СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы А и О в корне -кас- и -кос- 6 класс (Ладыженская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквы А и О в корне -кас- и -кос- 6 класс (Ладыженская)»

Буквы А и О в корне –кас- и –кос-

Буквы А и О в корне –кас- и –кос-

ЦЕЛИ научить правильно писать слова с чередованием букв а — о в корне -кас- — -кос- (орфограмма 26) сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора закрепить представление о различиях в условиях выбора между чередующимися гласными в корне и проверяемыми безударными гласными

ЦЕЛИ

  • научить правильно писать слова с чередованием букв а — о в корне -кас- — -кос- (орфограмма 26)
  • сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора
  • закрепить представление о различиях в условиях выбора между чередующимися гласными в корне и проверяемыми безударными гласными
Орфографическая разминка Ученик 6 класса получил задание объяснить выбор гласных в словах: подр_сти, сл_жение, зам_реть, зад_ру, пост_лить, выр_щенный, сл_гать, густые зар_сли, проб_русь. Вот его ответ: «Подрости — рост; слажение — слаженный; замиреть — мирный; задиру — задира; постилить — подстилка; вырощенный — роща; слогать — слог; заросли — зарос; пробирусь — пробирка». Почему ученик допустил ошибки? Сформулируйте правило о правописании корней с чередующимися гласными. Гласные в корнях с чередованием проверять сильной позицией гласного, т. е. ставить под ударение, нельзя!

Орфографическая разминка

Ученик 6 класса получил задание объяснить выбор гласных в словах: подр_сти, сл_жение, зам_реть, зад_ру, пост_лить, выр_щенный, сл_гать, густые зар_сли, проб_русь. Вот его ответ:

«Подрости — рост; слажение — слаженный; замиреть — мирный; задиру — задира; постилить — подстилка; вырощенный — роща; слогать — слог; заросли — зарос; пробирусь — пробирка».

Почему ученик допустил ошибки? Сформулируйте правило о правописании корней с чередующимися гласными.

Гласные в корнях с чередованием проверять сильной позицией гласного, т. е. ставить под ударение, нельзя!

Известные вам корни с чередующимися гласными (орфограммы 12, 13, 24) Орфограмма №12  Буквы а, о в корне -лаг- -лож-. Перед г пиши а, перед ж пиши о. Орфограмма №13  Буквы а, о в корне -раст-, -ращ-, -рос-. Перед ст и щ пиши а, перед с пиши о (исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль) Орфограмма №24  Буквы е-и в корнях с чередованием Если после корня стоит суффикс а, то пишется и.

Известные вам корни с чередующимися гласными (орфограммы 12, 13, 24)

  • Орфограмма №12  Буквы а, о в корне -лаг- -лож-.

Перед г пиши а, перед ж пиши о.

  • Орфограмма №13  Буквы а, о в корне -раст-, -ращ-, -рос-. Перед ст и щ пиши а, перед с пиши о (исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль)
  • Орфограмма №24  Буквы е-и в корнях с чередованием

Если после корня стоит суффикс а, то пишется и.

В русском языке есть и другие корни с чередующимися гласными. Например, касаться — коснуться. Для таких слов в грамматике есть специальное название — видовая пара. Чтение материалов учебника на с. 115 и запись в словарики орфограммы № 26.

В русском языке есть и другие корни с чередующимися гласными. Например, касаться — коснуться. Для таких слов в грамматике есть специальное название — видовая пара.

Чтение материалов учебника на с. 115 и запись в словарики орфограммы № 26.

Упр. 229 и 230

Упр. 229 и 230

Закрепление материала Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово. а) Соприк__саться, к снусь, прик__сновение б) отл жение солей; скл нение имён; пол__скание (горла) в) прик__саться, изд лека, зад вака г) к__саешься клавиш; меня это не к сается; к салось только футболистов д) акв__ланг, в долаз, водопр вод Как образовались слова группы «б». Какие слова являются сложными? Суффиксальным способом. Водолаз, водопровод.

Закрепление материала

Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово.

а) Соприк__саться, к снусь, прик__сновение

б) отл жение солей; скл нение имён; пол__скание (горла)

в) прик__саться, изд лека, зад вака

г) к__саешься клавиш; меня это не к сается; к салось только футболистов

д) акв__ланг, в долаз, водопр вод

Как образовались слова группы «б». Какие слова являются сложными?

Суффиксальным способом. Водолаз, водопровод.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упр. 231

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр. 231


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!