СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бычок в техники сухого валяние

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бычок в техники сухого валяние»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тулуна «Детская художественная школа»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Бычок в техники сухого валяние


Долганина Татьяна Сергеевна

преподаватель





















Тулун, 2018


Долганина Т.С.

«Бычок»

МАУ ДО города Тулуна «ДХШ»

2019 г.

15 стр.




Хорошо известно, что потребность в творчестве - одно из главных отличительных качеств человека. А для любого человека творчество - это возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, найти ту сферу, где его возможности и интересы раскрываются максимально, и тем самым утвердить себя в этой жизни, реализовать себя как полноценную личность, найти свое собственное место в этой жизни или интересное хобби, что тоже не плохо. Одним из множества таковых является фильцевание. В наше время традиция этого жанра народного творчества находит выражение и в промышленной, и в самодеятельной игрушке.





МАУ ДО города Тулуна «ДХШ»






















Оглавление

Введение. 3

I. История ремесла. 5

II. Основные способы техники валяния шерсти. 5

III. Материалы и приспособления для мокрого валяния. 6

IV. Материалы и приспособления для сухого валяния. 6

V. Инструменты для сухого валяния. 6

VI. Изготовление мягкой игрушки «Бычок». 8

VII. Фильцевание мягкой игрушки «Бычок». 10

VIII. Заключительная часть. 14

IX. Список используемой литературы. 15



Введение.


Человек, творчески развитый, тем и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении творчество участвует не только в развитие художественных, но и универсальных способностей человека и, в частности, ребёнка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка. Конечно, не все эти дети станут мастерами, модельерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно, кем станет ваш ребёнок, главное, что занятия различными видами творческой деятельности очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.

Валяние один из любимых детьми видов декоративно-прикладного творчества. Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далекое прошлое, они были известны у многих народов в разных частях мира. Их с полным правом можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства, они украшают собой интерьер. Работа с валянием очень увлекательна. Она требует фантазии, изобретательности, наблюдательности, умения подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образ. Знакомясь с образцами валяной игрушки, связывая их с историей народного творчества, дети переносятся в мир сказки, одушевляя ее героев, нередко наделяя их добрыми или злыми качествами. Этот сказочный мир наиболее близок ребенку, он созвучен его эстетическим чувствам и представлениям. В игрушке как в зеркале отражены общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесел и художественного творчества, техники и искусства. Вот почему необходимо привлекать детей к занятиям по фильцеванию и дать им возможность прикоснуться к прошлому своего народа. В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным.

Актуальность этой темы проявляется в особом значении игрушек для детей всех времён и поколений, так как они являются одними из первых «близких друзей» для них и, кроме того, непосредственными средствами социализации ребёнка.

Целью данной методической разработки является ознакомление с валяльным промыслом через выполнение работы в технике сухого валяния.

В ходе работы необходимо решение следующих задач:

  • проанализировать историю возникновения и развития фильцевания;

  • описать технологию изготовления игрушки;

  • расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества, учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;

  • привлечь любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;

  • развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления, способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к новому для них ремеслу.

Большое значение имеют труды психологов и педагогов, уделявших внимание миру детства, развитию и воспитанию ребенка средствами народной художественной культуры: А.С.Макаренко, В.Н.Терский, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выгодский, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова, М.Ю.Соколова.





  1. История ремесла.


 Валяние шерсти — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создаются объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Оно возникло более 8000 лет назад. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки.  Овцы были одомашнены, и даже появилось множество пород с шерстью разных свойств.  Шерсть состригают, потом очищают и моют специальными реактивами, отправляют на чесальные машины.  Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские, и валяльное производство.  В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима. Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом.  В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки.


  1. Основные способы техники валяния шерсти.


Существует два вида валяния шерсти: мокрое и сухое. Для мокрого валяния руками, нужны:

  • непряденая нестиранная шерсть, горячая вода, мыло (или мыльный раствор);

  • Мыльный раствор. Его можно приготовить, смешав 1 л горячей воды (чтобы рука выдерживала температуру) с 1 ст. л. жидкого или натертого хозяйственного или детского мыла. Он ускоряет процесс валяния шерсти. Его распределяют по шерсти, а затем трут до создания однородного полотна;

  • Полиэтилен (с «пузырьками воздуха»). Упаковочный материал для хрупких предметов. На него выкладывают волокна шерсти при работе с мыльным раствором;

  • Флизелин. Служит основой картин (если вы решили делать картину);

  • Вспомогательные средства. Скалкой прокатывают готовую работу. Махровое полотенце используют для удаления лишней влаги с картины.

  • Пульверизатором равномерно наносят мыльный раствор. Форма на которую кладут шерсть (если вы решили сделать объемную фигуру)  Мокрое валяние используется для создания плоских и объемных изделий: одежды, панно, некоторых аксессуаров.


  1. Материалы и приспособления для мокрого валяния.


 
При сухом валянии (фильцевании) шерсть много раз протыкается специальной иглой для фильцевания. Иглы с насечками протыкают комочек шерсти, перепутывая волокна, за счет этого шерсть уплотняется и приобретает различную форму. Получается, что плотность задуманной игрушки зависит от количества "протыков". Изменения формы добиваются, много раз проткнув игрушку в одном и том же месте - получается некая вмятина. Ручки-ножки и прочие приставные детали валяются отдельно и приваливаются к телу игрушки с помощью кусочка шерсти и выше упомянутых игл.


  1. Материалы и приспособления для сухого валяния.


  • Игла для фильцевания.

  • Специальная металлическая игла с разнонаправленными насечками: с правой стороны они идут сверху вниз, а с левой - снизу вверх. С помощью такой иглы шерсть прокалывается насквозь вертикальным движением до желаемой плотности, благодаря чему волокна спутываются. 

  1. Инструменты для сухого валяния.



Тип Треугольная (трехгранное сечение):

  • размер 19 (совсем грубая и толстая)

  • размер 25 (очень грубая)

  • размер: 32 (грубая)

  • размер: 34 (толстая)

  • размер: 36 (толстоватая)

  • размер: 38 (средняя)

  • размер: 40 (тонкая)

  • размер: 42 (супертонкая)

  • размер: 43 (ультратонкая)


Тип Звездчатая(четырехгранное сечение «звезда»):

  • размер: 38 (средняя)

  • размер: 40 (тонкая)


Тип Кручёная «звёздочка»:

  • размер36


Тип Крученая треугольная:

  • размер 40


Тип Корончатая:

  • размер: 38 (средняя)

  • размер: 40 (тонкая)

  • размер: 42 (супертонкая)


Тип Обратная треугольная

  • размер 32

  • размер 40



Иглы для валяния бывают трех видов: тонкие, средние и грубые.  В качестве приспособления для удобства процесса валяния необходима щетка-мат или поролоновая губка Поролон. Шерсть укладывают на поролон и прокалывают насквозь иглой для фильцевания. В качестве подкладки также подойдет стандартная губка около 10 см толщиной.  Сухое валяние помогает создать объемные предметы: бижутерию, игрушки, различные декоративные фигурки.


  1. Шерсть для валяния.


Для валяния используется любая натуральная шерсть. Чаще всего овечья, разных видов и верблюжья. Так же подходит шерсть и других животных
Разновидности шерсти:

  • Грубая (валеночная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле;

  • Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов;

  • Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек;

  • Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего крашения;

  • Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы;

  • Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделии;

  • Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.
    Расход шерсти.

При изготовлении работы расход шерсти зависит от размера и плотности. Для мягких на ощупь игрушек потребуется меньше шерсти, чем для твёрдых К примеру для изготовления одной игрушки высотой 25 см. средней плотности, потребуется около 300 грамм шерсти сливер, которая будет использоваться, как основа, и 100 грамм полутонкой шерсти или ангоры для отделки.



  1. Изготовление мягкой игрушки «Бычок».



Для изготовления мягкой игрушки используя технику фильцевания необходимо:

  1. Подготовить шерсть;

  2. Перебрать ее от крупного мусора и загрязнения (солома, репей, зерно, семена и т.д.)  т.е. сделать первичную обработку шерсти;

  3. Принять меры предосторожности, т.е. надеть респиратор марлевый или платок на лицо - перебирать не большими порциями, пучками.  Желательно заниматься этим на улице или в хорошо проветриваемом помещении;

  4. Шерстку помыть -в идеале, в деревнях и пимокатных цехах, шерсть для валяния обуви не моется, но так как мы будем валять в домашних условиях, слегка сполоснем ее и приглушим запах.  В домашних условиях это можно сделать, приготовив две емкости (тазы на 40 л - 50 л) или если нет такой возможности можно воспользоваться одной емкостью. Ну, а если мы проживаем в частном секторе, и имеем баньку, в которой будем валять, то добавлять моющее вещество и второй раз шерсть споласкивать вообще не надо. В процессе валяния все вымоется. Заполняем емкость водой, проверяем температуру градусником. Температура должна быть + 28 о /+ 30о С. Можно добавить 1 десертную ложку жидкого моющего вещества, тем, кого пугаю запахи. Можно натереть на терке хозяйственное мыло, развести в небольшом количестве теплой водички, только не обезжириватели «Фейри» и т.п.;

  5. Важно что – бы шерсть осталась с жирком, это: 1. облегчит трепание и чесание, 2. облегчит валяние, 3. сократит время валяния, 4. изделие получится более плотным и качественным.  Среди всех компонентов жиропота только шерстный жир играет важную роль в сохранении физических свойств шерсти. Обволакивая тонким слоем волокна, он способствует их склеиванию. Берем шерсть грамм 90 - 100 и выкладываем в емкость с водой. Большое количество шерсти стараемся сразу не использовать, т.к. может спутаться и т.д.  Стараемся разложить по поверхности равномерно, не в кучу. Аккуратно ладонью, шерсть притопить, чтобы вышел воздух, и она намочилась. Оставляем на 3 часа, пока вода не остынет. А в это время не спеша перебираем следующие 100 грамм. Раз в час, трем пальцами концы шерсти, которые сильно загрязнены и не откисают.

  6. Заполняем вторую емкость водой, проверяем температуру градусником. Температура должна быть максимум +20о С. Начинаем аккуратно сюда перекладывать шерсть из первой емкости, дав немного стечь. Переложив всю шерсть, притапливаем и слегка можно помешать. Оставляем ее минут на 10 – 20, в это время сливаем первую емкость и споласкиваем ее. Ложем на бортики что – то в виде перекладины.  Достаем шерстку и развешиваем на перекладину, стекать. Как только с шерсти перестанет течь вода, мы ее раскладываем на какую либо поверхность и досушиваем.

  7. Теперь нам нужно высушенную шерсть расчесать. При этом оставшийся в шерсти мелкий мусор удалится.  Шерсть чешем ческами (ручными кардерами) не большими порциями. На одну ческу выкладываем небольшое количество шерсти. Берем ее в левую руку. Ческой, находящейся в правой руке начинаем чесать шерсть. Начинаем с низа, с каждым разом поднимаясь все выше. В итоге вся шерсть переходит у нас на ческу в правой руке. Меняем чески местами и повторяем чесание.

  8. Повторяем процедуру до тех пор, пока шерсть не станет волос к волосу. Снимаем с чески находящейся в правой руке расчесанную шерсть и складываем в коробки стопочкой. Назовем то, что у нас получилось «домашний кардочес» или «ручной кардочес», кому как больше нравится. Мне нравится название "домашний кардочес". То есть мы получили в данном случае "Домашний кардочес из мериноса 64 класса (20-22 мкм).  Со временем пласты кардочеса будут получаться одного размера и почти одного веса.

  9. Помыть и начесать нам на тапочки нужно примерно 250 – 270 грамм шерсти. Вот и все, шерсть у нас готова. Осталось нам все это взвесить и рассортировать по пакетикам в нужном нам количестве и весе для раскладки слое. Для тех кто «в баньке» и есть опыт валяния обуви может воспользоваться старым деревенским способом. То есть, процедуру чеса можно исключить, использовать для раскладки сразу трепаную шерсть, что значительно сократит время на изготовление и увеличит производительность.


  1. Фильцевание мягкой игрушки «Бычок».

  1. Для начала необходимо плотно смотать непрядёную овечью шерсть в

плотный клубок.

  1. Специальной иглой для фильцевания плотно провалять клубок, так что бы он не просто держал форму, но и был достаточно плотным. Для валяния необходимо протыкать клубок иголкой, равномерно по всему периметру.

  1. Необходимо свалять все составные части тельца, затем присоединить их описанным способом (протыкая иголкой место соединения деталей, до тех пор пока они не образуют одно целое);

  2. Вот так мы видим примерный образ бычка, собранный из основных самых крупных частей;

  3. Половинку присоединим к макушке тельца, четвертинки от шарика-будут ушами;

  4. Делаем углубление под глазки, смазываем клеем и прикладываем глаза;

  1. Для большей убедительности дополним уши светлой шерстью

  2. Места соединения деталей проложим кусочками шерсти и плотно поваляем;

  1. Шерсть на груди бычка профильцуем не до конца, так чтобы она оставалась мягкой;



  1. Рот животного можно изготовить, протыкая шерсть иглой большего диаметра целенаправленно по одному фиксированному месту.



  1. Чтобы сделать хвостик бычку), нам понадобится мыльный раствор. Намочим кусок шерсти повалям его между ладоней, потом полученную деталь тщательно промоем под холодной водой и просушим







  1. Заключительная часть.



В результате проделанной работы была освоена техника фильцевания (валяние шерсти). Данная техника создания игрушек развивает творческое мышление и навыки композиционного построения. Кроме того была освоена технику объемно-скульптурного создания игрушек.

Культура конкретного народа проявляет­ся в образе жизни, одежде, жилище, кухне, языке. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить националь­ную (этническую) принадлежность любого человека. Русского - по валенкам и косово­ротке; украинца — по расшитой рубахе с раз­резом посреди груди. Занятия, посвященные народным ремес­лам, по своему содержанию направлены на погружение ребенка в мир народной культуры, они должны быть тесно связаны с процессами культурного самоо­пределения ребенка. Опираясь на эрудицию и знания, занятия должны учитывать и прак­тическую деятельность учащегося по реали­зации накопленного им антихудожественного опыта. Если же принять во внимание эту мысль, то изменяется подход к отбору изу­чаемого материала и технологий, методик преподавания, ориентированных не столько на передачу учебной информации, сколь­ко на установление продуктивного диалога, помогающего ученикам понять и принять ценности культуры.

Основой любого народного промысла является ручной труд. На практических за­нятиях, через самостоятельное творчество, необходимо дать ребенку почувствовать се­бя мастером, прочувствовать непрерывность традиций, связь времен и поколений. В своей работе я уделяю большое вни­мание тем народным промыслам, при изу­чении которых можно применять приемы, которыми пользовались мастера много лет назад. Одним из таких промыслов является валяльный, потому что изготовление вале­нок - одно из самых древних и самобытных занятий.

Изучение валяльного промысла в полной мере позволяет почувствовать себя мастером, почувствовать связь времен, по­тому что на занятии применяются материа­лы, инструменты, приемы которыми пользо­вались мастера в далеком прошлом.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что валяльный промысел сегодня на подъеме. В условиях суровой уральской зимы возрос спрос на валенки ручной работы. Валенки-самокатки органично вписались в нашу жизнь и современную моду. Появились ва­ленки расшитые бисером, вышитые валенки, расшитые кружевом, отделанные мехом. Ве­лик спрос на валенки и у иностранцев, а это значит - у промысла есть будущее!




  1. Список используемой литературы.



  1. Алексеева Е. М. Статья «Учить детей творчеству», «Дополнительное образование» №7 2007 г.

  2. Ахметова М. Н. Учитель: мастерство, творчество, поиск. - Чита, 1999 г.

  3. Бакушинский А. В. Возрождение традиций в искусстве народных промыслов: Сб. научных трудов. - М.: НИИХП, 1985 г.- 173с.

  4. Белова Н. Игрушка к празднику. Сказочные персонажи и яркие фигурки из ткани и текстиля. Изд. Эксмо, Домино, 2005 г.

  5. Кокарева Е.А. Книга Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия (Кокарева Е.А.): Аст-Пресс,2009 г.-120 с

  6. Красникова Г., Бублик В., Мамонова М. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство: Агентство Дистрибьютор Прессы:2010 г- 120 с.

  7. Курчак Е, Заец Л. Фильц. Валяные фигурки животных: Эксмо , 2009 г.- 64 с.

  8. Люцкевич Л. Игрушки в технике Фильц.-М.: Эксмо, 2008г.- 64 с.

  9. Малотобарова О. С. Кружок изготовления игрушки - сувенира: пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. - 2-е издание дораб. - М.: Просвещение. 1990 г.

  10. Некрасова Н.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности - М.

  11. Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе. - М.: Просвещение-ACT, 2000. - 146 с

  12. Шинковская К. Вещицы из войлока: АСТ-ПРЕСС,2008 г.-96 с

  13. Ширли Эшер и Джейн Бейтмен. "Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти": Контэнт, 2007 г-90 с



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей