СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буктрейлер как средство повышения читательской активности подростков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа "Буктрейлер как средство повышения читательской активности подростков"

Просмотр содержимого документа
«Буктрейлер как средство повышения читательской активности подростков»

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»














Полное название темы работы

Буктрейлер как средство повышения читательской активности подростков


Тип работы

Исследовательская работа

Фамилия имя автора

Огородникова Софья Сергеевна, Митрюхина Софья Сергеевна

Территория

Город Минусинск

Место учебы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»


Класс

Научный руководитель

Горбунова Елена Анатольевна,

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

учитель русского языка, 89233935496

e-mail

контактный телефон

89029727303, 89503036798



















Минусинск, 2017

Оглавление


Введение

3

Глава1. Буктрейлер – современный способ продвижения книги

5

1.1.Понятие «Буктрейлер»

5

1.2. Классификация буктрейлеров

6

Глава2. Анализ читательской активности подростков

8

2.1. Читательская активность

8

2.2. Психологические особенности подростков 10-13 лет

9

2.3. Анализ читательской активности подростков 10- 14 лет МОБУ СОШ №12

10

2.4. Влияние буктрейлера на повышение интереса к книге подростков 10-14 лет МОБУ СОШ №12

13

Заключение

15

Список литературы

16

Приложение

17








Введение


В настоящее время современные подходы к образованию отводят ведущую роль чтению и работе с текстом в процессе обучения. Основой успешности обучения и получения достаточно высоких результатов во многих областях знаний является читательская компетентность. Сейчас текст, с одной стороны, становится центральной единицей обучения школьников, с другой – происходит все большее снижение интереса к чтению по мере взросления человека. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон. Ни для кого не секрет , что школьники читают сейчас гораздо меньше. Книгу заменило кино, интернет и связанные с ними технологии, потому идет постоянный поиск средств возвращения читателей к книге. Одним из таких средств является буктрейлер.

Буктрейлер - это своего рода способ популяризировать любовь к книге и слову. Вызывая интерес читателя, он призван провоцировать отложить насущные дела и ознакомиться с текстом, а чем больше человек читает, как известно, тем более богатым становится его словарный запас и внутренний мир.

Цель работы: Изучить влияние буктрейлера на повышение читательской активности подростков 10-14 лет.

Объект исследования: буктрейлер

Предмет исследования: влияние буктрейлера на интерес к книге подростков

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с литературой по теме исследования;

  2. Провести анкетирование с целью изучения читательской активности подростков;

  3. Экспериментально проверить влияние буктрейлера на повышение читательской активности;

Гипотеза исследования:

Предположим, что использование буктрейлеров повысит читательскую активность подростков.

Методы исследования:

Основные методы носят традиционный характер. Это описательный, сравнительно-сопоставительный, статистический, метод анкетирования.

Теоретическая значимость:

Тема актуальна в связи с низкой читательской активностью молодого поколения. С подростками нужно говорить на их языке, бывать в местах их обитания - в Интернете. К сожалению, прошли времена, когда дети шли к книге, сейчас книга сама должна прийти к детям. Подростки, в силу своих психологических особенностей, очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры для повышения читательского интереса на сегодняшний день являются самыми актуальными средствами.

Практическая значимость:

Наша работа будет полезна как информация для классных часов и родительских собраний, включение номинации «Буктрейлер» в ежегодный школьный литературно-творческий смотр-конкурс «Пушкиниана», показ качественных буктрейлеров как информация о новой книге.































Глава I. Буктрейлер - современный способ продвижения книги

    1. . Понятие «Буктрейлер»



Буктрейлер - это рекламный анонс новой книги, видеоряд самых интересных и интригующих моментов произведения. Материалы для буктрейлеров используются различные:

  • Фото;

  • рисованные иллюстрации;

  • видеонарезка из фильмов (если существует экранизация);

  • любительская съемка;

  • соответствующее музыкальное сопровождение;

  • текстовые слайды [1]

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями. Именно таким было первое видео, снятое в 1986 году. В начале 2000-х работникам книжного рынка пришло в голову, что и книги можно рекламировать также как фильмы. Буктрейлеры появились в 2002 году, а популярность обрели с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. «Если трейлеры кино создают по законам кинематографии, то книжные ролики строгой структуры не имеют. Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня. Цель одна: чтобы вы немедленно бросились в ближайший магазин»- заметил литературный критик Лев Оборин [11]

Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Традиционная схема “сначала книга, потом кино” начинает работу в обратном направлении. В России первый буктрейлер вышел в 2010 году. Одним самых дорогих буктрейлеров стал ролик на книгу Алексея Маврина «Псоглавцы» (около 10 000 долларов, тогда как книга сейчас стоит - 208 рублей). Он построен по всем законам короткометражного фильма.

Наконец, появляются конкурсы буктрейлеров. Летом 2012-го прошел конкурс буктрейлеров Videobooks, который устраивал московский книжный магазин Dodo Space. Проводятся провинциальные конкурсы, а в ноябре 2012 года стартовал первый Всероссийский Конкурс-парад Буктрейлеров. И тут Россия опять пошла своим путем: буктрейлеры из рекламы продажи книги превращаются в рекламу чтения произведения и приобретают несколько другую цель. Это не что иное, как аннотация книги в виде видеоролика, визуализирующего самые запоминающиеся моменты литературного произведения, мини-экранизация книги. Эти ролики смело можно назвать новым видом искусства, сочетающим в себе литературу, кино, рекламу и Интернет-технологии.

Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Очень активно приступили к созданию буктрейлеров библиотеки. Как считают журналисты, «можно прогнозировать, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки» [1]. Не это ли вовлечение молодежи в книгочтение?

Итак, буктрейлеры – это пригласительный билет в литературное произведение на современном языке ИКТ-технологий.


1.2. Классификация буктрейлеров

До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты. Выходящие в последние несколько лет российские ролики в среднем укладываются в интервал от одной до трех минут.

Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

1) игровые (минифильм по книге);

2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);

3) анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:

  1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).

Примеры библиотечных повествовательных буктрейлеров: М.Кундера «Вальс на прощание" (Липецкая областная библиотека) О.Славникова «Легкая голова» (из цикла «Читай ЭТО» библиотеки им. Горького г. Екатеринбурга)

2. атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции). Примеры библиотечных атмосферных буктрейлеров: А.Холина “Письма на воде” (Научная библиотека Волгоградского государственного университета), Н.Абгарян "Манюня" (библиотека Первоуральска)

3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста). С большой натяжкой к таким буктрейлерам можно отнести буктрейлер по книге У.Нова "Инка" (проект «Книжные сезоны», «Кофейная полка»).

Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно “повествовательным” и “атмосферным” (как, например, буктрейлер по книге Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» ЦГБ г.Каменск-Уральский) и т. п. Вот как описывает все разнообразие буктрейлеров Лев Оборин: “Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня”[11]. Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное - зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению (или хотя бы  повторному просмотру буктрейлера).
























Глава 2. Анализ читательской активности подростков


2.1. Читательская активность

Читательская активность  - это наличие у человека читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений к чтению. Интерпретация понятия «читательская активность» довольно разно­образна. Так, в материалах всероссийских опросов, проведённых Анали­тическим центром Юрия Левады, «активными читателями» считаются те, кто на вопрос о регулярности чтения ответил «читаю постоянно», а «менее активными» - те, кто ответил «от случая к случаю». Зачем же люди читают? Может, это занятие бесполезно?

1.Чаще всего люди читают книги для того, чтобы приятно провести время. Подобный отдых позволяет избавиться от стресса, человек отдыхает не только физически, но и душевно.

2.Помимо ярких приключений и интересных сведений, в книге можно найти жизненные уроки и советы. Из рассказов можно вынести много ценной информации, которая пригодится в той или иной ситуации.

3. Помимо этого повышается грамотность читателя. Пробегая глазами по строчкам текста, человек зрительно запоминает, как правильно пишется слово или фраза. Если позднее он случайно напишет его неверно, ошибка будет «резать» глаз при чтении.

4. Люди, которые читают много книг, как правило, отчаются богатым словарным запасом. Встречая новые слова, они узнают их значение и могут применять на практике, вставляя в беседе. Речь таких людей избавлена от «слов-паразитов», их приятно слушать и они умеют выражать свои мысли художественно и ярко.

5. При чтении человеку необходимо сосредоточиться на тексте, отрешиться от внешних раздражителей, чтобы понять текст. Это улучшает концентрацию, что пригодится во многих видах деятельности.

С.Н. Плотников, социолог культуры и чтения, обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей. Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта.

Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении [3].

Некоторое время назад наша огромная страна была одной из самых крупных читающих наций в мире. Современные молодые люди книгами интересуются гораздо меньше. Это обусловлено, в том числе, и психологическими особенностями возраста.

Итак, чтение выступает мощным источником развития интеллекта, и никакие другие информационные технологии его не заменят.


2.2. Психологические особенности подростков 10-14 лет

Нас заинтересовал данный возраст, дети уже читают сознательно, проявляют свои предпочтения. Казалось бы, чтение должно занимать существенное место в жизни подростков. В этот период детям свойственна повышенная активность, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Их начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.  Формируется стремление на все иметь свою точку зрения. Подростки желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление. Младшие подростки любят истории о смелых и неординарных героях. Эти истории поддерживают их собственную потребность испытать приключения и проявить мужество. Подросток начинает искать свое место в социуме. Мнение сверстников о нем значит очень много. Интеллектуальные способности ребенка в этом возрасте активно развиваются. Мышление развито как у взрослого человека. Ребенок осознает долгосрочные последствия своих действий и может планировать свои дела на длительное время.

Но, все большую роль в формировании круга чтения современного подростка играют и чисто развлекательные мотивы. Развитие медиа-культуры, бурный рост интернет-технологий «сдвигают» традиционную структуру чтения. Вот, например, как описывает сложившуюся ситуацию В.П. Чудинова – автор множества публикаций по проблемам детского и подросткового чтения:

«Чтение современного подрастающего поколения становится чтением взрослых: с одной стороны, чтение – это получение нужной для учебы информации, с другой – это „легкое чтение“ как развлечение. А это чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств» [4 ].

Бытует мнение, что для подростков перестали писать книги, нет современных авторов. Это не так. На сегодняшний день существует огромное количество литературы для среднего школьного возраста. Данную ситуацию очень точно охарактеризовал Борис Кузнецов, директор издательства детской литературы «Росмэн»:

«Читать больше подростки не стали. Их свободное время ограничено, и на него активно претендуют Интернет, игры, телевизор и т.п. Очень не просто переключить их внимание на книгу. Но если тебе это удалось, то более благодарных и заинтересованных читателей просто не найти. Большого секрета в работе с подростками нет – большую их часть можно найти в Интернете. Но дальше все дело в нюансах. Книгу из простого текста нужно превратить в особый мир и игру, в вирус, который подростки будут охотно распространять. Им нельзя врать, с ними нельзя общаться свысока, с позиции «мудрого взрослого», нельзя заигрывать. Может, один-два раза это и пройдет, но потом обязательно вернется негативом и равнодушием» [7].

Несколько слов о рекламе, которая оказывает влияние на формирование потребностей подростков. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

Итак, в возрасте 10-14 лет происходит снижение читательского интереса, и в то же время этот возраст активен в процессе познания.

2.3. Анализ читательской активности подростков 10- 14 лет МОБУ СОШ №12

Нами была подготовлена анкета состоящая из 7 вопросов. Учащиеся 5-7 классов (165 человек) приняли участие в анкетировании. Анализ читательской активности учащихся выявил следующие результаты.

1.Любишь ли ты читать?

2.Чтение-это…


3.Где ты берешь книги?


4.Как часто ты читаешь художественную литературу?


5.От чего зависит твой выбор книги или как ты выбираешь книгу?


6.Как ты думаешь, почему ребята мало читают?

В результате анкетирование мы выявили, что большая часть учащихся любят читать и считаю, что чтение-это развитие. Но в то же время неохотно ходят в библиотеку и не берут книги для самостоятельного чтения. Выбирают книги в основном по аннотации и по конкретному автору, либо по заданию учителя. Сами ребята признаются, что мало читают потому что им не хочется, лень и они имеют другие развлечения (компьютерные игры, социальные сети и т.д.).



2.4.Влияние буктрейлера на повышение интереса к книге подростков 10-14 лет МОБУ СОШ №12

В какой степени буктрейлер влияет на интерес к книге? Спросим у самих ребят. Мы экспериментально проверили гипотезу о влиянии буктрейлера на читательский интерес, причем оказалось, что влияние может быть как положительное, так и отрицательное. Участвовало 105 человек. Для эксперимента взяли:

- 4 буктрейлера из сети Интернет

- опросный лист (Приложение 2) с 4-мя вариантами ответа, один из которых, ученик обводил после просмотра ролика.

Результаты занесены в таблицу:


Буктрейлер по книге

Количество ответов

(Хочу прочитать эту книгу)

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

1.Николай Воронцов «Дневник кота Пампона»

65

30

5

5

2. Марк Твен «Приключение Тома Сойера»

15

20

55

15

3. Туве Янссон «Волшебная зима»


40

45

17

3

4. А. Гайдар «Тимур и его команда»

10

25

40

30


Проанализировав результаты, можно сказать, что после просмотра роликов № 1 и 3 дети захотели прочитать эти книги . Ролики № 2 и 4 не впечатлили, не заинтересовали интересными книгами.

Раскроем секреты продемонстрированных роликов: №1 и 3- это работы победителей и призеров Всероссийского конкурса буктрейлеров 2015 года. Сделаны качественно, весело, присутствует интрига, загадка, анимация, видео, они соответствуют возрасту.

Работы под номерами 2 и 4 - случайно найдены в сети Интернет. Присутствует перечисление событий, много текста, использованы сменяющие друг друга иллюстрации.

Выводы экспериментальной части таковы: буктрейлер без сомнения влияет на читательский интерес, но каким будет это влияние, зависит от качества ролика. Дети 10-14 лет реагируют на динамичные, яркие, интригующие буктрейлеры, не раскрывающие основного сюжета, но демонстрирующие самые интересные сцены. После просмотра появляется желание найти эту книгу и узнать подробности. Важно буктрейлером не обмануть подростка, чтобы у него не возникло чувства разочарования от книги.











































Заключение

В ходе выполнения нашего исследования были достигнута поставленная цель и подтверждена гипотеза.

Итак, буктрейлеры – это пригласительный билет в литературное произведение на современном языке ИКТ-технологий. Чтение выступает мощным источником развития интеллекта, и никакие другие информационные технологии его не заменят. В возрасте 10-14 лет происходит снижение читательского интереса, и в то же время этот возраст активен в процессе познания. Подростки нашей школы (10-14 лет) не являются активными читателями, хотя чтение не отрицают. Библиотеки посещают не часто, хотя при наличии новых книг различных жанров и авторов, активность бы возросла. Об этом говорит тот факт, что новые книги в семьях приобретаются, несмотря на их высокую цену.

С подростками нужно говорить на их языке, бывать в местах их обитания - в Интернете. Прошли времена, когда дети шли к книге, сейчас книга сама должна придти к детям. Подростки, в силу своих психологических особенностей, очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры для повышения читательского интереса на сегодняшний день являются самыми актуальными. Работа помогла нам по-новому взглянуть на проблему нечитающих подростков и молодежи. Есть убежденные читатели: яркие, мыслящие, знающие книги каких авторов они хотят видеть. Есть совсем не читающие, не понимающие смысла чтения, для них это тяжкий труд. Но большинство ребят – «читатели по случаю» - попалась интересная книга - прочитают.

Хотя мы подтвердили свою гипотезу, что использование буктрейлеров может быть причиной повышения читательской активности подростков, уточним, только качественные буктрейлеры способны влиять положительно.

Перспектива дальнейшего исследования такова: более подробно разобраться в технологии создания буктрейлера , с тем, чтобы участвовать в конкурсах и фестивалях.













Список использованной литературы:


1.Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] –Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014 стр. .

2.Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая; ред.: Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова . ­­– М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества: Левада-Центр, 2008. – 80 с. ­­– ISBN 978-5-91515-023-1)

3. В. Олефир. Мониторинг читательской активности. Методические рекомендации, Москва; Чистые пруды, 2008

4.. Плотников С.Н. Чтение и экология культуры //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995).- М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.- С. 64

5. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения, В. П. Чудинова // Социологические исследования. 1999 г. № 5

6. Жвалевский А.В. ,Пастернак Е.Б. Время всегда хорошее.- М.: Время, 2014

7. Ю.Щербинина. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России. Журнал Вопросы литературы, №3, 2012,

8. Инфомационно аналитический журнал Университетская книга Интервью с Борисом Кузнецовым директором издательства детской литературы «Росмэн»  2016 год

9. Сайт Кировской областной библиотеки для детей и юношества. Библиотеки области. http://bibliotekagrina.ru/regionlibrary/

10. Интернет источник: Школа вдохновения. Статья «Буктрейлер – рекламный «фильм» о книге» http://school-of-inspiration.ru/buktrejler-reklamnyj-film-o-knige2014

11. Интернет источник: Лев Оборин. Статья «Скоро на полках!» 2010 г. http://os.colta.ru/literature/projects/122/details/17834/











Приложение

Анкета


1. Любишь ли ты читать?

а) да б) нет в) не знаю

2. Чтение - это….

а) развлечение

б) получение информации в) развитие

3. Где ты берешь книги?

а) в библиотеке

б) своя библиотека

в) скачиваю из Интернета

г) обмениваюсь с друзьями

д) покупаю новые

4. Как часто ты читаешь художественную литературу?

а) каждый день

б) раз в неделю

в) по- разному


5. Отчего зависит твой выбор книги или как ты

выбираешь книгу?

а) от задания учителя

б) по яркой обложке

в) выбираю конкретного автора

г) следую советам библиотекаря

д) читаю аннотацию книги

е) помогает реклама книги

6. Как ты думаешь, почему ребята мало читают?

а) не хочется

б) некогда

в) другие развлечения

г) не знают, что читать

7. Напиши название книги, которую ты порекомендовал бы другим


















Приложение



Опросный лист

Буктрейлер


После просмотра ролика ответь на вопрос: захотелось ли тебе прочитать эту книгу, обведи 1 вариант:

1

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

2

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

3

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет

4

Да

Скорее да

Скорее нет

Нет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!