Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество – деятельность ребенка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр.
В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы.
В работе по развитию изобразительного творчества детей выделяют 3 этапа:
1. Взаимодействие ребенка с внешней средой (здесь происходит активное развитие психических процессов, в том числе и воображения – основы творчества);
2. Собственное творчество детей (должны создаваться условия, обстановка, при которых бы возникло детское творчество);
3. Взаимодействие ребенка с его готовой продукцией.
Как развивать творческие
способности
Творческие способности - это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления.
Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления.
Основные направления в развитии творческих способностей детей:
- Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.
- Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать, на что это может быть похоже
Полезные советы
Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место
У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие.
Не ругайте ребёнка за испачканные в красках руки и другие последствия творчества
Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки.
Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей.
Развитие творческих способностей должно носить постоянный характер, а не осуществляться время от времени.
Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения.
Игры и игровые упражнения в
помощь родителям по развитию детского творчества
• «Превращение» - нарисуйте ребенку круги, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует). То же самое можно проделать с другими фигурами
«Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку, пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки, давать ему характеристику
• «Нестандартные задачки» - пусть малыш находит различным предметам необычный способ использования
• «На что похоже» - пусть малыш посмотрит на лужи, облака, плывущие по небу, на сугробы, кустарники и скажет на что это похоже, что он видит в этом силуэте
Чего нельзя допускать,
если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок творил:
Уважаемые родители,
относитесь с уважением к процессу
и результатам творческой
деятельности детей!
Рекомендации родителям по развитию
творческих способностей детей
Один восточный мудрец сказал:
«Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь,
который надо зажечь»
Этой мудростью и следует
руководствоваться при воспитании своего ребенка