Цели:
обучающие: познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне – гар-гор-; уметь находить и правильно писать слова с данными корнями; уметь конструировать предложения по аналогии;
развивающие: развивать орфографическую зоркость и логическое мышление; развивать исследовательские навыки; учиться анализировать, высказывать свои предположения;
воспитывающие: воспитывать интерес к богатству русского языка.
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карточки, кроссворд, мел, учебник.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Форма урока: урок-сказка
План:
Оргмомент
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
Изучение нового материала
Первичная проверка усвоения знаний
Первичное закрепление знаний
Контроль и самопроверка
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Ход урока:
Оргмомент
Приветствие учащихся. Организация внимания школьников. Проверка домашнего задания.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
Учитель: Давайте вспомним о правописании о и а в корнях –кас-кос-, -лаг-лож-, -раст-ращ-рос-.
Раздача индивидуальных карточек
Словарный диктант
Выращенный, расти, росток, отпирать, замереть от восторга, отпирать замок, замирать от восхищения, касаться темы, приберу в квартире, прикоснуться к прошлому.
Учитель: В каких чередующихся корнях написание гласных зависит от наличия суффикса, а в каких от конечной согласной корня?
Самостоятельно придумайте слова с чередующимися корнями и составьте с ними словосочетания.
Учащиеся зачитывают составленные словосочетания, объясняя условия выбора написания гласной в корнях.
Учитель: Мы с вами повторили корни с чередующимися гласными, сегодня обратимся к изучению корней –гар-гор, в которых наблюдается чередование гласных а и о.
Изучение нового материала
Учитель: тема сегодняшнего урока: «Буква о и а в корнях –гар-гор» Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.
Ученик: познакомиться с правилом написания гласных о и а в корнях –гар-гор; учиться находить и правильно писать слова с корнями –гар-гор-.
Учитель: чтобы научиться правильно находить и писать корни –гар-гор-, я расскажу вам сказку. За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата –Гор и –Гар. И она никак не могла отличить их: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто меня научит различать моих верных слуг – братьев ГОР и ГАР, того и награжу по-царски». Со всех земель невиданного Царства – государства съехались: Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом ГОР, затем – с ГАР. Но ничего у нее не получилось, Царица все равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец ГАР. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату ГАР. Да так и осталось с ним навсегда. С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец ГАР. А братец ГОР ходит в одиночку.
Учитель: Итак, ребята, вы услышали удивительную историю о корнях ГАР и ГОР. Отвечаем на вопрос: «Когда в корнях ГОР и ГАр пишется О, а когда – А?
Давайте сформулируем вывод: в корнях –ГОР- и –ГАР- пишется а, в безударном положении – о.
Первичная проверка усвоения знаний.
Синтаксическая разминка
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу? Какое правило мы сформулировали? Сверим с учебником.
Чтение правила в учебнике на стр 47.
Первичное закрепление знаний
На слайде записаны слова
Учитель: напишите «Объяснительный диктант», объясните выбор изучаемой орфограммы.
Объяснительный диктант
Загар, сгорели, подгоревшим, догорает, нагар, разгорается, угар, перегорает.
Учитель: придумайте с одним из слов словосочетание: прилагательное + существительное и одно предложение.
Какое значение имеют корни ГОР и ГАР. Рассмотрим на примерах.
Гореть – поддаваться действию огня.
Сгорать – уничтожаться огнем
Угорать – отравиться угаром.
Учитель: перед вами слова: гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. Разведите эти слова по их родовым гнездам. Значение одного-«возвышаться», другого-«пылать».
Контроль и самопроверка
Учитель: а теперь давайте попробуем разгадать кроссворд на правило ГОР и ГАР.
КРОССВОРД
Отравиться угаром (угореть)
Обуглиться, почернеть при жарении (пригореть)
Огнеупорный (несгораемый)
Действие от глагола сгорать (сгорание)
Ярко-оранжевый весенний полевой цветок (горицвет)
Болезнь, сопровождаемая высокой температурой, жаром (горячка)
Остаток недогоревшей свечи (огарок)
Время самого высокого развития, момент наивысшего напряжения чего-либо (разгар)
Смуглый цвет кожи, приобретенный на солнце (загар).
Распределительный диктант
Учитель: Давайте подумаем, когда будем писать А, когда О. В один столбик распределяем все слова на ГАР, в другом – слова на ГОР Загар Загореться
Нагар Выгореть
Разгар Разгореться
Огарок Выгоревший
Угар Горючее
Гарь Сгорание
Подведение итогов урока.
Учитель: какое правило мы сегодня изучали?
Ученик: буква о и а в корнях ГОР-ГАР
Учитель: когда пишется о, а когда – а в корнях ГОР-ГАР?
Выставление оценок
Домашнее задание