СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буллинг. Мероприятия в рамках антибуллинговой программы, направленные на работу с учащимися.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким бывает буллинг?

Универсальный алгоритм действий любого члена школьного сообщества: конкретные действия, которые должен быть готов осуществить ЛЮБОЙ сотрудник образовательной организации.

Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы, направленные на работу с учащимися.

 

Просмотр содержимого документа
«Буллинг. Мероприятия в рамках антибуллинговой программы, направленные на работу с учащимися.»

БУЛЛИНГ



ПРЯМОЙ буллинг может проявляться в виде:

1) ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, щипание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, притеснения через социальный статус, религию, расу, прикосновения сексуального характера);

2) ВЕРБАЛЬНОГО (СЛОВЕСНОГО) БУЛЛИНГА (издевательства или запугивания с помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д.).

3) СОЦИАЛЬНОГО БУЛЛИНГА/ИЗОЛЯЦИИ (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом).

Гораздо сложнее выявить проявление КОСВЕННОГО буллинга, который включает в себя такое поведение, как распространение слухов и ложной информации о жертве. Если прямое насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на этапе, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за помощью к третьему лицу.

С распространением интернет-технологий и массовой мобильной связи увеличилась виртуальная активность детей в социальных сетях. Так появился новый вид буллинга с использованием современных технологий общения — КИБЕРБУЛЛИНГ — совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью мобильных телефонов, сети Интернет и иных электронных устройств.

Примерами КИБЕРБУЛЛИНГА могут служить отправка жертве оскорбительных сообщений; передразнивания жертвы в режиме онлайн; размещение в публичном доступе личной информации, направленной на причинение вреда или унижения другого ребенка; ведение блогов или форумов в социальных сетях,

целью которых является оскорбление и унижение жертвы, причинение ей психологических переживаний и страданий. В последнее время именно этот вид буллинга становится доминирующей формой агрессии, часто сопровождается другими формами насилия.

КИБЕРБУЛЛИНГ — скрытый для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле в виртуальном пространстве, получают не менее серьезную психологическую травму различной степени тяжести. Поэтому от родителей требуется особо чуткое внимание к фактам его проявления.

БУЛЛИНГ оказывает влияние абсолютно на всех участников агрессии. Безусловно, вся тяжесть последствий в первую очередь ложится на ребенка, который оказался в роли жертвы. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, по статистике, они чаще совершают попытки суицида. Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте. У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

При возникновении БУЛЛИНГА в классе выстраивается специфическая иерархия, или БУЛЛИНГ-СТРУКТУРА, которая представляет собой социальную систему с фиксированными типами (ролями) участников. Выделяют несколько ролей в процессе травли в школе:

РЕБЕНОК-АГРЕССОР/БУЛЛИ (лидирующий, нападающий в детском коллективе). По данным норвежского психолога Дэна Ольвеуса, одного из первых масштабных исследователей распространенности буллинга в школах и автора антибуллинговой программы, агрессорами чаще всего выступают дети, которые:

• уверенны в том, что добиться своих целей можно посредством господства и подчинения;

• не умеют сочувствовать своим жертвам;

• физически сильные дети: легко возбудимые и очень импульсивные;

• проявляют резкое и даже агрессивное поведение.

ДЕТИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ТРАВЛЕ (следующие за поведением лидера, присоединившиеся к травле)

РЕБЕНОК-«ЖЕРТВА» (объект травли) Практически любой ребенок может стать жертвой буллинга. Например, ребенок, который по каким-то причинам поменял школу/класс, или ребенок, отличающийся по любым признакам от других детей (внешность, хорошая успеваемость, социально-экономическое положение и т.д.).

Однако чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны сверстников подвержены дети со слабой социализацией, низким эмоциональным интеллектом или находящиеся в конфликте с окружающим (внешним) миром. Такие дети не знают, как подавать себя в обществе и какой реакции от них ждут люди, а иногда они даже не осознают, что над ними смеются, так как не всегда способны отличить обычную шутку от злой.

СВИДЕТЕЛИ (поддерживающие — дети, которые одобряют сторону нападающих, подбадривают их; наблюдатели — дети, которые просто собираются вокруг и смотрят и / или избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону; сочувствующие — которые хотят заступиться за жертву травли, но боятся, поскольку обидчик сильный или лидер). Наличие большого числа детей-свидетелей говорит о закреплении формы поведения на соответствующее поведение в аналогичных ситуациях, что в последующем станет причиной появления в обществе равнодушных свидетелей агрессии.

ЗАЩИТНИКИ (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуют нападающим и предпринимают действия для прекращения издевательств, либо успокаивают и поддерживают жертву). Существует экспериментальное исследование, показывающее позитивную роль в разрешении ситуации школьной травли защитников: при наличии защитников буллинг заканчивается, не успев начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это «становится хорошей почвой для дальнейшей травли — дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая другого ребенка»*.

КАКИЕ МЕСТА В ШКОЛЕ НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАВЛИ?

Наиболее опасными местами с точки зрения возможности возникновения травли являются те, в которых наименее часто присутствуют взрослые — школьные туалеты, раздевалки, коридоры, а также школьный двор. Для оценки опасности в конкретном учреждении в опросы можно включать изображения карт или планов этажей в проводимые опросы и просить учащихся отметить те, места, в которых они не чувствуют себя в безопасности. Подобная технология может быть использована как самостоятельный вид исследования школьного благополучия. Это может помочь школе обнаружить места, на которые должно быть обращено наиболее пристальное внимание со стороны школы.

Универсальный алгоритм действий любого члена школьного сообщества: конкретные действия, которые должен быть готов осуществить ЛЮБОЙ сотрудник образовательной организации:

Если травля ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС:

• Необходимо защитить жертву, т.е. остановить действия агрессора. • Самое важное — обратить, в первую очередь, внимание на жертву, на то, что ребенок чувствует в данной ситуации, а не выдать дисциплинарное взыскание агрессору.

Почему это важно?

• Тем самым вы переключаете внимание свидетелей с действий агрессора на состояние жертвы, усиливая ее позицию. • Постепенно роли меняются: те, кто изначально поддерживали травлю, перемещаются в группу нейтральных или «против травли».

• Внимание к жертве не означает отсутствия последствий для агрессора, но они не являются в данном случае ключевым моментом воздействия.

Если у Вас ЕСТЬ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, что какого-то конкретного ребенка травят:

• Сообщите Ваше предположение его/ее классному руководителю, психологической службе или инициативной группе по работе с травлей.

• Если Вы общаетесь с родителями этого ребенка — сообщите свое предположение им.

• Собирайте информацию и передавайте ее инициативной группе.

ПОМНИТЕ, ЧТО ЧЕМ РАНЬШЕ ПРОИЗОЙДЕТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, ТЕМ МЕНЬШЕ ВРЕДА БУДЕТ НАНЕСЕНО ЖЕРТВЕ

Единые школьные правила:

В рамках исследований травли вопрос о наличии единых школьных правил задается именно ученикам, поэтому речь, с научной точки зрения, идет о восприятии учащимися школьной среды как понятной и предсказуемой. Тем не менее фактическая разработка школьных правил, обсуждение их с учениками и демонстрация на стенах школы является очень важным инструментом для профилактики школьной травли и для выстраивания работы с конкретным случаем.

Пример школьных правил, касающихся неприятия травли в школе:

Я помогаю своей школе быть свободной от травли, потому что:

1. Я отношусь к другим так, как хочу, чтобы относились ко мне.

2. Если я вижу, что кого-то травят — я не молчу и говорю об этом.

3. Я уважаю различия в людях и признаю право каждого иметь свои ценности.

4. Я стараюсь быть дружелюбным по отношению к окружающим.

Обсуждение подобных правил на классных часах и принятие и, возможно, их дополнение будет очень важным шагом профилактики ситуаций травли в школе.

Как определить, кто в классе является инициатором травли?

Каждому из учеников дается лист бумаги. На нем просят написать имена трех девочек и трех мальчиков из класса, у которых:

• много друзей;

• которым нравится быть в школе;

• к которым часто пристают другие ученики;

• которые часто пристают к другим ученикам.

Один и тот же человек может упоминаться несколько раз. Необходимо обратить внимание на учеников, которые чаще других упоминаются в последних двух пунктах. Вероятнее всего, именно они вовлечены в травлю.

Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы, направленные на работу

с учащимися:

• Обсуждение в рамках классных часов таких вопросов: что такое травля, какие виды травли бывают, что делать, если травля происходит на моих глазах, что делать, если я знаю о травле в отношении одноклассника или другого ребенка из школы. (Очень важным моментом является установка на то, чтобы вмешательство в ситуации школьной травли или сообщение о них не воспринималось детьми как проявление ябедничества. Принципиальным моментом, который должны понимать и разделять как педагоги, так и дети, является, то, что вмешательство в травлю или сообщение о ней происходит с целью сделать жизнь одноклассника или товарища по школе лучше, а «ябедничество» преследует обратную цель — навредить кому-либо),

• Обсуждение на классных часах или уроках литературы произведений искусства, посвященных проблеме травли, например, х/ф «Чучело» (реж. Р. Быков) или главу «Ивины» из книги «Детство» (Л.Н. Толстой).

• Обсуждение на классных часах правил поведения в классе и школе.

• Проведение групповых занятий в рамках классных часов или занятий с психологом на темы уважения к окружающим, ответственности, эмпатии, способам бесконфликтного поведения.

• Создание группы «управления гневом» для наиболее агрессивных учащихся школы.

• Создание группы поддержки для тех, кто был вовлечен в травлю в качестве жертвы

• Проведение конкурса антибуллинговых плакатов.

Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы для родителей

• Просветительская работа на классных собраниях, посвященная информированию о травле, ее видах и способах вмешательства, если они видят подобное поведение на школьном дворе.

• Проведение родительских клубов на темы: «Как разговаривать с детьми о травле?», «Что делать, если мой ребенок стал жертвой травли?», «Что делать, если мой ребенок проявляет агрессию к другим детям?»





Автор: А.А. РЕАН, М.А. НОВИКОВА, И.А. КОНОВАЛОВ, Д.В. МОЛЧАНОВА, Руководство для подростков про буллинг: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ И ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ НАПАДАТЬ НА ДРУГИХ. Под редакцией академика РАО А.А. РЕАНА, Москва 2019


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!