СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет «Комплекс игр и упражнений для коррекции отклонений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буклет «Комплекс игр и упражнений для коррекции отклонений»»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»

ОП.01 Педагогика

студентки отделения школьного

образования и прикладной информатики

Специальность 44.02.02 Преподавание в

начальных классов

Лучкиной Софии Алексеевны





«Комплекс игр и упражнений для коррекции отклонений»







Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна





Ейск, 2022

Оглавление

Пояснительная записка 3

Упражнения для развития артикуляционного аппарата 4

Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников 5

Упражнения для коррекции интеллектуального развития младших школьников 7

Упражнения для коррекции опорно-двигательного аппарата 7

Упражнения для коррекции комплексных дефектов 9

Упражнения для коррекции искаженного развития 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12



















Пояснительная записка

Э
та брошюра с играми и упражнениями предназначена для коррекции сенсорных, интеллектуальных нарушений, нарушений речи, нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников. Учитывая специфику самосознания детей с нарушениями необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способность к саморегуляции, самоконтролю. Материал будет полезен учителям начальных классов, родителям младших школьников.





Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Упражнение №1 «Зарядка для язычка»

Цель: развитие артикулярного аппарата

Ход: Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

( опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

Упражнение №2 «Слон»

Цель: развития артикулярного аппарата.

 Ход: Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.


Упражнение №3 "Хлоп-хлоп"

Цль: обучение звуковому анализу слова

Ход:

(Это упражнение также имеет несколько вариантов задания)

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.



Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников

Цель: развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине

У пражнение №1«Отгадай фигуру»

Ход: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы:                                

 -какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)              

 -Из чего он сделан?

Упражнение №2 "Развиваем наблюдательность"

Ход: Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.

Упражнение №3 «Кораблик»

Цель: Фиксация  по насыщенности цвета

Оборудование: карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно – красный, красный, светло – красный).

Ход: Ребенку даются карточка и три кружочка: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому».

Упражнения для коррекции интеллектуального развития младших школьников

Ц ель: развитие интеллектуального мышления

Упражнение №1 «Рассказ»

Ход: Детям предлагаются отдельные слова.

Например:

а) девочка, дерево, птица;

б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Упражнение №2 «Путаница»

Ход: Ребёнку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения.

Упражнение №3 «Съедобное – несъедобное»

Ход: Учитель по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

Упражнения для коррекции опорно-двигательного аппарата

Цель: корректирование нарушений опорно-двигательного аппарата

У пражнение №1 « Море волнуется».

 Ход: Под музыкальное сопровождение, дети передвигаются по залу, изображая волны. По окончании музыки и слов: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, осанка замри», дети принимают положение правильной осанки. Те дети, которые затрудняются принять правильную позу, встают у стены. Касаясь пятью точками: пятками, голенью, ягодицами, плечами, затылком, пропуская один цикл игры.

Упражнение №2 «Тише едешь, дальше будешь».

Ход: Дети выстраиваются по линии с мешочком на голове, принимая правильную осанку.

Водящий стоит на противоположной стороне зала спиной к детям и произносит слова: «Тише едешь - дальше будешь. Стой!». Пока произносятся слова, дети передвигаются вперед,  пытаясь приблизиться к водящему. После слова «Стой» нужно замереть, сохраняя правильную осанку. Те дети, которые не замерли в правильной осанке или упадет мешочек, возвращаются на исходную линию.  Водящий поворачивается и снова, повторяет слова. Игра  продолжается до тех пор, пока кто ни будь из детей не дойдет до водящего.

Упражнение №3 «Надуваем шар».

Дети принимают положение приседа, изображая маленький воздушный шар. Водящий изображает насос, которым надувает воздушные шары. С каждым качком насоса, шарики подрастают. Когда шарики будут достаточно большие,  учитель подает сигнал – хлопок, что обозначает шарик. вырвался и полетел. Дети, кружась, изображают улетающих и постепенно уменьшающихся в размерах шариков.

Упражнения для коррекции комплексных дефектов

Упражнение №1 «Мяч» (для детей с ДЦП)

Больших размеров мячи помогают развить навыки балансировки и ориентирования, а мяч маленького размера удобно катать, бросать, толкать и т.д.

1. Поставьте малыша спиной к мячу, так, чтобы ноги опирались на мяч, усадите его по центру, откатите назад. Это помогает развить равновесие.

2. Возьмите мяч, соответствующий росту ребенка, положите малыша на живот, прямые руки вытянуть вперед. Толкните мяч вперед, держа ребенка на бедра – так вы вызовите реакцию полного разгибания.

3. Покачивая мяч с лежащим на нем ребенком, добивайтесь снижения мышечного тонуса. Главное – не переусердствовать, есть опасность вызвать переразгибание.

Упражнение№ 2 «Доска» (для детей с ДЦП)

Используется для развития укрепления мышц туловища, координации рука-глаз и эквилибристической реакции.

1. Залезть и слезть с доски с различных сторон.

2. Посадить ребенка по-турецки, раскачивайте доску. Ребенок пытается удержать равновесие.

3. Сидя на доске, ребенок имитирует плавание.

4 . Сидя на корточках, качает головой из стороны в сторону, потом фиксирует взгляд на предмете.

5 . Стоя или сидя, медленно покачиваться взад-вперед. Желательно включить музыку.

Работая с телом, можно добиться нормализации поз и положения конечностей, снижения мышечного тонуса, уменьшения или даже преодоления насильственных движений. Постепенно малыш учится правильно ощущать свои движения, положение частей тела, а это самый мощный стимул для совершенствования двигательных навыков.

Упражнение №3 «Кто как дышит».

1. И.п. – основная стойка.    Как пыхтит тесто? «пых – пых – пых…»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из – из – из…»

3. Как шипит гусь? «Ш – ш – ш…»

4. Как мы смеемся? «Ха – ха – ха…»

5. Как воздух выходит из шарика? «С – с – с…»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.»Ф – ф – ф…»

7. И.п. – лежа на спине на матах, правая рука лежит ладонью на животе, левая вдоль туловища. При дыхании меняем положения рук.

8. И.п. – сидя на мате, руки на поясе. Делаем затяжной выдох, производим в конце «фу – фу», каждый раз сильно втягивая живот.

9. Ходьба. 2 шага – вдох, 2 шага – выдох.

Упражнения для коррекции искаженного развития

Упражнение №1 «Картинки»

Ц ель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Ход: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

Упражнение №2 «Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Ход:- Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….Попросить повторить через 15-20 секунд.

Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз.

Упражнение №3 «Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений

2. И.П. Подласый Педагогика Учебник для вузов


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!