СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бунтарский характер ранней лирики В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка позволяет дать представление о раннем творчестве В. Маяковского, его связи с футуристами; помочь понять бунтарский характер и особенности поэзии, ее новаторский характер.

Просмотр содержимого документа
«Бунтарский характер ранней лирики В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство.»

Тема. Бунтарский характер ранней лирики В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство.

Цели. Дать представление о раннем творчестве В. Маяковского, его связи с футуристами; помочь понять бунтарский характер и особенности поэзии, ее новаторский характер.

Задачи:

Образовательные:

  • показать влияние футуризма на творчество Маяковского;

  • понять образ лирического героя раннего творчества поэта.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно работать с литературными источниками;

  • развивать умение анализировать лирическое произведение с точки зрения содержания и формы;

  • развивать логическое мышление, навыки выразительного чтения.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к личности Маяковского, его поэзии;

  • воспитывать чувство гуманизма, уважение к поэту.

Оборудование. Портреты Маяковского, коллажи к его стихотворениям, карточки с заданиями, презентации:«Раннее творчество Маяковского», «Послушайте!», видеофильмы «В. Маяковский», «Веселый год Маяковского» (1913)


Ход урока.

Я знаю силу слов, я знаю слов набат.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.

Маяковский В.

1.Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Повторение сведений о Серебряном веке русской поэзии (прием «Снежный ком»)

-Как называется эпоха, в которой жил и творил Маяковский?

-Назовите временные рамки этой эпохи.

-Почему она получила такое название?

-В чем была особенность развития поэзии в этот период?

-Назовите литературные направления, имевшие значительное число последователей.

-Соотнесите фамилии поэтов с литературными направлениями, к которым они принадлежали:

Символизм Ахматова, Гумилев

Акмеизм В. Брюсов, А. Блок, А. Белый

Футуризм В.Хлебников, В. Маяковский.

В итоге получаем таблицу:

Золотой век (век А.С. Пушкина)


Яркие самобытные Серебряный век Направления:

таланты, расцвет русской поэзии символизм (Брюсов, Блок …)

науки и искусства (90-е Х1Х в.- акмеизм (Гумилев, Ахматова…)

20-е годы ХХ в.) Футуризм (Маяковский…)


2.Мотивация учебной деятельности (1 мин.)

Учитель.

18 декабря 1912 года, почти сто лет назад, вышел из печати альманах, который сразу привлек к себе внимание, хотя искушенного русского читателя уже трудно было удивить. Догадайтесь чем? Названием – «Пощечина общественному вкусу». Анна Ахматова отметила, что в « душный зал» русской поэзии 10-х годов ХХ века ворвался разбойный вихрь, называемый …футуризмом. Что провозгласили футуристы? О чем и как писали? Какие поэты представляли это направление?

3.Сообщение темы, целей урока.

Обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке, а также о ярком таланте Владимира Маяковского, его жизни и раннем творчестве, о том, что нового внес он в содержание и форму современной поэзии.

4. Работа по теме урока (30мин.)

1.Выступление творческой группы « Мы – футуристы» ( 4 мин.)


2.Слово учителя (1мин.)

Чтобы получить более полное представление о футуристах, посмотрим фрагменты фильма «Веселый год Маяковского» ( 5 мин.)

Вот так ярко, броско, скандально и весело заявили о себе футуристы в начале века. Провозгласив себя представителями искусства будущего, они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни и искусстве. Футуристы остро чувствовали свое время. За эпатажем, скандалом скрывалось бунтарство против современного мироустройства. Творчество футуристов всегда было предметом острых споров. Не обошло это и Маяковского. Одни видят в нем хулигана, возмутителя спокойствия, другие отмечают талант, одинокое легкоранимое сердце. Чтобы понять человека, мотивы его поступков – нужно знать хоть немного о его жизни (просмотр эпизодов из фильма «В. Маяковский» - 7 мин.)

3.Ассоциативный диктант к словам: ночь, город, искусство, война (3 мин.)

Например: ночь – луна, звезды, тишина, сон, любовь…

Город – здания, улицы, фонари, театры, площади…

Искусство – музыка, живопись, декорации, театр, костюмы, удовольствие…

Война – смерть, ранения, кровь, горе, страдания…

Таким видите ночь, город, искусство, войну вы, одиннадцатиклассники. А какими видел их Владимир Маяковский в начале 20 века?

4. Учитель.

Раннее творчество Владимира Владимировича Маяковского было тесно связано с футуризмом, что, конечно же, наложило отпечаток на содержание и форму его произведений. К сегодняшнему уроку творческие группы класса подготовили свои мини-проекты, где представят чтение и анализ ранних стихотворений поэта. Им слово.

5.Выступления творческих групп (4) со своими мини-проектами анализа стихотворений: «Ночь», «А вы могли бы?», «Нате!», «Мама и убитый немцами вечер» (8 мин.)

5.Составление кластера «Особенности ранней лирики Маяковского» (2 мин.)


Необычное фантазия гиперболичность

содержание образов

Ранняя лирика

Маяковского


Разлад с метафоричность поэтическая

Действительностью

Новизна


6. Релаксация (5 мин.)

1.Объясните смысл эпиграфов.

2.Ответьте на вопрос: «Каковы причины бунта лирического героя против мира в ранних стихотворениях Маяковского?»

3.Какую роль играет метафора в произведениях поэта?


7. Подведение итогов (3 мин.)

-Каким вы увидели личность и творчество поэта?

Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней имел романтический характер. Да, раннего поэта понять сложно, но можно. Его современники отмечали, что Маяковский - поэт, «установивший новую форму поэзии и определивший новый дух ее. Именно поэтому он требует вначале усилия для понимания. Чтение классика-новатора всегда сначала работа, а потом уже радость и польза» (А.Платонов). При первом чтении поэзия М. вызывает смешанные чувства, среди которых недоумение и непонимание, даже абсурдность.

Маяковский примкнул к футуристам, но нашел свой собственный путь. Он ненавидел мещанство, его самодовольство, безразличие к чужому горю и не жалел крепких слов для его характеристики. Он активно вмешивался в ход жизни. Главными темами его раннего творчества стали критика буржуазного строя, бездушного к человеку города , протест против войны.

В стихах молодого поэта поражали необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна. Поражали фантазия и гиперболичность, дерзкая метафоричность, в которой сближались такие далекие друг от друга понятия и вещи. Проповедовал эстетику «самовитого» слова. Его стихи производили разное впечатление: одних смущали, других - раздражали, третьих-восхищали. Но эти разные мнения сближало одно: Маяковский был очень талантлив. Поэт имел великую душу, хотя его чаще не понимали и не принимали. А эта великая душа всегда стремилась ввысь, далеко к звездам.

( Презентация стихотворения «Послушайте!» -1мин.)

Закончить наш урок хочу прекрасными словами Маяковского:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

7.Домашнее задание (1мин.) Написать сочинение-миниатюру «Чем нам близок Маяковский?» или составить сенкан о поэте.


Ожидаемые результаты:

рассказывает о жизни и творчестве В.Маяковского. Выразительно читает и комментирует стихотворения, объясняя своеобразие лирического героя, раскрывает способы выражения жизнетворческой позиции Маяковского как поэта и человека; анализирует стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!