СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буктрейлер как способ формирования читательских компетенций обучающихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед современным учителем стоит одна из основных задач – формирование коммуникативно-речевых умений, связанных с использованием языковых средств в соответствии с задачами речи. Сформированность таких умений позволит ученику быть успешным в учёбе, осваивать новый учебный процесс в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками, обмениваться имеющимся жизненным опытом, формировать навыки самостоятельной работы с текстом, а также формировать творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Буктрейлер как способ формирования читательских компетенций обучающихся»

Тема: «Буктрейлер как способ формирования читательских компетенций обучающихся»

(Направление: «Формирование коммуникативно-речевых умений»)


Пантелеева Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Можгинская СОШ

аграрного профиля»


Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, базовое умение для учения и жизни. Кроме того, качественное чтение способствует личностному росту и конкурентноспособности современного человека, живущего в сложнейшей информационно-культурной стране. Однако по данным ВЦИОМ, PUSF и другим исследованиям в последние годы наблюдается резкое снижение уровня культуры чтения. «А низкий уровень культуры чтения определяет и кризис в образовании, который во многом зависит от информационной составляющей процесса учения и обучения, от умения «споро и скоро» работать с исходной учебной и научной информацией, превращая ее в различные информационно-психологические продукты, необходимые для других видов образовательной деятельности и жизнедеятельности»1.

Перед современным учителем стоит одна из основных задач – формирование коммуникативно-речевых умений, связанных с использованием языковых средств в соответствии с задачами речи. Сформированность таких умений позволит ученику быть успешным в учёбе, осваивать новый учебный процесс в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками, обмениваться имеющимся жизненным опытом, формировать навыки самостоятельной работы с текстом, а также формировать творческие способности.

Каждый учитель знает, что интерес к чтению формируется только при условии, если учащийся имеет возможность проявить умственную самостоятельность и инициативу. И чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать обучающегося, тогда как преподнесение готового материала не вызывает никакого интереса. Таким образом, основным средством воспитания устойчивого интереса к чтению является использование педагогом таких заданий, которые требовали бы от учащегося активной поисковой деятельности.

Важным аспектом совершенствования образования выступает переход на новые образовательные технологии, одной из которых является информационная (компьютерная) технология обучения. Современные дети в большей степени зрители, а не читатели и слушатели, т.к. компьютерная эра изменила передачу и восприятие мира, поэтому в своей работе я всё чаще стараюсь использовать ИКТ-технологии с целью активизации познавательных интересов обучающихся, т.к. ИКТ-компетентность – это приобретение умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять и проектировать объекты и процессы, в т.ч. собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникативных технологий.

В течение учебного года учащимся были предложены задания, объединяющие литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии, – это создание электронного каталога по произведениям Ф.М. Достоевского, видеоролика о жизни и творчестве одного из поэтов Серебряного века и буктрейлера. Такие задания способствуют формированию читательской компетенции, а результат заключается в следующем:

- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации;

- потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Хочется поподробнее остановиться на жанре буктрейлер, т.к. это одна из форм поддержки чтения, которая всё активнее заявляет о себе. Буктрейлер (англ. booktrailer) – это короткий видеоролик по мотивам книги, основная задача которой – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. Продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.

История буктрейлеров началась в 2002 году. Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области.

Основные этапы создания буктрейлера

1. Выбор книги для рекламы.

Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.

2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).

Это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.

3. Подбор материалов для видеоряда.

Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги или найти в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.

4. Записать озвученный текст.

Если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку. 

5. Выбрать программу для работы с видео.

Их представлено множество, но я рекомендую Windows Movie Maker, т.к. эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы - одна звуковая дорожка.

7. Видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук), потом записать на жесткий диск ПК.

8. Заключительный этап – показать видеоролик своим друзьям или родственникам.

И обратите внимание на их замечания. Все чужие пожелания важно учесть, проверить их лично и исправить, если они актуальны. Ибо буктрейлер – это реклама, которая создается для потребителя и должна обязательно учитывать его запросы. А ваша задача — убедить читателя, что книга ему нужна именно та, о которой написали вы.

Таким образом, методы и приёмы, используемые мною на уроках литературы, способствуют формированию коммуникативно-речевых умений, т.к. позволяют активизировать познавательный интерес у учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление, что приводит к положительным результатам в образовательном процессе.

1 В.А. Бородина. Воспроизводство культуры чтения в России: современное состояние и перспективность//https//:www.mcbs.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!