Просмотр содержимого документа
«Буклет "Кластер". Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.»
Приём кластер на уроке. Что это такое и как его использовать?
Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
«Кластер как один из методов критического мышления»
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов.
Особенностями критического мышления являются:
● вызов
● осмысление
● рефлексия
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме. На фазе осмысления организуется работа с информацией (обдумывание и анализ полученных фактов). Прием кластера может применяться на любой из этих стадий.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_2.png)
«Применение метода кластер»
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо протекание одной формы в другую.
(наглядный пример приёма кластера)
«Рекомендации по составлению кластера»
При составлении кластера не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предложения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и встанет на свои места.
Основные принципы составления кластера»
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, касающиеся данной темы.
«Достоинства и результаты применения приема»
Применение кластера имеет следующие достоинства:
1. Он позволяет охватить большой объем информации.
2. Вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс.
3. Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться.
В ходе данной работы формируются следующие умения:
1. Умение ставить вопросы.
2. Выделять главное.
3. Устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения.
4. Переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом.
5. Сравнивать и анализировать.
6. Проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям?
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.
Рефлексия
Групповая работа
Мотивация к познанию
Кластер
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_7.png)
Обратная связь
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_9.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_10.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_11.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_12.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_13.png)
Креативное мышление
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
«Кластер как один из методов критического мышления»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/01/s_5bdb646f23d4a/985131_14.png)
Учитель начальных классов
Якубова Айше Бахрединовна