ОБИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК – ЧТО ДЕЛАТЬ ?
Обидчивый ребенок - причины:
В рождѐнная чувствительность ребѐнка. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями. * Непринятие родителями особенностей ребѐнка. А постоянное отвержение индивидуальности ребѐнка (критика, упрѐки) способствуют развитию неуверенности у малыша и побуждают думать, что он не нужен и его не любят. * Ребѐнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Он считает, что всѐ против него. Не имея сил противостоять внешним ограничителям, унижающим его достоинство, ребѐнок замыкается в себе, обижается. * Ребѐнок понимает, что не соответствует ожиданиям окружающих. В таких случаях он либо злится и ведѐт себя агрессивно, либо раздосадовано обижается.
Гиперопека. Бывает так, что родители не верят в самостоятельность ребѐнка, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями. * Родители потакают желаниям ребѐнка. В том случае, когда родители стремятся выполнить все желания ребѐнка и разрешают вести себя, как угодно, у него сформируется впечатление, что весь мир ему должен.
Ожидания ребѐнка. Встречаясь с иным представлением родителей о сложившейся ситуации, ребѐнок обижается и протестует.
Как желательно вести себя родителям с свою значимость и ценность.
обидчивым ребенком: — Не сравнивайте ребенка с другими детьми, и
уж тем более не подчеркивайте их превосходст-
— Несмотря на почти болезненную потребность в приво над вашим малышом.
знании, нужно объяснить обидчивому ребенку, что и
— Пытайтесь понять истоки повышенной обид-
другие люди нуждаются в этом признании и похвале. У
чивости ребенка, не игнорируйте еѐ.
каждого есть что-то особенное, за что можно хвалить.
— Показывайте ребенку своѐ доброжелательное отно-
шение к нему, чтобы ребенку не приходилось напоми- По материалам книги Аллы Баркан нать вам об этом. — Выстраивайте «Ультрасовременный ребенок». с ребенком партнерские отношения, а не создавайте
— Не сравнивайте его с ровесниками, тем более ему искусственные «оранжерейные» условия, где даже
не делайте акцент на их превосходстве. Поскольку и обидеться не на что.
обидчивые дети очень чуткие к оценкам окружаю-
— «Закаляйте» эмоциональную сферу ребенка разно-
щих. образием эмоций, уча, как лучше на каждую из них
— Избегайте соревновательных занятий. Нужно
«реагировать», не теряя своего «Я».
развивать у таких детей восприятие сверстников
— Читая с ребенком книги или смотря мультфильмы, как союзников, а не как соперников, врагов. где встречаются обидчивые герои, обсуждайте причи-
– Поскольку, зачастую дети не понимают, что с ны его обиды и обсуждайте достойные выходы из
ними происходит помогите им осознать их настоя-
«обидчивой» ситуации.
щие чувства («ты сейчас сердишься, потому что я
— По мере взросления ребенка научите его различать
не купила тебе…»). адекватные и неадекватные ситуации обиды.
— Учите ребенка делиться своими чувствами и
— Не упрекайте ребенка в его ранимости и обидчиво-
желаниями с окружающими, ведь о них иногда сти. Вы не сможете «запретить» ему обижаться. сложно догадаться, в результате чего появляется
— Не заставляйте ребенка загонять свои обиды в
повод для обид. глубь. Накопленные обиды – явная угроза для развития у него психосоматических заболеваний.
— Научите адекватно реагировать на обидные ситуа- ции. —
Создайте ребенку такие условия, чтобы ему не прихо- дилось постоянно самоутверждаться, подчеркивая