Обобщенная схема занятия (наблюдение за природным объектом)
Алгоритм рассматривания
природоведческих картин
Схема конспекта занятия
Тема занятия.
Тип занятия (первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее)
Программное содержание, включающее образовательные, развивающие, воспитательные задачи.
Оборудование, с указанием демонстрационного и раздаточного материала.
Ведущие методы и методические приемы.
Словарная работа.
Ход занятия:
Вводная часть: организационный момент (игровой, сюрпризный момент, использование художественного слова, проблемная ситуация, мотивация – в зависимости от возраста детей).
Основная часть: реализация программного содержания.
Заключительная часть: закрепление нового учебного материала, интерпретация воспринятого материала с учетом имеющихся знаний и личного опыта детей
МБДОУ «Ясли – сад №15
города Донецка»
Подготовительный этап.
Установочная беседа перед занятием, обращение к личному опыту детей.
Начало наблюдения.
Организационный момент (игровой, сюрпризный момент, использование художественного слова, проблемная ситуация – в зависимости от возраста детей);
Рассматривание природного объекта или явления в целом;
Анализ обследуемого объекта или явления по частям (см. схему наблюдения за животными растениями);
Интерпретирующее обследование природного объекта или явления.
Заключительный этап.
Анализ занятия, проводимый воспитателем совместно с детьми;
Закрепление полученных представлений;
Фиксация результатов.
Занятия как форма обучения имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте:
Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения;
Программное содержание – это конкретно сформулированные воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель решает с детьми в процессе обучения;
Материал занятия и форма его организации должны быть запланированы предварительно;
Ход занятия представляет собой описание всех 3 частей (вводная, основная, заключительная части). Ход прописывается от первого лица. Текст включает прямую речью воспитателя (объяснения нового материала, вопросы, уточнения, разъяснения, указания, формулировку практических заданий).
Рекомендации для педагогов
Установочная беседа, в которой детям сообщается, что ознакомление с природным явлением (объектом), будет происходить при помощи картины.
Сообщение автора и названия картины (либо, дети самостоятельно называют картину, его сравнение с авторским названием).
Беседа по содержанию картины, активизация личного опыта детей (примеры из жизни, установление причинно-следственных связей).
Описательный рассказ воспитателя по картине (в старшей группе составляется план рассказа, дети могут без образца воспитателя рассказать о содержании картины).
Составление плана рассказа
, рассказы детей.
Интерпретация воспринятой
информации, анализ.
.
Воспитатель: Кисиленко Е.А.
Алгоритмы методов экологического воспитания
Обобщенная схема наблюдения
за животными
Выделение особенностей внешнего вида животного.
Младший дошкольный возраст: рассматривание животного в
целом, и по частям.
Старший дошкольный возраст: рассматривание животного в целом, выделение и называние отличительных и сходных признаков внешнего вида наблюдаемого объекта в сравнении с другим животным, хорошо известным детям, являющимся представителем того же экологического класса.
Выявление особенностей поведения животного.
Младший дошкольный возраст: дети наблюдают за движениями, повадками животного.
Старший дошкольный возраст: дети, наблюдая за поведением и повадками животного, сравнивают их с поведением и повадками другого животного, хорошо известного детям, являющегося представителем того же экологического класса; дети соотносят внешний вид животного со средой обитания и способом питания.
Определение принадлежности наблюдаемого объекта к группе диких или домашних животных, выявление роли наблюдаемого животного в жизни человека.
Интерпретация воспринятого материала с учетом личного опыта детей.
Обобщенная схема рассматривания
растений.
Выделение особенностей внешнего
вида растения в целом, и по частям:
величина;
форма, цвет, характер поверхности
листьев,
цвет, характер поверхности стебля (стеблей);
наличие (отсутствие) цветков, их величина,
цвет, запах.
Выявление условий, необходимых для полноценного жизненного функционирования растения (освещение, влага, температура, почвенное питание), особенностей ухода за растением. Сравнение способов ухода по сходству и различию рассматриваемого объекта с ранее известными растениями.
Интерпретация воспринятого материала с учетом личного опыта детей.
Обобщенная схема проведения
несложного опыта.
Постановка познавательной задачи.
Выдвижение гипотез о решении познавательной задачи.
Демонстрация опыта.
Проведение опыта с участием детей (обследовательские действия, способы преобразования объекта).
Анализ полученных результатов, формулировка выводов детьми.
Фиксация полученных результатов.
Схема проведения занятий
природоведческого характера
Занятия по экологическому образованию и ознакомлению детей дошкольного возраста с природой бывают 2 видов:
проводимые в группе в форме наблюдений за природными объектами, несложных опытов, рассматривания картин, бесед;
проводимые в естественных условиях – природоведческие и сельскохозяйственные экскурсии.
По дидактическому содержанию выделяются 3 группы занятий: первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие.
В настоящее время все занятия носят комплексный характер, т.е. на одном занятии решаются разные задачи развития ребенка и выстроены на нескольких видах деятельности.
Алгоритм проведения
природоведческой экскурсии
Установочная беседа.
Коллективное наблюдение за природоведческими явлениями и объектами.
Индивидуальные самостоятельные наблюдения детей за природоведческими объектами.
Сбор природного материала.
Дидактические игры с природным материалом, хороводные игры
(либо подвижные игры).
Интерпретация воспринятого
с учетом знаний и личного
опыта детей.
Фиксация результатов
(в группе).