Что такое самооценка?
Самооценка-это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемым этим поступкам окружающими.
Самооценка подростков неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, но такая оценка необходима для развития взрослых критериев личностного развития.
Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых.
Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в школе, имеет высокую самооценку.
352924, Краснодарский край,
г.Армавир, ул.Пионерская,56
тел.:+7(86137)5-65-58, 5-65-98
[email protected]
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания
Краснодарского края
«Армавирский социально-
реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Самооценка подростков
Составитель: социальный педагог
Войтченко Т.Ю.
г.Армавир
2021 год
От чего зависит подростковая самооценка?
Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, то развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее.
Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте-учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников. Авторитет у родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет.
Заниженная самооценка у подростка проявляется в том, что он видит во всех своих действиях, суждениях, что то плохое, постоянно сравнивает себя с какими - то идеальными образами, у него возникают трудности с определением своих желаний, сложности с принятием комплиментов, похвалы, знаков внимания, неумением сказать нет, состоянием жертвы. Завышенная самооценка – это переоценка человеком своих возможностей. Основная опасность такой самооценки в завышенных ожиданиях от окружающего мира, что приведет к депрессии, в случае неспособности человека удовлетворить свои амбиции в реальном мире. Завышенная самооценка связанна с особенностями воспитания и возможно внешней привлекательностью человека. декватная самооценка у ребенка формируется там, где есть уважительное отношение к мнению ребенка, конструктивная критика и признание того что ребенок ценен сам по себе вне зависимости от каких либо своих достижений и наград.
Уважительное отношение к ребенку и его мнению будет проявляться в уважение к решениям, потребностям, желаниям, целям вашего ребенка.Важно видеть границы, которые выстраивает ребенок и эти границы не нарушать.
Для коррекции заниженной самооценки выполните упражнения:
-фиксируйте в личном дневнике любые собственные достижения (это упражнение помогает заметить и оценить любую, даже мелкую удачу);
-составьте список из 30 своих положительных качеств, постепенно пополняйте его;
-делайте сами себе различные комплименты;
-представляйте на своём месте известную личность, например, актёра или певицу, и общайтесь с окружающими, представляя, что это не вы, а знаменитый человек говорит вашими устами в данный момент.