СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет по теме: " Использование приемов технологии «Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы как средство формирования метапредметных УУД."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет в помощь педагогу. Тема: "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо" на уроках русского языка и литературы как средство формирования метапредметных УУД учащихся"

Просмотр содержимого документа
«Буклет по теме: " Использование приемов технологии «Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы как средство формирования метапредметных УУД."»

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили, с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи. В технологии развития кри­тического мышления урок строится по схеме: вызов — осмысление содержания — рефлексия. Технология предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока.

Приемы технологии РКМЧП:

- составление ассоциативных цепочек;

-прогнозирование по портрету;

-инсерт;

- кластер;

- чтение с остановками;

- корзина идей;

- двухчастный дневник;

- «толстые» и «тонкие» вопросы;

- верные - неверные утверждения;

- эссе;

- продвинутая лекция (конспект-опора с пропусками ключевых слов);

- составление синквейна и др.



ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

Чтение с остановками — условное название методического приё­ма по организации чтения текста с использованием различных ти­пов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чте­нии, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания. Данный прием учитывает следующее:

  • текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приёма);

  • текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка.

  • задания и вопросы к тексту формулируются с учётом уровней познавательной деятельности.

Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:

    1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

2.Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюже­та. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уров­ни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и по­чему?».

Примерные вопросы к тексту:

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

3.Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое це­лое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть раз­личными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.

КЛАСТЕРЫ

«Кластеры» («грозди») - выделение смысло­вых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приё­мом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитив­но распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Кластер» — графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в опре­делённом порядке. Например, так:

или так:






ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК

Этот прием дает возможность учащемуся увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроках, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать дома текст большого объема.

Например, «двухчастный»:

Цитата

Мой комментарий



или «трехчастный», позволяющий вести диалог с учителем:

Цитата

Мой комментарий.

Вопросы к учителю




КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Приём «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда пред­полагается сравнение трёх и более объектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Объект сравнения

Линия срав­нения

Линия срав­нения

Персоналии или факты



Персоналии или факты



СИНКВЕЙНЫ



Синквейны - художественные формы письменной рефлексии. Синквейн — это стихотворение, представляющее собой син­тез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных зна­ний. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в пер­вой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или прича­стия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются дей­ствия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из че­тырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Например:

Ученик

Ленивый, флегматичный.

Скучает, глазеет в окно и ждёт...

Когда окончится эта пытка.

Бедолага.


Синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что от­нюдь не просто.

«ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?


ИНСЕРТ

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чте­ния. Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой знач­ки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведе­ния из текста.

Памятка для учащихся:

  • Делайте пометки.

Предлагаем несколько вариантов пометок:

- два значка: «+» и «v»

- три значка: «+», «v», «?»

- четыре значка: «+», «v», «-», «?».

  • Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

  • Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предпо­ложениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

  • Заполните таблицу, количе­ство граф которой соответствует числу значков маркировки.

Этот приём работает на стадии осмысления.





Использование приемов технологии «Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо»

на уроках русского языка и литературы как средство формирования метапредметных УУД.



Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися  в обучении, на практике и в переносе во внеучебную деятельность.


Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделения  главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательности действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!