СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Урок отработки умений и рефлексии".

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В буклетах помещена информация по  уроку, его структуре, содержанию. Буклеты получили участники семинара "Радуга идей", которые знакомились с уроком отработки умений и рефлексии. 

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Урок отработки умений и рефлексии".»

А что же такое рефлексия?

от лат. reflexio – обращение назад

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

Классификация рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз

  • «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось

  • «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно

  • «Светофор»

  • «Мои ожидания»

Рефлексия содержания учебного материала

  • «Плюс-минус-интересно»

  • Синквейн

  • Табличка – фиксация знания и незнания о

каком-либо понятии


Понятие

Знаю

Узнал

Хочу узнать

1. …

2. …






Структура урока рефлексии:


1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии деятельности на уроке


1.Мотивация коррекционной деятельности

(1-2 мин.)

Цель этапа: включение в учебную (коррекционную) деятельность на личностно-значимом уровне.

1. Знаю, как находить и исправлять свои ошибки (норма коррекционной деятельности)

2. Хочу …

3. Могу … (содержательные рамки)

4. Зачем мне надо …

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (8–12 мин)

Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

1. Актуализация необходимых знаний и умений

2. Обобщение знаний и умений

3. Пробное учебное действие

4. Фиксация затруднения

Рефлексия деятельности

  • «Лесенка успеха»

Нижняя ступенька –

у меня ничего не

получилось;

средняя ступенька–

у меня были проблемы;

верхняя ступенька–

мне всё удалось.


  • «Дерево успеха»

Зелёный лист – нет ошибок,

жёлтый лист – 1 ошибка,

красный лист – 2-3 ошибки.


  • «Поезд»

Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять



Рефлексия на уроке

это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.










3. Локализация индивидуальных затруднений

(6–7 мин)

Цель этапа:

осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.

1. Указываю номера заданий, вызвавшие затруднения

2. Определяю место затруднения

3. Определяю причину затруднения

4. Построение проекта коррекции выявленных
затруднений (2 – 3 мин)

Цель этапа:

1. Какие знания уточняю и учусь правильно применять – цель проекта

2. Выбор способа и средств коррекции:

- алгоритм исправления ошибок;

- учебник, эталоны

3.Построение плана действий

5. Реализация построенного проекта (4-5 мин)

Цель этапа:

коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания.

1. Исправление ошибок:

а) самостоятельное – на основе алгоритма

исправления ошибок;

б) с помощью эталона для самопроверки

2. Выбор заданий на те способы действий (правила, алгоритмы), в которых были допущены ошибки

3. Решение этих заданий

6. Обобщение затруднений во внешней речи (5-6 мин)

Цель этапа:

закрепление способов действий (правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение.

1. Обсуждение типовых затруднений

2. Фиксация учебного содержания, в котором были допущены ошибки, во внешней речи и эталонах



Главная заповедь

учителя –

заметить даже

самое маленькое

продвижение

ученика вперёд и

поддержать его

успех.


Реализация ФГОС:

урок отработки

умений и рефлексии

Цели уроков рефлексии

1. Формировать умения применять изученные понятия, алгоритмы и т. д.

2. Формирование способности учащихся к фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализация проекта выхода из затруднения.


Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин)

Цель этапа:

самопроверка умений, вызвавших затруднения,

индивидуальная рефлексия достижения цели.

1. Самостоятельная работа

( выбираются только те задания,

в которых были допущены ошибки)

2. Самопроверка

(по эталону для самопроверки)

3. Фиксация результата

4. Ситуация успеха

8. Включение в систему знаний и повторение
(5 – 6 мин)

Цель этапа:

применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

1. Задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач

более высокого уровня сложности

2. Задания на повторение

3. Задания на пропедевтику изучения последующих тем

9. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин)

Цель этапа:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления

1. Фиксация содержания, которое было

уточнено и закреплено

2. Рефлексия коррекционной деятельности

(затруднения, цель, шаги достижения результата, степень соответствия цели и результата)

3. Самооценка деятельности на уроке

4. Домашнее задание (в соответствии с результатами деятельности на уроке)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!