Что такое критическое мышление?
Критическое мышление – комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили, с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи. В технологии развития критического мышления урок строится по схеме: вызов — осмысление содержания — рефлексия. Технология предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока.
Приемы технологии РКМЧП:
- составление ассоциативных цепочек;
-прогнозирование по портрету;
-инсерт;
- кластер;
- чтение с остановками;
- корзина идей;
- двухчастный дневник;
- «толстые» и «тонкие» вопросы;
- верные - неверные утверждения;
- эссе;
- продвинутая лекция (конспект-опора с пропусками ключевых слов);
- составление синквейна и др.
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Чтение с остановками — условное название методического приёма по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания. Данный прием учитывает следующее:
текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приёма);
текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка.
задания и вопросы к тексту формулируются с учётом уровней познавательной деятельности.
Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:
2.Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?».
Примерные вопросы к тексту:
▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились?
Что было неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
3.Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.
КЛАСТЕРЫ
«Кластеры» («грозди») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Кластер» — графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. Например, так:
или так:
ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК
Этот прием дает возможность учащемуся увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроках, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать дома текст большого объема.
Например, «двухчастный»:
или «трехчастный», позволяющий вести диалог с учителем:
Цитата | Мой комментарий. | Вопросы к учителю |
| | |
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Приём «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Объект сравнения | Линия сравнения | Линия сравнения |
Персоналии или факты | | |
Персоналии или факты | | |
СИНКВЕЙНЫ
Синквейны - художественные формы письменной рефлексии. Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Например:
Ученик
Ленивый, флегматичный.
Скучает, глазеет в окно и ждёт...
Когда окончится эта пытка.
Бедолага.
Синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто.
«ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? | Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...? |
ИНСЕРТ
Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Памятка для учащихся:
Предлагаем несколько вариантов пометок:
- два значка: «+» и «v»
- три значка: «+», «v», «?»
- четыре значка: «+», «v», «-», «?».
Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.
Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Заполните таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Этот приём работает на стадии осмысления.
Использование приемов технологии «Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо»
на уроках русского языка и литературы как средство формирования метапредметных УУД.
Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и в переносе во внеучебную деятельность.
Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделения главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательности действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.