Учитель технологии и истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич
Чайнворд «Западная философия ХХ века»
Вопросы:
1. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
2. Философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах бытия.
3. Знание, предшествующее опыту, независимое от него, внеопытное знание. Судить, знать заранее, наперед.
4. Учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания - считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее.
5. Австрийский философ и психолог, разработавший собственную теорию ценности и также занимавшийся вопросами теории разума и онтологии. Наибольшую известность приобрела его теория предметности.
6. Искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.
7. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.
8. Немецкий философ науки, участник т. н. эрлангенской школы в философии науки (основана В. Камлахом и П. Лоренценом), которая исходит из конструктивистских позиций и разрабатывает концепцию теории науки как нормативной дисциплины, служащей для обоснования исследовательской практики конкретных наук.
9. Научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются благодаря интенсивному обмену веществ и энергий с окружающей средой.
10. Прообраз, первоначало, образец. В философии Платона – понимался умопостигаемый образец, «эйдос», у схоластов - природный образ, отраженный в уме, у Августина Блаженного - исконный образ, лежащий в основе человеческого познания.
11. Традиционно – одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.
12. Философско-мировоззренческая позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру.
13. Субъективно-идеалистическое, феноменалистическое направление в философии и методологии науки конца XIX — начала XX века, представленное работами Э. Маха и Р. Авенариуса.
14. Образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
15. Временная сущность явлений, порожденная динамикой их особенного движения, в отличие от тех временных характеристик, которые определяются отношением движения данного явления к историческим, астрономическим, биологическим, физическим и другим временным координатам, взаимосвязь моментов времени.
Ответы: 1. Рационализм. 2. Метафизика. 3. Апостериори. 4. Иррационализм. 5. Мейнонг. 6. Герменевтика. 7. Агностицизм. 8. Миттельштрас. 9. Синергетика. 10. Архетип. 11. Патристика. 12. Антисциентизм. 13. Махизм. 14. Менталитет. 15. Темпоральность.