СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бытовой мусор-что с ним делать?

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс  поисковых и исследовательских работ учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Бытовой мусор-что с ним делать?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Влазовичская средняя общеобразовательная школа

Суражский район Брянская область

243505 с. Влазовичи ул.Садовая д.10





Районный конкурс

поисковых и исследовательских работ учащихся


Номинация «Проблемы экологии Суражского района»


Бытовой мусор:

что с ним делать?



Выполнила: Соболюк Валерия Андреевна,

12.07.2001года рождения,

паспорт:1514 198076.

учащаяся 10-го класса

МБОУ Влазовичская СОШ

Суражского района

Брянской области

243505 с. Влазовичи

ул. Хомякова д. 21а


Руководитель: Дупик Галина Алексеевна

учитель географии

МБОУ Влазовичская СОШ

Суражского района

Брянской области

тел. 9-41-20



Влазовичи - 2017


Содержание



Введение……………………………………………………………….… 3

Бытовой мусор: что с ним делать?.......................................................... 5

  1. Теоретическая часть

    1. Классификация мусора………………………………………….. 5

    2. Причины увеличения мусора……………………..………….… 6

    3. Способы утилизации ТБО………………………………..….… 7

    4. Свалки: вред окружающей среде…………………………..….... 8

  2. Практическая часть………………………………………………….. 10

    1. Социологический опрос учащихся школы и жителей села... 10

    2. Интервью с главой Влазовичского сельского поселения..... 12

    3. Бытовые отходы моей семьи………………..………………. 13

    4. Бытовым отходам – новую жизнь……………………..……. 15

    5. Памятники бесхозяйственности………………………………16

Заключение……………………………………..……………………….. 17

Литература…………………………………..…………………………... 19

Приложения…………………………………………..…………………. 20












Введение

Есть такое правило:

Встал поутру, умылся,

привел себя в порядок-

и сразу же приведи в

порядок свою Планету.


А. Сент-Экзюпери

Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством. Современную цивилизацию все чаще называют «мусорной». Неизбежный спутник нашей цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В среднем на каждого жителя Земли в год накапливается около тонны отходов, а в целом это ни много, ни мало 7 миллиардов тонн. Вопрос «Куда деть мусор?» сегодня становится все более актуальным не столько в городах с организованным вывозом мусора и оборудованными полигонами, сколько в сельской местности.

Эта проблема актуальна и для моего села, в котором я живу и учусь. Я вижу, как загрязнены мусором улицы и территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных дорог. Горы пластиковых бутылок, полиэтиленовые пакеты и упаковки всех мастей захламили берег речки Иржачь, автобусные остановки и даже пришкольную территорию. Меня заинтересовало, откуда же весь этот мусор и что надо делать, чтобы решить эту острую экологическую проблему?

Новизна моей работы заключается в том, что на практике этим вопросом учащиеся нашей школы не занимались. Тема работы: «Бытовой мусор: что с ним делать?» Объект исследования: глобальные экологические проблемы. Предмет исследования: проблема накопления мусора.

Цель моей работы: изучить проблему бытовых отходов на территории моего села.

Задачи:

  • Исследовать состав мусора в своей семье за неделю

  • Выявить потенциально опасные ингредиенты свалки.

  • Выяснить уровень информированности населения о проблемах, связанных с мусором.

  • Развивать чувство ответственности за свое поведение в окружающем мире.

  • Наметить пути решения проблемы.

Для решения поставленных задач я использовала следующие методы исследования:

  1. Методы эмпирического уровня – наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, консультации с учителями и родителями, фотографирование;

  2. Методы теоретического уровня – анализ и обобщение информации, сравнение, метод статистической обработки.

Время исследования – февраль – март 2017 года Исследовательская работа состоит из введения, основной части и заключения. Большую помощь при написании работы оказали специалисты сельской администрации Ефремочкина В.Г., Бондарь А.А, односельчане, учителя Лазарева И.В. , Мехедов И.С.

Работу я начала с изучения литературы и Интернет-ресурсов.

Направленность: данная исследовательская работа способствует повышению эффективности экологического образования и воспитания, развитию творческого потенциала учащихся.






«Бытовой мусор, что с ним делать?»


1.Теоретическая часть

На протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В обществе существовали не писаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Сегодняшнее население Земли – это общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, и большая его часть – 97% - идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации.

    1. Классификация мусора:

Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) — предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Твердые бытовые отходы, которые не представляют опасности для человека - бумага или картон, отходы с содержанием древесины, металл черный и цветной, текстиль, стекло, резина и полимерные материалы. К опасным ТБО относятся: непригодные для эксплуатации батарейки и аккумуляторы, сломанные электроприборы, остатки лакокрасочных веществ в таре, различные удобрения или ядохимикаты, просроченная бытовая химия, медицинские препараты, термометры на основе ртути, энергосберегающие лампы.

Опасные отходы в свою очередь делятся на классы, которые зависят от степени воздействия на человека и окружающую среду. Всего условно опасные отходы подразделяют на пять классов. Соответственно первый класс является чрезвычайно опасными отходами, а пятый практически неопасными. I класс опасности ─ чрезвычайно опасные. Период восстановления отсутствует. (мышьяк, кадмий, ртуть, селен, цинк, свинец, фтор, бензопирен).

II класс опасности ─ высоко опасные. Период восстановления не менее 30 лет. (бор, кобальт, молибден, никель, медь, сурьма, хром).

III класс опасности ─ умеренно опасные. Период восстановления не менее 10 лет. (барий, вольфрам, ванадий, марганец, стронций).

IV класс опасности ─ малоопасные. Период самовосстановления не менее 3-х лет. V класс опасности ─ практически неопасные. Воздействие на окружающую природную среду практически отсутствует. Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом.

Все отходы по своему происхождению делятся на органические и неорганические. Органические отходы не несут большой опасности для нашего здоровья, потому что они довольно быстро разлагаются, хотя их разложение сопровождает неприятный запах и инфекции.

Отходы неорганического происхождения могут разлагаться десятки или даже сотни лет, а имеющиеся в них химические и токсичные элементы загрязняют воздух, почву, воду, влекут за собой гибель животных и растений, а также распространяют инфекционные заболевания. Таким образом, неорганические отходы несут опасность не только для нас, но и для будущих поколений (Приложение 1).


    1. Причины увеличения мусора

Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло научное направление - гарбология, что означает в переводе «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика. В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений [7]. В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.

Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:

  1. рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

  2. увеличение количества ярких, синтетических упаковок;

  3. повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.

В Брянской области на начало 2005 года было накоплено 3, 9 млн. т. различных видов отходов производства и потребления. По этому показателю область занимает среднее место среди субъектов ЦФО [4, с.965].


    1. Способы утилизации ТБО

Утилизация – это переработка материалов для их повторного использования. Это экономит не только материалы, но и энергию, так как утилизация требует меньших затрат, чем изготовление материала заново. Например, вторичная переработка алюминиевых банок от напитков требует в 20 раз меньше энергии, чем изготовление их из бокситов. Сталь всегда подвергалась переработке, поэтому в металлургических заводах специально собирают металлолом. В каждом новом автомобиле почти четверть материалов изготовлена из старого сырья.

В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:

  1. Захоронение. Это самый распространенный в нашей стране, дешевый и он же самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан « берет на себя» 20% потепления климата). Объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый.

  2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии ( 1 т мусора может дать 400 кВт-час). Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.

  3. Сортировка и переработка мусора. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Перерабатывать ТБО выгодно, т.к. на вторичное сырье – бумагу, стекло, пластик, цветные металлы и др. – всегда есть спрос. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще неиспользованные источники сырья» [8].

Ситуация с ТБО в России очень сложная. Перерабатывается не более 2% отходов, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во–первых, значительная часть нашего населения живет в небольших квартирах и домах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разных отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными [5, с. 18-19].


    1. Свалки: вред окружающей среде

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его: на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.), в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки), в магазине (масса чеков, оберток), на прогулке (бумажные обертки, бутылки и др.).

Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет нельзя. Свалка, даже санкционированная, сама по себе является объектом опасности. Изучая свалки, ученые выявляют серьезные проблемы. На свалках резко повышено содержание углерода, азота, а также тяжелых металлов – цинка, свинца, меди, в десятки и сотни раз превышающее норму. Чтобы понять, что свалка загрязняет атмосферу, анализы не нужны. Запах говорит сам за себя. Свалка – это источник пожаров, неприятных запахов, территория, где кишат полчища крыс, воронья, насекомых, разносящих заразу. При использовании специальных приборов для изучения загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу бытовыми отходами, было обнаружено более 50 вредных соединений, среди которых присутствуют азотсодержащие и хлорсодержащие канцерогены. В наших условиях свалка - это самый главный источник диоксинов. Это группа веществ, обладающих чрезвычайной токсичностью, канцерогенными и мутагенными свойствами. Почва свалки подвергается загрязнению на длительный срок. Выпадающие дожди проникают сквозь толщу отходов, вымывая токсичные вещества - соли аммония, бария, никеля, цинка. Все эти вещества рано или поздно окажутся в водоносных горизонтах, используемых для питья.

Отходы повышают заболеваемость. Ученые выявили прямую зависимость между заболеваемостью (особенно детской), снижением иммунитета и загрязнением почвы. Например, вероятность появления синдрома Дауна увеличивается на 40%. Дальнейший анализ показал, что проживание возле свалок повышает вероятность развития нарушений нервной системы на 29 %, костно-мышечной системы на 16 %, кожи на 32 %. Изучение здоровья более, чем 1000 новорожденных показало, что если их матери жили в радиусе 3 км от свалок с токсичными веществами, то у их детей на 33 % была повышена вероятность сердечной недостаточности и других пороков развития. Микроорганизмы, обнаруживаемые в отходах являются возбудителями гепатита, туберкулёза, дизентерии, аскаридоза, респираторных, аллергических, кожных и других заболеваний [6].



Вывод:

  1. Классический путь удаления отходов (контейнер — мусоровоз — свалка — рекультивация) сегодня неэффективен и, кроме того, потенциально опасен.

  2. Приведенные сведения показывают, что утилизация мусора - дело непростое и небезопасное. Поэтому имеет смысл наряду с разработкой методов его утилизации каким-то образом уменьшить количество мусора на душу населения. К сожалению, в настоящее время наблюдается обратная тенденция: количество мусора растет. Если весь мусор распределить равномерно по планете образуется слой толщиной 2 см. За 2006 г на территории Суражского района образовалось отходов: 1 класса опасности – 20,4 т., 2-го класса – 0, 58 т, 3-го класса – 7,5 т., 4 и 5 класса – 8, 5 тыс. т. [4, с. 992].


  1. Практическая часть

Изучая экологическую обстановку села, мы совершали экскурсии, в результате было выявлено немало несанкционированных свалок. Ходить далеко не пришлось. Кучи мусора обнаружены прямо в центре села: около торгового центра, по улице Ленина у домов под номерами 6 и 31(Приложение 2). А это ведь главная улица нашего села. Жители сваливают мусор на дорогу, в близлежащий лес, в канавы, в переулки, вывозят его за село, главное подальше от своего дома. Мало кто задумывается, сколько вреда приносят эти несанкционированные свалки. Чистота – залог здоровья. С этим утверждение никто спорить не будет. Но чистоту мы наводим раз- два в год. Каждую весну жители села выходят на экологические субботники и грязь, накопившаяся за зиму, вычищается, вывозится, сжигается. К сожалению, многие этим и ограничиваются.


    1. Социологический опрос учащихся школы и жителей села

Для того чтобы выяснить, какая экологическая ситуация сложилась во Влазовичском сельском поселении, был проведен опрос жителей. В нем участвовало 55 человек: 36 учеников, 6 служащих, 9 рабочих, 4 пенсионера.

В ходе опроса выяснилось, что у жителей сложилась неоднозначная оценка экологического состояния села: больше половины опрошенных ( 54%) считают его отрицательным, 27% оценивают как хорошее, а около 18 % затруднились ответить на этот вопрос. Большая часть жителей (94%) задумывается о проблеме мусора в родном селе, участвуют в акциях по улучшению санитарного состояния своего дома, двора, улицы.

Жители мало осведомлены о современных методах сбора и утилизации мусора. Однако 40 % респондентов готовы при необходимости сортировать ТБО, еще меньше готовы участвовать в акциях по сбору вторичного сырья ( макулатуры, металлолома, старых вещей). 81% опрошенных решительно заявили, что проблему санитарного состояния в селе должны решать все, своим личным участием, т.к. чистота зависит от каждого из нас.

Работу администрации поселения, также, оценивают по-разному, имеется ряд нареканий в ее адрес, особенно, что касается свалок и заросших бурьяном территорий (24% опрошенных отрицательно оценили работу администрации)

( Приложение 3).

Наша школа находится в сельской местности, где промышленных предприятий нет. Большинство опрошенных считают территорию вокруг школы красивым местом в селе.

Также я подготовила анкету для учащихся младших классов, чтобы выяснить их отношение к проблеме мусора. В анкетировании участвовали школьники 3- 6 классов, всего 42 человека. Результаты анкетирования показали, что наиболее замусоренными местами в селе, по мнению респондентов, являются общественные места. И это вполне объяснимо: ведь остановка, улица, территория около магазина, берег речки – ни кому не принадлежат, они общие, а не мои. Больше половины опрошенных( 64%) ответили, что мусор не бросают на улицах, но 36% - со спокойной совестью это делают. При этом главную причину загрязнения села ученики видят в том, что у жителей низкий уровень культуры (так ответили - 48%). А вот мусорят больше подростки и молодежь – 66% (Приложение 4).

По результатам анкетирования я составила диаграммы (Приложение 4.1).

2.2 Интервью с главой Влазовичского сельского поселения

Ефремочкиной Валентиной Григорьевной

Во время встречи с Валентиной Григорьевной (Приложение 5.1) я постаралась выяснить интересовавшие меня вопросы по поводу экологии поселения:

  1. Тема моего исследования «Мусор: что с ним делать»? Насколько актуальна эта проблема для нашего села? Что Вы думаете, о санитарном состоянии нашего села?

  2. Как обстоит дело с решением проблемы уборки мусора в селе?

  3. В чем причина образования несанкционированных свалок? Какие методы борьбы используются для их ликвидации?

  4. Какие меры принимаются администрацией поселения для нарушителей?

  5. Какие формы взаимодействия с жителями, на Ваш взгляд, помогут сделать село привлекательнее?

Из разговора стало понятно, что Валентина Григорьевна проблему санитарного состояния села считает самой острой, как и по всей стране. На территории Влазовичской сельской администрации есть несанкционированные свалки, хотя уже несколько лет между жителями поселения и организацией ООО « Сервис» действует договор о вывозе ТБО (примерно 85% жителей поселения заключили подобный договор). Специализированная машина 1 раз в неделю (по четвергам) проезжает по улицам села и забирает упакованный мусор (Приложение 5.2). Все отходы свозят на официально действующий полигон, который является единственным в Суражском районе. Расположен он на территории Овчинского поселения, недалеко от деревни Калинки.

На вопрос, какие меры воздействия принимаются администрацией поселения для нарушителей? Глава поселения ответила, что администрация не обладает никакими полномочиями, чтобы наказывать нарушителей. Выявленные несанкционированные свалки вынуждены убирать сами работники администрации, например, территорию автобусной остановки. Для решения проблем экологии, эстетического облагораживания села нужны большие денежные средства, которыми поселение не располагает. Выполняются в первую очередь, те мероприятия, которые требуют немедленного решения. Поэтому основным методом взаимодействия с населением является убеждение и разъяснительная работа.

Со слов Ефремочкиной В.Г., в нашем районе действует административная комиссия, которая может налагать административные взыскания в виде штрафов за несанкционированные свалки, замусоривание территории и подобные нарушения. Я попыталась выяснить, как работает данная комиссия. Для этого я неоднократно звонила по телефону 9-19-06, но связаться с ней мне так и не удалось. Буду продолжать эту работу дальше.

2.3. Бытовые отходы моей семьи

На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно 300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5% [4, с.975].

Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья? В течение недели я собирала все твердые отходы, появляющиеся в доме, рассортировывая их по категориям: бумага, металлы, пластмасса, стекло, прочее. Цель этой работы – определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в нашей семье за неделю, их процентное распределение по категориям; выявить возможность уменьшения или вторичной переработки каждой категории отходов.

Мусорный мешок, собранный за неделю, я взвесила. Его масса составила 8,59 кг, Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 34,36 кг мусора, в год – 412, 32 кг. Моя семья состоит из 2 человек. Значит, на одного человека в месяц приходится 17 кг, а за год мой «вклад» в загрязнение окружающей среды составляет 206 кг, без учета мусора на огороде и на улице в летний сезон. Набор мусорной корзины оказался стандартным. Это бумага, стекло, пластиковые бутылки, упаковочный материал, металлические крышки и банки, полиэтиленовые пакеты. Особенно много в отходы идет пластика и полиэтиленовых пакетов

( Приложение 6.1). Наш эксперимент был проведен в январе 2017 года.

В результате проделанной работы был изучен количественный и качественный состав бытовых отходов семьи, был выявлен самый распространенный вид отходов. В домашних условиях наибольшее количество отходов от продуктов питания. Но наиболее опасны для окружающей среды пластик, батарейки, стерло, консервные банки (Приложение 6.2).

Я попросила такое же исследование провести других учащихся школы. Результаты предоставил ученик 6 класса Тарасевич Никита. Он подсчитал, что его семья, состоящая из шести человек, за неделю выбросила 53 бутылки объемом от 0, 5 л до 2 литров; пакетов из-под молока, кефира, майонеза, чипсов, семечек и т.д. – 47 штук. Т.е. это исследование еще раз подтверждает, что больше всего мусорная корзина наших жителей наполняется пластиком, полиэтиленовыми пакетами, упаковочным материалом. А именно эти отходы сложнее всего утилизируются (Приложение 7.1).

Мы взвесили мусорный мешок, который собирает школа за одну неделю. Его вес составил около 15 кг, за месяц – 60 кг, за год - 600 кг. У нас в школе обучается 112 человек, в год на одного ученика приходится примерно 5,5 кг. Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё - 20 кг макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна - сберегает 0,5 гектара леса. Пытаясь внести свой вклад в сохранение «легких планеты» мы провели в школе акцию « Собери макулатуру – спаси дерево». В ходе, которой было собрано 566 кг макулатуры (Приложение 7.2). Она была сдана на переработку на фабрику технических картонов «Пролетарий» в город Сураж. Вырученные средства пойдут на благоустройство школьной территории в летний период.


2.4 Бытовым отходам – новую жизнь

Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором? В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь».

Поделки из бросового материала – это огромное поле для творчества, для осуществления самых разнообразных фантазий. Это могут быть поделки из компьютерных дисков, различных картонных упаковок, пластиковых бутылок, пенопласта. Этот, казалось бы, хлам, может стать прекрасным материалом для создания оригинальных, изящных поделок, декоративных украшений и необычных элементов для обогащения домашнего интерьера, и даже самодельных детских игрушек. Из бросового материала получаются красивые поделки своими руками. Поэтому не стоит сдерживать свою фантазию, надо использовать всё, что найдётся под рукой!

В нашем селе есть места, где нашли свою вторую жизнь пришедшие в негодность предметы, то есть отходы. Это школьная спортивная площадка, где использовались старые автопокрышки, украшения во дворах, сделанные из пластиковых бутылок.

Учащиеся нашей школы приняли активное участие в конкурсе поделок из бросового материала «Научись творить», изготовили из отходов различные поделки, которые обязательно примут участие в районном фестивале (Приложение 8).


2.5. Памятники бесхозяйственности

В процессе работы над темой высветились еще две проблемы, характерные для нашего села. Памятником бесхозяйственности, нашим общим позором является многоквартирный, 2-х этажный дом, который находится в центре села, в нескольких сотнях метров от школы и прямо рядом с детским садом. Уже много лет он является нежилым, все вокруг заросло кустами, валяются кучи мусора, окна и двери выбиты. Какой пример показывают взрослые подрастающему поколению!? (Приложение 9).

Вторая «беда» - это ситуация, которая сложилась на участке дороги Влазовичи – Сураж. Уже несколько лет здесь выпиливают высокие тополя, которые когда-то давно были посажены нашими бабушками и дедушками, а может и прабабушками и прадедушками и, несомненно, являлись украшением, визитной карточкой села. Но прошли годы, деревья отжили свой век и стали угрожать проезжающим по дороге. Было принято решение о спиливании. Все это правильно! Но то, что сейчас твориться вдоль дороги, не поддается описанию и здравому смыслу (Приложение 10). При спиливании деревья упали на колхозные пашни, одна из которых уже покрылась озимыми всходами. Работа техники на таком поле практически невозможна, да и на другой незапаханой стороне, невозможно убрать трактором все обломавшиеся сучки. И это накануне горячего посевного сезона!!! По просьбе председателя колхоза учащиеся школы вышли в поле, чтобы убрать с полей остатки «бесхозяйственности» (Приложение 11).

Но оставшийся по обочине лесоповал требует значительных сил и техники. Остается надеяться, что заинтересованные организации, все-таки рано или поздно, наведут здесь порядок. А не останется все валяться, потихоньку зарастать и гнить.








Заключение

Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: серьёзнейшей проблемой нашего села является появление мусора в разных местах; проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей улицы, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Данная работа очень обогатила меня теоретически. Дала очень ценный опыт в области экологического мониторинга, выявления и оценки экологических проблем.

Считаю, что данная работа актуальна, своевременна и важна. Мы должны бережно, с любовью относиться к окружающей среде. Поэтому, думаю, что вся проделанная мною работа, проведённые исследования должны заинтересовать не только учащихся школы, но и администрацию Влазовичского поселения, администрацию колхоза «Серп и Молот», и население в целом. Я надеюсь, что моя работа – это мой посильный вклад в решении данной проблемы, и что на наших улицах станет меньше мусора.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что:

  1. в ходе работы над проектом «Бытовым отходам – новую жизнь» были изготовлены экспонаты для районного конкурса поделок из бросового материала « Научись творить».

  2. разработаны рекомендации для повышения сознательности населения и привлечения властных структур для решения проблемы, для учащихся подготовлена памятка «Что может сделать один»? (Приложение 12).

  3. в школе проведена учебная конференция «Малая академия наук» по данной проблеме в рамках Года экологии.

  4. создана презентация «Мусор: что с ним делать?».

  5. изготовлен буклет «Мусор – это серьёзно».

Заканчивая работу, могу сказать, что я решила поставленные задачи: изучила состав мусора, вырабатываемого моей семьей, выявила уровень информированности жителей села по данной проблеме, наметила пути решения. В ходе работы была изучена литература. Особо хочется отметить интервью с Главой поселения. Это исследование многому меня научило: работе с источниками, оформлению материалов, умению брать интервью, коммуникабельности. Я считаю, что цель исследования достигнута. Обобщив и систематизировав полученные материалы, я сделала выводы:

  1. Мусорные отходы очень опасны для жизни и здоровья человека.

  2. В нашем селе проблеме мусора не придаётся должного внимания.

  3. Причин этого явления несколько: прежде всего это низкая культура и бесхозяйственность самих жителей села; это несогласованная и неэффективная работа органов местного самоуправления, о чём свидетельствуют и беседа с главой поселения, и выявленные нарушения.

  4. Для решения названных проблем необходимо применять комплекс мер: административных, просветительских, воспитательных. Без совместной работы администрации и жителей села, эту задачу не решить.

Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с нашего отношения к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся ( Приложение 12).

Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».

Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!






Список литературы

  1. Ахромеев Л.М. Природа Брянщины: в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание. Брянск: « Курсив», 2000. – 211 с.

  2. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учебник для общеобразовательного учебного заведения. «Дрофа», 1995. - 240 с.

  3. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. Ярославль: «Академия развития» 1998. – 240 с.

  4. Природные ресурсы и окружающая среда субъектов Российской Федерации. ЦФО. Брянская область / Н.Г, Рыбальский, Е.Д. Самотесов, А.Г. Митюков. М.: НИА – Природа, 2007. - 1144 с.

  5. Экология. 6 - 11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П.Чередниченко. - Волгоград : «Учитель», 2011. – 134 с.

  6. http://biofile.ru/geol23915html (дата обращения 6.02.17)

  7. https://ru.wikipedia.org ( дата обращения 23.03.17)

  8. http://bionover.ru/class/ (дата обращения 4.03.17)
















Приложение 1


Типы бытовых отходов


Виды отходов

Ущерб природе

Вред человеку

Способ вторичного использования

Пищевые отходы

практически не наносят

гниющие пищевые отходы – места размножения микробов, грызунов, инфекции

Компостирование

Макулатура

ущерба не наносит, краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества.

краска может выделять при разложении ядовитые вещества.

получение бумаги путем переработки макулатуры, при этом экономится древесина, энергия, снижается загрязнение воздуха.

Металлолом

битая стеклотара может вызывать ранения животных, а целая – превращается в битую.

битая стеклотара может наносить ранения, в банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.

наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку или захоронение.


Стеклотара

битая стеклотара может вызывать ранения животных, а целая – превращается в битую.

битая стеклотара может наносить ранения, в банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.

наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку или захоронение.


Изделия из пластмассы.

препятствует газообмену в почвах и водоёмах

выделяют при разложении и сжигании ядовитые вещества

в больших масштабах – переплавка, категорически запрещено сжигать.

Батарейки

вещества, входящие в состав батареек, ядовиты для многих организмов.

выделяют при разложении ядовитые вещества

способов вторичного использования не существует (из – за трудностей сбора), наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку.

Консервные банки

соединения цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов, острые края

банок травмируют животных.


ранят при хождении босиком, в банках накапливается вода, в которой

развиваются личинки кровососущих насекомых.


переплавка вместе с металлом ( в больших количествах), наименее опасный способ обезвреживания: захоронения после предварительного обжига (для разрушения цинкового или оловянного покрытия).




Приложение 2






























Мониторинг экологического состояния центра села Влазовичи.



Приложение 3


Социологический опрос учащихся школы и жителей села.



Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1. Считаете ли вы, что наше село замусорено?

30 (54%)

15 (27%)

10 (18%)

2. Влияет ли замусоривание на красоту нашего села?

46 (84%)

9 (16%)

____

3. Как вы оцениваете работу сельской администрации по решению этого вопроса? ( положительно, отрицательно, затрудняюсь ответить)

18 (32%)

13 (24%)

24 (43%)

4. Приходилось ли вам обращаться в какие-либо инстанции с жалобой на замусоривание?

4 (7%)

48 (87%)

3 (6%)

5. Принимаете ли вы участие в улучшении санитарного состояния своего дома, двора, улицы и т.п.?

52 (94%)

3 (6%)

____

6. Считаете ли Вы важной проблему экономного использования ресурсов и их вторичного использования?

36 (65%)

16 (11%)

13 (24%)

7. Возможно ли решить эту проблему личным участием каждого человека?

45 (81%)

2 (5%)

8 (14%)

8. Готовы ли Вы сортировать и раздельно сдавать различные виды отходов?

22 (40%)

14 (25%)

19 (34%)

9. Примете ли Вы участие в акции по сбору вторсырья:

- макулатуры;

- металлолома;

- старых вещей?



39 (70%)

28 (50%)

19 (34%)



13(24%)

23(41%)

22 (40%)



3 (6%)

4 (9%)

14 (25%)


Приложение 4



Результаты анкетирования

учащихся МБОУ Влазовичская СОШ

Количество опрошенных

человек

6 класс – 11 человек

5 класс – 6 человек

4 класс – 11 человек

3 класс – 14 человек

Итого – 42 человека


1 вопрос


Вы когда-нибудь бросали мусор на улице?

Да – 15 человек (36%)


Нет – 27 человек ( 64%)


2 вопрос


Места, наиболее замусоренные в селе

 улицы, дороги - 19 человек ( 46%)

 дворы жилых домов – 12 человек ( 29%)

 школьная территория - 6 человек ( 14%)

 общественные зоны (остановки, территория около магазинов и т.п.) - 28 человек (67%)

3 вопрос


Чтобы вы выбросили на улице?

  • Пустую бутылку или банку из под сока, воды – 7 человек ( 16%)

  • Обертку от конфеты или жевательной резинки – 7 человек ( 16%)

  • Шкурку от банана или апельсина – 2 человека ( 4%)

  • Вообще ничего - 29 человек ( 64%)

4 вопрос

Главная причина загрязнения мусором села

  • Недостаточно урн и контейнеров для мусора – 19 человек (35%)

  • Отсутствие четкой системы сбора мусора – 9 человек (17%)

  • Низкий уровень культуры жителей - 26 человек ( 48 %)

5 вопрос


Кто больше всего мусорит?


  • Дошкольники и ученики младших классов – 12 человек (29%)

  • Подростки и молодежь – 28 человек (66%)

  • Взрослые - 2 человека (5%)







Приложение 4.1




Диаграммы

Результаты анкетирования обучающихся школы




Приложение 5














5.1 Интервью с главой Влазовичского сельского поселения

Ефремочкиной В.Г. Фото 01.03.2017 г.













5.2 Вывоз мусора с улиц села. Фото 02.03.2017 г.


Приложение 6


6.1. Бытовые отходы моей семьи


№ п/п

Вид мусора

Масса ( кг)

Доля от общей массы ( %)

За 1 неделю

За 1 месяц

За год

Пищевые отходы

3,76

15, 0

180,5

43,8

Пластик

1,8

7,2

86,4

21

Бумага

0,84

3,36

40,32

9,8

Металл

0,39

1,56

18,72

4,5

Стекло

0,71

2,84

34,08

8,3

Прочие отходы

1,06

4,234

50,800

12,4


ИТОГО

8,59 кг

34,36 кг

412, 32 кг

100%






6.2. Набор мусорной корзины (доля видов бытовых отходов в %)



Приложение 7


7.1 Время разложения различных материалов


Подвергаются разложению

Время разложения

Стеклянные бутылки

1000 лет

Изделия из пластмасс

Более 100 лет

Консервные банки

50-80 лет

Полиэтиленовые пакеты

10 лет

Батарейки, аккумуляторы

10 лет

Окурки

1-5 лет

Бумага

2 года

Апельсиновая или банановая кожура

2-5 недель

Фильтр от сигарет

100 лет
















7.2 Школьная экологическая акция
«Собери макулатуру – спаси дерево»

Фото из школьного архива




Приложение 8





























Работы учащихся школы на конкурс поделок

из бросового материала «Научись творить»


Приложение 9
























Мониторинг экологического состояния села Влазовичи.

( 18-квартирный дом в центре села).









Приложение 10




























Мониторинг экологического состояния села Влазовичи.

( Участок автодороги СУРАЖ - ВЛАЗОВИЧИ).




Приложение 11










































Субботник по оказанию помощи колхозу «Серп и Молот»

в уборке остатков деревьев с колхозных полей.

Фото 23. 03. 2017 г.


Приложение 12


Программа решения проблемы мусора нашего села:

1. Пропагандировать экологическую культуру;

2. Поощрять жителей села за поддержания чистоты своего двора, приусадебного участка;

3. Установить запрещающие знаки на местах несанкционированных свалок, на берегу реки со следующим текстом «Свалка мусора запрещена», «Запрещено мыть машины», указать санкции, которые последуют, в случае нарушения;

4. Проводить экологические субботники регулярно в весенне-летне-осенний период;

5. Проводить санитарные рейды;

6. Разработать условия конкурсов: «На лучший дом», «На лучший участок», «На самый красивый цветник», «На самую дружную улицу»;

7. Создать в школе экологический отряд, целью которого будет являться выявление экологически опасных зон в селе, оказание помощи в поддержании чистоты.

ПАМЯТКА

«Что может сделать один»?


  • систематически проводи уборку территории около школы, дома;

  • не бросай, куда попало мусор;

  • не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;

  • собирай и сдавай макулатуру;

  • экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);

  • аккуратно обращайся с учебниками, книгами;

  • бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили;

  • отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся людям;

  • при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;

  • дай вещи «вторую жизнь»


Приложение 13




















































Субботник по уборке пришкольной территории.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!