СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Быть или не быть школьному сленгу

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.    Аннотация. Автор данной работы исследовала речь учащихся и  выявила все «за» и «против» употребления сленга в речи школьников. Изучив теоретический материал по теме «Школьный сленг» (понятие и виды сленга, причины употребления и источники пополнения школьного сленга) и выполнив ряд практических исследований (социологический опрос, анкетирование, голосование), ученица пятого класса пришла к следующему: школьный сленг был, есть, а вот будет или нет, решать только нам. 

Просмотр содержимого документа
«Быть или не быть школьному сленгу»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сухо-Сарматская средняя общеобразовательная школа










Исследовательская работа



Возрастная группа:

А - «Первые шаги» (4-5 классы)

Секция: 2 - Гуманитарная



Тема работы: « Школьный сленг»



Автор работы: Беликова Дарья

Руководитель: Ракитина Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы

Территория: с. Андреево-Мелентьево,

Неклиновский район





2016 год

Оглавление.


  1. Аннотация…………………………………… …………………………3

  2. Введение ………………………………………………………………..4

  3. Понятие сленга………………………………………………………….5

  4. Причины употребления школьного сленга…………………………...6

  5. Источники пополнения школьного сленга……………………………7

  6. Анкетирование учащихся Сухо-Сарматской СОШ…………………..8

  7. Сленг: «за» и «против»…………………………………………………9

  8. Заключение……………………………………………………………..10

  9. Литература и интернет-ресурсы………………………………………11

  10. Приложение:

  1. Анкета «Сленг в моей речи: быть или не быть?»…………………….12

  2. Таблица аргументов «Сленг: «за» и «против»»………………………13

  3. Фотоматериалы……………………………………………………...14-16




















  1. Аннотация.

Автор данной работы исследовала речь учащихся Сухо-Сарматской СОШ и выявила все «за» и «против» употребления сленга в речи школьников. Изучив теоретический материал по теме «Школьный сленг» (понятие и виды сленга, причины употребления и источники пополнения школьного сленга) и выполнив ряд практических исследований (социологический опрос, анкетирование, голосование), ученица пятого класса пришла к следующему: школьный сленг был, есть, а вот будет или нет, решать только нам. Беликова Дарья за искоренение сленга из речи школьников.























  1. Введение.

В этом году я стала пятиклассницей. Поднявшись ещё на одну ступеньку своего развития, заметила, что многие ребята моего возраста и старше намеренно допускают в своей речи словесную небрежность. «Непросвещённому» человеку, порою, трудно понять, о чём вообще хотел сказать его «крутой» собеседник. К тому же, как мне кажется, бессмысленные и грубые словечки засоряют не только нашу устную речь, но и письменную. Ребята, привыкая вульгарно выражаться в разговоре, и пишут так же. Но самое удивительное, что они не видят в этом большой проблемы, приводя массу аргументов «за».

Я решила исследовать этот актуальный вопрос и понять, почему так происходит, кто виноват, можно ли обойтись в нашей жизни без сленга.

Поэтому цель моей работы – изучить речь сверстников, выявить все «за» и «против» употребления сленга в речи школьников.

Задачи:

  • познакомиться со школьным сленгом;

  • выявить причины употребления сленга в речи сверстников;

  • узнать источники пополнения школьного сленга;

  • провести социологический опрос, анкетирование и голосование учащихся моей школы по поводу употребления сленга в речи.


Методы исследования: теоретический (работа с научной литературой, материалами электронных ресурсов), социологический (опрос, анкетирование, голосование учащихся), эмпирический (анализ и сравнение полученных результатов).

Гипотеза: я предполагаю, что сленг разрушает нашу речь.

Объект исследования: обучающиеся Сухо-Сарматской СОШ.

Предмет исследования: наличие школьного сленга в моём учебном заведении.

Новизна: исследование школьного сленга позволит улучшить речь моих сверстников.

Прогнозируемый результат: помочь предотвратить использование сленга в устной и письменной речи школьников.





  1. Понятие сленга.


Своё исследование я начала с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянула в интернет. Выявила, что данные источники по-разному трактуют понятие «сленг». Я остановилась на «Большой советской энциклопедии» и выяснила, что сленг  (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. Изучая теорию, связанную с понятием «сленг», пришла к выводу, что сленги бывают разных видов (компьютерный, сленг наркоманов, сленг футбольных хулиганов, армейский, журналистский и т. д.). Это связано, в большей степени, со сферой их использования и функциональным применением.

Я пока учусь в школе, поэтому объектом моего исследования является школьный сленг. Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного сленга - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет. Противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Его носители, как и он сам, дерзкие, резкие, своеобразные.

Очень часто из уст своих одноклассников слышу такие слова, как офигел, зашибись, пипец, улет, класс, супер, клево. Считаю, что эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь. Каковы же причины их употребления? Об этом в следующем разделе.






















  1. Причины употребления школьного сленга.


Почему же большая часть моих сверстников употребляет слова школьного сленга?

Ответы мне подсказали сами учащиеся Сухо-Сарматской школы. Вашему вниманию представляю результаты социологического опроса, проведённого мною в 5 – 10 классах.

Было опрошено 65 человек. На вопрос: «Почему ты употребляешь слова школьного сленга?» - ребята ответили так:

- хочу, чтобы меня понимали сверстники – 27 %;

- это экономит время при общении – 21 %;

- помогает ярче выразить эмоции и чувства – 43 %;

- хочу быть современной (-ым)–15 %

- это вошло в привычку – 35 %;

- все мои друзья так говорят – 28 %

- это модно – 30 %

- хочу выглядеть крутой(-ым) – 16 %


Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно. Есть категория ребят, которым просто не хватает словарного запаса для того, чтобы точно выразить свою мысль.























  1. Источники пополнения школьного сленга.


Занимаясь исследованием сленга в своей школе, я убедилась, что школьный сленг – явление развивающееся и обновляющееся.

Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, компьютерные игры, видеоролики (комп – компьютер, винт – винчестер, гамать – играть, ютуб - интернет-сервис youtube.com).

Не менее масштабным источником, по моему мнению, является музыка. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, я бы назвала настоящим «рассадником» сленга. «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…» - уверена, что эти песни слышали все. А мои сверстники сразу «схватили» запоминающиеся припевы.

Очень часто из уст ребят слышу: «лажа, лох, малой, напряг». Это слова из уголовного сленга.

В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на школьном сленге: фазер – отец; флэт – дом; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами.

Наверное, будут понятны и такие слова, как колёса, косяк, нюхачи, бухать. Это слова, заимствованные из жаргона наркоманов и алкоголиков.

Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д. А вот сленговые выражения, которые понятны только в нашей школе: орнуть в голосину – громко смеяться, нормас – нормально, несите тазик – так говорят при чрезмерно положительных эмоциях, кэк - здорово.


















  1. Анкетирование учащихся Сухо-Сарматской СОШ.


Для того чтобы выяснить, как учащиеся моей школы относятся к употреблению сленга в речи, я провела анкетирование: «Сленг в моей речи: быть или не быть?»

В анкетировании участвовало 40 человек. Было задано 5 вопросов.

На вопрос: «Используешь ли ты сленг?» - положительно ответило 36 человек, что ещё раз доказывает масштабы его распространения.

Впервые услышали, прочитали сленговые выражения ребята в интернете, по телевизору. Так ответило в равной степени по 15 человек. 6 школьников переняли сленг от взрослых, 4 – от своих сверстников.

В сочинениях и изложениях сленг употребляли 5 человек из опрошенных. Учащиеся признались, что настолько привыкли к сленгу в разговорной речи, что не заметили, как это перешло на бумагу. От себя же добавлю: согласитесь, странно звучит, если читаешь в творческой работе учащегося: «Пушкин - офигенный писатель», или «Жилин – крутой чувак», или «передо мной классная картина».

Когда я спросила, как ребята относятся к сленгу в речи, большая часть (33 человека) одобрила его употребление.

Однако на последний вопрос: «Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?» - 38 человек дали положительный ответ.

В целом результаты анкетирования показали, что чаще всего источником пополнения сленга является интернет и ТV. Большая часть учащихся Сухо-Сарматской СОШ использует сленг в своей разговорной речи, одобряет его употребление, но считает «сором» литературного языка. Почему же такие противоречия? Всё показало голосование.




















  1. Сленг: «за» и «против».


В завершение исследования я организовала голосование учащихся Сухо-Сарматской школы «Сленг: «за» и «против»». Ребята отдавали свои голоса за сленг или против него, аргументируя свой голос в письменном виде.

В голосовании приняло участие 64 человека. За сленг проголосовало 28 человек, против – 36. Радует то, что учащиеся осознают пагубность «резвых» словечек для нашего языка, стараются исключить их из письменной речи, но, к сожалению, не могут полностью искоренить из речи разговорной. Аргументы представляю в виде таблицы (см. Приложение).




































  1. Заключение.


Подводя итог, хочется сказать, что школьный сленг был, есть и, к сожалению, будет. Хорошо это или плохо, однозначного ответа нет. Однако я считаю, что сленг разрушает нашу речь. И если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Буду рада, если моя исследовательская работа заставит хоть кого-то задуматься над тем, как мы говорим, и станет первым этапом в борьбе за искоренение сленга из нашей речи.

В заключение не могу не вспомнить строки из стихотворения В. Полторацкого:


Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

 То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые…

 Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные.

 Одни помогут выпрямить.

Ддругие – душу вытравить.

 Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

 Слова – высокой доблести,

И самой низкой подлости…


Выбор всегда есть. Я уже сделала свой. А вы?



















  1. Литература.


  1. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия. 19691978.

  2. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 1996, № 3.

  3. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г.

  4. http://samlib.ru/m/mazurin/slowarx.shtml

  5. http://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_molodezhnyy_sleng_i_kultura_rechi-433332.htm

  6. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102304

  7. http://www.stihi.ru/diary/valmira59/2012-03-05

































  1. Приложение.


  1. Анкета «Сленг в моей речи: быть или не быть?»


  1. Используешь ли ты сленг? (да – нет)

  2. Где ты впервые услышал, прочитал сленговые выражения? (интернет – телевидение – взрослые – сверстники)

  3. Употребляешь ли ты сленг при написании сочинений, изложений? (да – нет)

  4. Как вы относитесь к сленгу в речи? (положительно – отрицательно – безразлично)

  5. Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? (да – нет)

































  1. Таблица аргументов «Сленг: «за» и «против»».


«За»

«Против»

  1. Сленг – это весело.

  1. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации.

  1. Позволяет создать свой мир, мир без взрослых.

  1. Сленг убивает мысль.

  1. Экономит время.

  1. Сленг снижает грамотность.

  1. Сленг выразителен и краток.

  1. Не передает все эмоции.

  1. Эмоционально окрашен.

  1. Ограничен тематически.





















  1. Фотоматериалы



Автор работы: Беликова Дарья.



Анкетирование учащихся Сухо-Сарматской СОШ:

«Сленг в моей речи: быть или не быть?»




Голосование учащихся Сухо-Сарматской СОШ:

«Сленг: «за» и «против»».














22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!