СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бурятские традиции тайлаганы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время  обряды поклонения  духам, хозяевам местностей приобретает популярность среди населения. В то же время имеет место незнание жителями нематериальной культуры – обрядов поклонения духам местностей. Жители участвуют в обрядах, зачастую досконально не зная значение обрядов. 

Просмотр содержимого документа
«Бурятские традиции тайлаганы»

МБОУ «Тарасинская СОШ»













Номинация Возвращение к истокам



Бурятские традиции.

Тайлаганы в нашем селе.





Выполнила: ученица 4б класса Хунхенова Виктория

МБОУ «Тарасинская СОШ», Боханского района

Руководитель: Бускинова Нурия Гайфуловна учитель начальных классов , ВКК















с. Тараса,2022

Введение

Повсеместно среди бурятского населения Забайкалья бытует шаманский обряд тайлаган. Это основная форма проведения обряда, которая проводится коллективно. Ритуальные действия совершаются в рамках определенного культового сообщества. Тайлаган – обряд с жертвоприношением, шаманское празднество.

В прошлом каждый род имел на территории своего кочевания общие святые места, на которых совершались ежегодные общественные обряды жертвоприношения духам - хозяевам данной местности

Цель исследования: сохранение явлений нематериальной культуры – обрядов.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Комплексное изучение и сохранение культурного наследия малой родины: традиционные обряды поклонения горе Шаманка.

2. Воспроизведение явлений нематериальной культуры.

3. Изучение истории взаимоотношений этноса и природы.

Новизна исследования: Традиционные обряды поклонения горе Шаманка как пример сохранения культуры бурятского народа не изучены.

Актуальность исследования. В настоящее время обряды поклонения  духам, хозяевам местностей приобретает популярность среди населения. В то же время имеет место незнание жителями нематериальной культуры – обрядов поклонения духам местностей. Жители участвуют в обрядах, зачастую досконально не зная значение обрядов.

Методы исследования: сбор краеведческого материала: беседа и запись воспоминаний у жителей села Тараса, ежегодно принимавших участие в обряде, сбор фотоматериалов.

Тайлаганы- явление весьма древнего происхождения, восходящее до

шаманским эпохам, когда считали, что все « причуды» объясняются действиями сверхъестественных сил. Поэтому верующие люди приносили жертвоприношения духам - хозяевам гор, рек и местности, прося защиты от всевозможных бед, от несчастных случаев, болезней. Тайлаганы устраивали обычно летом, особенно часто по случаю засухи или других стихийных бедствий. С началом земледелия и с принятием частью бурят православного вероисповедания, тайлаганы стали приурочивать к христианским праздникам и стали называть по- русский- «Покрови тайлаган», «Петрови тайлаган», «Ильиндени тайлаган». Они приобрели сезонный характер и стали устраиваться перед весенними и летними полевыми работами.

Прошла зима и люди готовятся к весеннее- полевым работам, переводу скота на подножный корм, постригу гривы лошадей. А до этого надо провести весенний тайлаган - общественный молебен за богатый урожай, приплод, всеобщее благополучие.

Но до тайлагана следует сделать тщательную уборку в доме, в усадьбе, привести в порядок место проведения молебна. Иначе невидимые духи - заяны будут недовольны.

Тайлаганы проводятся на вершинах гор, холмов, по понятиям верующих, с высоты мольбы и просьбы людей быстрее будут услышаны богом.

Происхождение тайлагана связано с богом. Место его проведения считается священным, туда категорически запрещалось ходить женщинам. Каждый участник брал с собой туесок с тарасуном, немного еды. Первым делом разводили костёр, сами устраивались вокруг него. Один из старейшин брал в руки «тагша» с тарасуном, подходил к костру и читал молитву, закончив, капал в огонь, затем оставшееся в чашке брызгал на восток. И так каждый повторял действия первого. Это считалось простым тайлаганом.

Раньше в улусах проводились такие тайлаганы как: «заяанай» ( за удачу, счастье), «шулуунай», «ардайн» «хушуунай» (за крупный рогатый скот), «эхэ» (посв. Матери), «үтэгэй» (за богатый покос), «ардайн», бурятские кузнецы проводили свой особый тайлаган «дархадта», посвященный кузнечным божествам.

Хочу остановиться на проведении тайлагана в нашем селе Тараса. «Ехэ тайлаган» (большой) проводился сразу же по завершении весенне-полевых работ, 25 июня, 12 июля «Петров Тайлаган». На «большой тайлаган» съезжались жители всех трёх улусов. Молодёжь ехала на тайлаган на верховых конях, люди старшего возраста на телегах. Собирались на горе «Шаманка», брали с собой тарасун, хурэнгу. В складчину покупали лошадь нерабочую четырёхлетку, овцу и приносили их в жертву. Каждая семья по договорённости привозили с собой котёл, дрова, посуду, воду. Участники торжества устраиваются вдоль горы с востока на запад в порядке старшинства рода. Старший по роду занимает почётное место на востоке, у самого большого костра (шэрээ), замыкает род самый младший. В один длинный ряд выставляли ёмкости от каждой семьи, рядом втыкали берёзовую веточку (туургэ) с ленточками - сколько ленточек, столько едоков. Перед началом жертвоприношения, самый главный шаман капал на голову жертве молоком, тарасуном, тем самым прося прощение за убийство, призывает духов, затем объясняют причину своего прихода и обращаются за помощью. К этому обряду допускают только, мужчин, а женщин не имеет право присутствовать в обряде, считают это «сээртэй», т.е. табу.

Жертвенное мясо (далага) варили без соли - считалось, что скот пасётся на солончаках и все нужные соли, микроэлементы, витамины впитывает в себя. Большую работу выполняли молодые мужчины: разводили костёр, кололи барана, варили мясо, делили его поровну.

Затем участвовали в состязаниях по национальной борьбе, в скачках. По завершении соревнований, наступает торжественный момент, участники возвращаются в свои семьи, главы семей становятся вперёд, старшие сыновья наполняют чашки тарасуном, туесок с «хурэнгэй», кладут куски мяса, всё это передают родителям. Перед тем как все главы рода начнут просить благословения, шаман капает на «шэрээ» молится за всех, просит удачи, здоровья, благополучия, богатого урожая. После чего, старшие направляются к главному очагу- костру, капают тарасун и бросают куски мяса в огонь, оставшееся вино, брызгают в воздух, затем совершают вокруг костра круг, возвращаются к семьям, дают поесть кусок мяса и пригубить «хурэнгу». Опять наполняют чашки тарасуном, хурэнгой, мясом. Круг у костра повторяют 10 раз. После окончания молебна вверх и вперед бросали деревянные чашки с возгласом "тоорог!". Если чашка падала, не опрокинувшись вверх дном, это означало хорошее предзнаменование. Бросивший подходил к своей чашке, становился на одно колено, молился, куда упала чашка - хэшэг абаха - символ богатства, счастья от земли. Если чашка падала вверх дном - это считалось плохим знаком. Наливали вино или молоко в чашку, брызгали из нее на главный костер и бросали, до тех пор пока чашка не упадет правильно.

После окончания обряда брали свою долю (мясо), пустую посуду и приносили домой, угощали жену, дочерей. Пустую посуду в тот день не выбрасывали, оставляли до утра.

Вечером собирались женщины, дети на сметанную вечерину «зоохэй наадан» ещё его называли «тухэроон» не менее интересное зрелище. Собирались и стар, и млад. Приносили с собой «зоохэй»- сметану, молоко, муку, тарасун и другие продукты. Разводили большой костёр, ставили общий котёл «Тогоо», все наливали свою сметану и варили саламат. Женщины подходили со своей посудой и брали саламат на свою семью, затем каждая семья капали своим тарасуном, угощали хозяев местности, очага- просили у них покровительства и благополучия. Далее происходило самое интересное: старейшины – бабушки «тоодэйнууд» брали крапиву и стегали молодух , тем самым призывая к соревнованиям. Женщины, боясь быть ужаленными, бегали наперегонки, прибежав до финиша, начинали бороться, девочки тоже не уступали и с весёлым визгом соревновались в беге и в борьбе. Завершалось празднество застольными, красивыми песнями и величественным ёхором.

Все тайлаганы проводились на склоне южной горы в священном месте. В «Урдайле» (Верхний улус) проходил на горе у трёх сосен, большой тайлаган проходил на горе «Оронгой». Поэт, писатель Геннадий Дагуров, выходец из Верхней Тарасы, в своей поэме «Тараса» пишет об обряде поклонения:

Тайлаганы, как праздники, любили,

Ждали, чтобы старцы на горе

Тот костёрчик первый задымили,

Что начнёт призывно там гореть.

В Нижнем улусе «Монхой айле» тайлаган проходил на горе Шаманка.

До и после тайлагана всё тщательно убирали (кости, бумагу жгли). Сорить, копить мусор - значит жить бедно, копить долги. Рубить лес в святых местах было нельзя - здесь растут божьи деревья: берёза, лиственница, сосна. Нельзя рубить лес на опушке, одинокое дерево в степи. Проходя мимо священного леса, надо «угостить» его, повесить на веточку новую шёлковую ленточку.

В годы засухи проводили тайлаган «уhанай эжэндэ» просили хозяина воды, чтобы послал дождь.

Впервые за много лет в Тарасе прошёл региональный тайлаган августа 2012 году на горе Шаманка обряд чествования Тарасинских шаманов, в котором приняли участие все бурятские рода и люди разных национальностей, разделяющие и чтящие, вековые традиции и обычаи бурятского народа.

Более двухсот участников - мужчин Боханского и Осинского районов Иркутской области, Республики Бурятия поднялись на священную гору, чтобы принять участие в молебне. Молодые мужчины не знали как себя вести во время молебна, о правилах подробно рассказали пять шаманов собравшихся на горе.

Шаманы готольских родов освятили святое место белой пищей, тарасуном, просили у духов, покровителей родов, семейного счастья, благополучия в семьях. Особенно прошедший тайлаган был важен для молодых людей, ведь мужчины просили о том, чтобы сложилась счастливая семья.

Пока мужчины были заняты обрядом, женщины во главе с шаманкой Анной Платоновной терпеливо поджидали у подножия горы. Ждать им пришлось до вечера - обряд дело долгое. За это время женщины успели разжечь костёр, приготовить в общем котле саламат, попросить у духов благоденствия в семьях, покапать освящённой молочной пищей, повернувшись к священной горе. Желающие повязали ленты на берёзках, загадывали сокровенные желания и ложили серебряные монеты.

После того как мужчины спустились с горы, стали делить жертвенное мясо. Затем все сели за общий стол, закончилось всё общим ёхором.

Суровая, довольно однообразная жизнь бурят, проживающих небольшими группами на значительном расстоянии друг от друга, не располагала к частым празднествам - общие торжества и сборы были довольно редкими. Поэтому те немногие праздники, увеселения, проводимые при обрядах, тайлаганах, помимо религиозного ритуала, сплачивали членов рода - ведь жертвоприношения совершались от имени всех членов рода. Люди знакомились, налаживали взаимоотношения. Проведение тайлаганов сопровождалось играми, исполнением чарующих народных песен, словесными состязаниями, шутками, импровизациями.

В этих праздниках отражалось богатство народного творчества, как в материальном, так и в духовном воплощении.

В случае успешно проведенного обряда, приема подношения проявляются знаки благосклонности духов - хозяев: начинает идти мелкий, моросящий дождь, появляется на небе радуга. На месте совершения обряда может появиться сам хозяин местности, обернувшись зверем или птицей. Устройство обряда на вершинах гор связано с их культом, ибо все возвышенности на поверхности Земли концентрируют её жизненную энергию. По шаманской мифологии бурят, в мифах других народов - горы - место, где духи земные встречаются с духами неба. Чем выше гора, тем ближе к небу.

Участие в тайлагане семьи и всех домочадцев является обязательным, иметь свою долю жертвенного мяса - хуби – считается делом чести и достоинства главы семьи, показателем социального статуса человека.

Итак, подводя итоги, хочется отметить, значение тайлаганов в современное время не утратило своего главного назначения, прошения духов о благополучия семьи, рода. Участие в тайлагане семьи и всех домочадцев является обязательным, иметь свою долю жертвенного мяса - хуби – считается делом чести и достоинства главы семьи, показателем социального статуса человека. Из всех тайлаганов самым торжественным, многолюдным был Ехэ тайлаган Большое, или Великое жертвоприношение, проводимое в начале лета. Знание традиций, обычаев своего народа духовно обогащает, воспитывает молодое поколение. Вековые традиции - кладезь мудрости бурятского народа. Нам, молодому поколению надо соблюдать, беречь тот бесценный опыт старшего поколения. К сожалению, сейчас остаётся мало пожилых людей, которые могли бы подробнее рассказать о традициях и обычаях. Исполнение и соблюдение обычаев несёт в себе огромное значение в жизни каждого человека. Опираясь на богатый, мудрый опыт старшего поколения, использование его делает нашу жизнь защищённой от всяческих бед.

Приложение

Священная гора Шаманка



Начало капания

Хозяин семьи капает за свой род



Саламат уже сварен



Список литературы.

  1. Бурятское население Иркутской области (губернии) и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа в ХХ веке. Иркутск: Вост.сиб. книга,2002,156с.

  2. «Сельская правда», газета,№54,17 июня 1996г.,

  3. «Сельская правда», газета,№47,25 мая 1998 г.

Информаторы

  1. Михеев Родион Александрович 1937, 79 лет, пенсионер, ветеран

  2. Борхоева Мария Карповна 1929 г. 87 лет

  3. Татаринова Лидия Сафроновна 1946 г.70 лет





























11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!