СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква Чч,звук [ч]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буква Чч,звук [ч]»

Урока литературного чтения в 1 классе по теме

«Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.»

(УМК «Школа России»)



ТЕМА: Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

ЦЕЛЬ: создать условия для ознакомления с новым мягкий согласным звуком [ч’], буквами Ч, ч

Задачи:

Предметные:

- способствовать развитию фонематического слуха; умению находить и выделять эти звуки в словах, давать им характеристику;

- содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Коммуникативные:воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в группе.

Обучение УУД: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); умение работать с учебником, добывать подтекстовую информацию; объяснять значение слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, презентация, мультимедийный экран, компьютер, карточки с буквой «Ч», , конверты со схемами, «смайлик настроения».

1. Организационный момент

Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?

- Прежде, чем нам начать урок чтения, проверьте, все ли у вас готово на рабочем столе: учебник «Азбука», конверты со схемами, тетрадь для печатания, пенал.

2. Мотивационный момент

-А какое у вас сейчас настроение?

(показать смайлики)-похлопайте смайлику, которому у вас сейчас соответствует настроение.

(Учащиеся показывают с помощью хлопков своё настроение. Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые хлопали к третьей картинке).

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

3. Постановка проблемной ситуации (цели и задач урока)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой?

- Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

Ставьте ушки на макушку,

слушайте внимательно,

загадаю вам загадки,

отгадайте обязательно!

1)Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Пейте чай, вода вскипела! (чайник)

2)Его пинают, а он не плачет.

Его бросают - назад скачет.

(Мяч)

3) Отгадай, что за вещица, -

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки.

(Ручка)

(На доске появляются изображения чайника и чашек, а затем мяча, ручки)

-Что объединяет эти слова?

4. Формулирование темы урока

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

- Верно, сегодня мы будем знакомиться с буквой «ч».

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

5. Постановка цели и задач урока учащимися

1)Познакомиться с новой буквой.

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

6. Работа над новым материалом

1) Работа с алфавитом

- Давайте посмотрим на алфавит и постараемся найти эту букву.

- После какой буквы она находится в алфавите?

2) Где будет жить эта буква в «Замке букв»? В какой гостиной?

(В синей гостиной- где живут согласные.

-На каком этаже?

(на первом, среди глухих согласных)

А в какой комнате?

В зелёной, т.к. это мягкий согласный звук.

3) Выделение первых звуков из слов мяч и ручка.

- Выделите последний звук в слове мяч.

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Почему он согласный?

-Верно, когда мы произносим звук [ч], он встречает препятствие.

- Ребята, а мяч к каким предметам относится? (к игрушкам)

Выделение звука в слове –ручка

Вывод: эти звуки записываются буквой, которая называется согласной буквой чэ.


-Напечатайте эту букву в тетрадях по печатанию

4) Работа в парах

- составьте схемы к этим отгадкам

Найти схемы к словам (мяч, ручка) у доски 1 учащийся и на парте в группе.


6) Чтение слогов в учебнике «Азбука» (с.97).

- А сейчас, перед чтением слогов в Азбуке, выполним артикуляционную разминку:

- упражнения «Дуем на горячий чай»,

«Вкусное варенье»,

«Цокот лошадки»;

- чтение слогов (прямых и обратных) в парах.


Ча-ач чо-оч

Че-еч чу-уч

Чи-ич

- Кто хочет прочитать в парах громко?

- Ребята, скажите, а всегда ли одинаково произносится этот звук?

Звук [ч’] в слогах а, чо, чу, ча – произносится мягко.

- Давайте сделаем вывод: звук [ч’] – согласный, мягкий, а про какое еще свойство мы забыли?

- Нам нужно узнать звук [ч’] звонкий или глухой?

- Как это можно сделать?

- Слышим звук своего голоса?

Значит звук [ч’] – какой? Верно – глухой.

(Послушать как читать по презентации звуки и буквы русской азбуки)

Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок


Отгадайте загадку:

Мы дни не спим,

И ночи мы не спим.

Мы стучим, стучим, стучим.


(с.4) составить схему, слово по кассе букв.

Презентация о часах.

8) Чтение слов, предложений по учебнику

• Чтение слов в столбиках:

Часы черника

Чудо чистота


• Чтение текста (без названия) учителем.

• Как вы озаглавите этот текст? («Часы).

• Ответить на вопросы после текста.

- Сколько предложений в тесте? Почему вы так решили?

• Чтение предложений детьми.


9) Игра «Поймай звук»

Мяч, чайка, чудо, грач, человек, чисто, чашка, плач, врач, чайник, меч.

10) Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.


Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.


– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?


– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.


С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Запомните ЧА! Пиши с а

ЧУ! Пиши с у

11) туча рука река сестра лиса

тучка ручка речка сестричка лисичка

- Кто заметил, что изменилось в словах и какое значение приобрели эти слова?


(Многозначность слов лисички и ручка)




12). Рефлексия учебной деятельности

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали? Чему научились?

-Продолжите предложения:

-Я сегодня узнал…

-Мне было трудно…

-Мне было интересно…

- Покажите свое настроение после урока. Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те, у кого оно стало лучше.



Ну и пословица к отдыху-

Делу- время, а потехе час.



















































































































8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!