СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Были - небылицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Были - небылицы»

3 кл. открытый урок
Тема урока: Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, развивать творческие способности, речь, память, мышление обучающихся; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты: обучающиеся продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; понимать учебные задачи, делать выводы на основе полученной информации; работать в парах и группах, доказывать свою точку зрения; оценивать свои достижения.
Ход урока
1. Орг. момент
- Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, повернитесь к ним, пожалуйста, поздоровайтесь и подарите улыбку.
2. Актуализация знаний
-Дети, мы с вами закончили изучать очередной раздел учебника. Кто нам напомнит, какой? ( «Были-небылицы»)
- Произведения, каких авторов мы читали в этом разделе? ( М.Горького, К. Паустовского, А.Куприна)
-А кто догадается, чему мы посвятим наш сегодняшний урок?
Слайд: JУРLОGRКN-ПDУSТWЕNШVЕСТRQВJUИЕ SZПLNО РFАDЗДBCЕSXЛPУ «DБSЫLЛWИ – НKЕRБЫEWЛQИLNЦUЫ» (Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы»)
-Молодцы, справились с заданием. А зачем нам нужен урок-путешествие? (повторить и обобщить полученные знания, узнать что-то новое)
Итак, мы отправляемся в очередное путешествие по Литературной стране. И в этот раз заглянем в другие её уголки (слайд)
3. Речевая разминка (слайд)
Пошёл ИпатЛопаты покупать.
Купил ИпатПять лопат.
Шёл через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
-Прочитайте самостоятельно «жужжащим» чтением,
-Что прочитали? (стихотворение, скороговорку)
-Какие звуки чаще встречаются? ([п], [т])
-Почему некоторые слова записаны с заглавной буквы? (Ипат – имя, каждая стихотворная строка пишется с заглавной буквы)
-Что можете сказать об имени мальчика? Какое это имя? (устаревшее)
-Сравните последние слова пятой и шестой строки. ( Произносятся одинаково, пишутся по – разному)
-Объясните значение последнего слова в пятой строке (пруд - водоём).
-Объясните значение последнего слова в шестой строке (прут - тонкая палка, ветка)
- Ребята, а с Ипатом произошла весёлая или печальная история?
- Вы сказали, что это скороговорка. Прочитаем быстро.
*читаем вслух печально, быстро
4. Творческая работа (сочинение историй) – в парах.
-Ребята, мы и не заметили, как оказались в пруду вместе с Ипатом. Вам предстоит сочинить историю о том, что с вами могло бы произойти в водоёме.
А чтобы было легче работать, вспомним обитателей водоёма, отгадав загадки (слайды):
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом) Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает (щука)
На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители воды
На ночь прячут лепестки (лилия водяная) У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыбы)
Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик (стрекоза) Под водой живёт народ,
Ходит задом наперёд (рак)
-Вот мы и вспомнили только малую часть обитателей водоёмов. Надеюсь, эти загадки, и иллюстрации на странице 54 в рабочей тетради помогут вам придумать интересные истории.
(дети составляют истории)
-Поработайте в парах: расскажите друг другу ваши мини-истории.
-Кому понравилась история товарища по парте?
(выслушиваем несколько рассказов)
-Дети, а какому литературному герою тоже удалось побывать на дне пруда? ( Евсейке из произведения М.Горького «Случай с Евсейкой»)
5. Физминутка-Ребята, кто может сказать, о чём была песня физминутки?
-Дети, как вы думаете, если бы Ипату, Евсею, да и вам предложили бы остаться в водоёме, пообещав богатства, как герою этой песни, как бы вы поступили? Почему?
6. У слона на дне рожденья
Учитель:
-Ну вот, выбравшись из пруда, мы попали куда…? (на день рождения к слону) (слайд)
-Но мы, оказывается здесь не одни. И нам нужно назвать всех гостей слона. Это будет непросто! (слайд)
Начинаем склейку слов
Из рассыпанных слогов.
Изучите эти строчки,
Сложив правильно кусочки.
У слона на дне рожденья
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
Так вертелись, так кружились,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,
Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,
Ена-мот-ге-бе-раф-ги,
Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!
(антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена)
-Молодцы, собрали всех гостей!(слайд)
- Прочитаем их названия орфографически и запомним написание. Кто из них относится к пресмыкающимся, а к какой группе относятся остальные животные? (к пресмыкающимся - кобра, крокодил, остальные – млекопитающие)
(слайд)
-Посмотрите, кто к нам пришёл! Персонаж, какого произведения? (Немец - персонаж рассказа Александра Куприна «Слон»)
-Конечно, это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что хочет рассказать нам хозяин зверинца?
(дети рассказывают историю от имени хозяина зверинца)
-Почему немца очень удивила просьба Надиного отца?
-А где мы можем увидеть слонов? (в зоопарке или цирке)
-Хотели бы вы пригласить к себе в гости слона? Почему?
7. «Воробей – герой дня»
Слайд (фото большого театра)+ звучит песня о воробье
-Дети, герой какого произведения нас встречает? Почему именно здесь? Что это за здание?
Воробей Пашка приготовил вам задания. Нужно вставить нужные слова в предложенный отрывок и назвать автора произведения. А работать вы будете в группах.
«Театр был огромный, с … колоннами. На крыше его взвились на дыбы ... … . Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и … .Ему удалось остановить горячих лошадей у … … крыши».
«Маша принесла … домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и … . Пашка сел на блюдечко, попил из него чаю, потом посидел … … у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов … , замахнулся молотком, хотел ударить Пашку.
«Маше было … посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.
Маша влезла … …, открыла форточку и спряталась за … . Сначала в форточку летел … снег и таял на полу, а потом вдруг что-то … «.
« Но ворона была …, знала воробьиные … и из ларька не вылезала.
Тогда …, наконец собрались с духом и начали один за другим протискиваться в ларёк. Там поднялся такой писк, шум и …, что вокруг ларька тотчас собралась толпа».
«От … смеются, - ответила мама, - а от … плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка.
Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И
мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».
*представитель группы читает отрывок с вставленными словами.
-Молодцы, все группы справились с заданием воробья. Из какого произведения все отрывки? Кто автор?
8. Возвращение домой.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Где мы сегодня побывали? (на дне водоёма, в гостях у слона, у здания Большого театра). Конечно, жаль расставаться со старыми друзьями. А как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»?
9. Оценка достижений.
Тест «Проверь себя!»
Кто написал рассказ «Растрёпанный воробей»?
а) М.Горький б) К. Паустовский
в) В Бианки г) А.Куприн
Вспомните, о ком так сказал Евсейка: « Так себе … . Вроде меня, только побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»
а) кот б) папа
в) дед г) сом
Чья настоящая фамилия – Пешков?
а) М.Горького б) К. Паустовского
в) Л. Толстого г) А.Куприна
Закончи предложение.
Глаза у рыб были круглые и скучные, как …
а) алгебра б) русский язык
в) математика г) география
Как звали нянюшку из рассказа К. Паустовского?
а) Ивановна б) Петровна
в) Николаевна г) Степановна
С помощью какого лакомства слона завели в дом? Что это было?
а) круглый фисташковый торт
б) треугольный ананасовый торт
в) квадратный банановый торт
г) бисквитный торт
Что попросила на завтрак выздоровевшая Надя?
а) чай б) булочку
в) молоко г) кусок торта
Чьё прозвище – Чичкин?
а) милиционера б) воробьишки в) вороны г) старого воробья
- Ребята, поменяйтесь листочками. Проверьте работу товарища, поставьте отметку
8 верных ответов – «5»
6 -7 верных ответов – «4»
4-5 верных ответов – «3»
менее 4 верных ответов – «2»
Рефлексия (слайд)
Итог занятия
Ребята, вот и закончился наш урок. Я прошу вас нарисовать смайлик на обратной стороне вашего теста.
Если вам понравился наш урок – улыбающийся смайлик, если после урока у вас не совсем хорошее настроение - грустный смайлик. Покажите мне и нашим гостям, какой смайлик вы нарисовали. Я желаю вам такого же настроения на весь оставшийся день.
Домашнее задание
Прочитать произведение одного из писателей (обратить внимание на выставку книг)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!