Тема. Бунтарский характер ранней лирики В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство.
Цели. Дать представление о раннем творчестве В. Маяковского, его связи с футуристами; помочь понять бунтарский характер и особенности поэзии, ее новаторский характер.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
развивать умение самостоятельно работать с литературными источниками;
развивать умение анализировать лирическое произведение с точки зрения содержания и формы;
развивать логическое мышление, навыки выразительного чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к личности Маяковского, его поэзии;
воспитывать чувство гуманизма, уважение к поэту.
Оборудование. Портреты Маяковского, коллажи к его стихотворениям, карточки с заданиями, презентации:«Раннее творчество Маяковского», «Послушайте!», видеофильмы «В. Маяковский», «Веселый год Маяковского» (1913)
Ход урока.
Я знаю силу слов, я знаю слов набат.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
Маяковский В.
1.Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Повторение сведений о Серебряном веке русской поэзии (прием «Снежный ком»)
-Как называется эпоха, в которой жил и творил Маяковский?
-Назовите временные рамки этой эпохи.
-Почему она получила такое название?
-В чем была особенность развития поэзии в этот период?
-Назовите литературные направления, имевшие значительное число последователей.
-Соотнесите фамилии поэтов с литературными направлениями, к которым они принадлежали:
Символизм Ахматова, Гумилев
Акмеизм В. Брюсов, А. Блок, А. Белый
Футуризм В.Хлебников, В. Маяковский.
В итоге получаем таблицу:
Золотой век (век А.С. Пушкина)
Яркие самобытные Серебряный век Направления:
таланты, расцвет русской поэзии символизм (Брюсов, Блок …)
науки и искусства (90-е Х1Х в.- акмеизм (Гумилев, Ахматова…)
20-е годы ХХ в.) Футуризм (Маяковский…)
2.Мотивация учебной деятельности (1 мин.)
Учитель.
18 декабря 1912 года, почти сто лет назад, вышел из печати альманах, который сразу привлек к себе внимание, хотя искушенного русского читателя уже трудно было удивить. Догадайтесь чем? Названием – «Пощечина общественному вкусу». Анна Ахматова отметила, что в « душный зал» русской поэзии 10-х годов ХХ века ворвался разбойный вихрь, называемый …футуризмом. Что провозгласили футуристы? О чем и как писали? Какие поэты представляли это направление?
3.Сообщение темы, целей урока.
Обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке, а также о ярком таланте Владимира Маяковского, его жизни и раннем творчестве, о том, что нового внес он в содержание и форму современной поэзии.
4. Работа по теме урока (30мин.)
1.Выступление творческой группы « Мы – футуристы» ( 4 мин.)
2.Слово учителя (1мин.)
Чтобы получить более полное представление о футуристах, посмотрим фрагменты фильма «Веселый год Маяковского» ( 5 мин.)
Вот так ярко, броско, скандально и весело заявили о себе футуристы в начале века. Провозгласив себя представителями искусства будущего, они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни и искусстве. Футуристы остро чувствовали свое время. За эпатажем, скандалом скрывалось бунтарство против современного мироустройства. Творчество футуристов всегда было предметом острых споров. Не обошло это и Маяковского. Одни видят в нем хулигана, возмутителя спокойствия, другие отмечают талант, одинокое легкоранимое сердце. Чтобы понять человека, мотивы его поступков – нужно знать хоть немного о его жизни (просмотр эпизодов из фильма «В. Маяковский» - 7 мин.)
3.Ассоциативный диктант к словам: ночь, город, искусство, война (3 мин.)
Например: ночь – луна, звезды, тишина, сон, любовь…
Город – здания, улицы, фонари, театры, площади…
Искусство – музыка, живопись, декорации, театр, костюмы, удовольствие…
Война – смерть, ранения, кровь, горе, страдания…
Таким видите ночь, город, искусство, войну вы, одиннадцатиклассники. А какими видел их Владимир Маяковский в начале 20 века?
4. Учитель.
Раннее творчество Владимира Владимировича Маяковского было тесно связано с футуризмом, что, конечно же, наложило отпечаток на содержание и форму его произведений. К сегодняшнему уроку творческие группы класса подготовили свои мини-проекты, где представят чтение и анализ ранних стихотворений поэта. Им слово.
5.Выступления творческих групп (4) со своими мини-проектами анализа стихотворений: «Ночь», «А вы могли бы?», «Нате!», «Мама и убитый немцами вечер» (8 мин.)
5.Составление кластера «Особенности ранней лирики Маяковского» (2 мин.)
Необычное фантазия гиперболичность
содержание образов
Ранняя лирика
Маяковского
Разлад с метафоричность поэтическая
Действительностью
Новизна
6. Релаксация (5 мин.)
1.Объясните смысл эпиграфов.
2.Ответьте на вопрос: «Каковы причины бунта лирического героя против мира в ранних стихотворениях Маяковского?»
3.Какую роль играет метафора в произведениях поэта?
7. Подведение итогов (3 мин.)
-Каким вы увидели личность и творчество поэта?
Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней имел романтический характер. Да, раннего поэта понять сложно, но можно. Его современники отмечали, что Маяковский - поэт, «установивший новую форму поэзии и определивший новый дух ее. Именно поэтому он требует вначале усилия для понимания. Чтение классика-новатора всегда сначала работа, а потом уже радость и польза» (А.Платонов). При первом чтении поэзия М. вызывает смешанные чувства, среди которых недоумение и непонимание, даже абсурдность.
Маяковский примкнул к футуристам, но нашел свой собственный путь. Он ненавидел мещанство, его самодовольство, безразличие к чужому горю и не жалел крепких слов для его характеристики. Он активно вмешивался в ход жизни. Главными темами его раннего творчества стали критика буржуазного строя, бездушного к человеку города , протест против войны.
В стихах молодого поэта поражали необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна. Поражали фантазия и гиперболичность, дерзкая метафоричность, в которой сближались такие далекие друг от друга понятия и вещи. Проповедовал эстетику «самовитого» слова. Его стихи производили разное впечатление: одних смущали, других - раздражали, третьих-восхищали. Но эти разные мнения сближало одно: Маяковский был очень талантлив. Поэт имел великую душу, хотя его чаще не понимали и не принимали. А эта великая душа всегда стремилась ввысь, далеко к звездам.
( Презентация стихотворения «Послушайте!» -1мин.)
Закончить наш урок хочу прекрасными словами Маяковского:
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить –
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца!
7.Домашнее задание (1мин.) Написать сочинение-миниатюру «Чем нам близок Маяковский?» или составить сенкан о поэте.
Ожидаемые результаты:
рассказывает о жизни и творчестве В.Маяковского. Выразительно читает и комментирует стихотворения, объясняя своеобразие лирического героя, раскрывает способы выражения жизнетворческой позиции Маяковского как поэта и человека; анализирует стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.
4