Ключ к успеху…
• Следите, чтобы план выполнялся систематически, особенно в
начальный период «выработки
привычки». Если план рушится, то
скорее всего, в первые несколько
недель работа велась бессистемно.
• Используйте
напоминание, чтобы ребёнок
вовремя приступал к заданиям.
Если через какое-то время система
не срабатывает – повторите.
• Если без постоянных напоминаний
и ворчания ничего не происходит,
придётся действовать строже.
Ненадолго запретить
компьютерные игры или какие-то другие любимые занятия.
Это важно…
* Если у вас слабо развиты навыки планирования, успех вашего плана окажется под вопросом. Если вы не уверены в своих силах или ничего не выходит, не стесняйтесь обратиться за помощью к учителю или воспитателю.
* Поощряйте ребёнка, когда он быстро приступает к своим задачам
в течение дня.
* Сделайте визуальные подсказки,
которые напомнят детям, что пора выполнять задание.
Например: записку с напоминанием.
* Пусть ребёнок сам определяет, какое напоминание ему потребуется.
Это может быть будильник, таймер на кухне или указание определённого времени, например «сразу после обеда»
* Делите крупные задачи на
небольшие, более простые. Если задача кажется слишком сложной, попросите ребёнка выполнить только её часть.
Так вероятность того,
что он сразу же приступит к работе,
будет выше.
Советы для родителей
«Учим детей
самостоятельному
планированию
своих действий»
* * *
Уметь планировать и выполнять
задания – это не только про
школу. Эти навыки формируют
характер человека. Так он учится
контролировать себя,
принимать решения и нести
ответственность.
* * *
Цель планирования в том, чтобы
ребёнок стал независимым. А для
этого нужно с раннего детства
объяснять, что такое приоритеты,
и по мере взросления учить
самостоятельно расставлять их.
* * *
Навык планирования чаще
не относится к любимым делам.
Он нужен, например, для решения
задач, которые дети считают утомительными и заставляют
себя их выполнять.
* * *
Работа с этим навыком
показывает детям, что иногда
нужно отложить дела,
которыми им хочется
заняться, и сделать то, что
необходимо, даже если это
не так интересно.
Навык «Планирование и
расстановка приоритетов»
1. Составляйте планы для детей,
даже когда они маленькие. Скажите:
«Давай составим план», - а затем
распишите несколько этапов. Заодно сделайте контрольный список, в
котором ребёнок сможет отмечать
выполненные шаги.
2. Активнее привлекайте ребёнка к
планированию, спрашивая «Как ты
думаешь, что нужно сделать в
первую очередь? А потом?»
Записывайте каждый шаг, который
назовёт ребёнок. Если в ближайшее
время важное дело, объясните
ему это.
3. Поначалу планируйте то, что
ребёнку хочется сделать.
Дети с большим удовольствием разработают план постройки
шалаша, чем, например, уборки
в шкафу. Хотя в обоих случаях применяются одинаковые
принципы.
Навык «Планирование времени»
1. Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи.
Когда дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и тоже время каждый день, едят по графику,
они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного
действия к другому. Так им легче определить время между запланированными событиями.
2. Обсуждайте с детьми, сколько
времени им понадобилось для выполнения дел.
Например, для работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания по математике. Это основа развития навыка
оценки времени – очень важного компонента планирования.
3. Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы.
Например, обсудите с ребёнком, как расписать день развлечений с друзьями. Попросите его оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой. Ребёнок поймёт, что если заранее предусмотреть время для развлечений, то можно сделать намного больше интересных вещей.
4. Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример.
Повесьте в доме большой календарь, в
котором отмечены мероприятия для каждого и для всей семьи.
5. Купите недорогой таймер.
Его можно завести, чтобы ваш
ребёнок видел, сколько осталось
времени до
работы.