых людях» |
|
27.04 -07.05 Тема «День Победы» |
Задачи: 1.Речевое развитие: Продолжать обогащать словарный запас, развивать речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи. 2.Познавательное развитие: Развивать любознательность, воображение, творческую активность; формировать представления об окружающем мире, о родине, культурных ценностях народа. 3. Социально-коммуникативное развитие: Усвоение моральных и нравственных норм, принятых в обществе; развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание. 4. Художественно-эстетическое развитие: Продолжать знакомить с произведениями искусства; развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства; развивать эмоциональный отклик на человеческие поступки, события. |
Методы и приемы: наглядные: просмотр фильма, слайдов, иллюстраций и работ детей по теме - словесные: беседа, рассказ, пояснение -практический: игра Подбор тематического мате-риала | Утро: - Просмотр документально – исторического фильма «Прорвать блокаду». Цели: Продолжать знакомство с основными сражениями, историческими событиями. Воспитывать гордость и уважение к людям отдавшим жизнь за победу. - Дидактическая игра «Кому, что нужно для службы» Цели: Закрепление родов войск, их назначение, вид деятельности. - Беседа с детьми о «детях – героях войны»: В.Котик Цели: Продолжать знакомство с людьми, принимавшими участие в Вов, их бессмертным подвигом. Воспитывать гордость и уважение к людям, отдавшим жизнь за победу Прогулка - Конкурс рисунков на асфальте «Страна прими салют» Вечер -- Экскурсия к мемориалу в нашем селе.. Возложение цветов. Оформление книжной выставки и информационного уголка | Помощь в подготовке и участие в утреннике, посвященному празднованию Дня Победы. |
(книг, газетных вырезок, статей). Экскурсия в библиотеку. Материалы и оборудование: -Праздничное оформление группы, музыкального зала -Выставка работ детей образовательная деятельность: Чтение стихов посвященных Дню Победы. Утренник, посвященный празднованию Дня Победы (по сценарию муз.руководителя совместно с подготовительной группой) |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
И.В.Богачева, В.Л.Гиненский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко Моё Отечество Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.
Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева, Л.Г.Каримова, Л.А.Семикова Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Н.Новгород. 2000.
А.Е.Писарева, В.В.Уткина живём в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2007.
Т.А.Шорыгина Наша Родина – Россия. ТЦ Сфера, 2013
С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. ТЦ Сфера, 2004.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Старшая группа. М., 2008.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Средяя группа. М., 2008
Дошкольное воспитание -2014- №10-12