Час общения по гражданско-правовому воспитанию для учащихся 2-3 классов
« Я и мои права»
Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция»,; рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с использованием игровых ситуаций (сказочных персонажей).
Задачи:
1. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.
2. Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся младших классов; развивать коммуникативные качества учащихся.
Ход мероприятия
1. Орг. момент
2. Вступительное слово
(Ребята стоят) Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас классный час. Для начала давайте посмотрим внимательно друг на друга. Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. (Принимаются варианты ответов).
Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
(СЛАЙД №1) Ребята, тема нашего классного часа «Я и мои права». Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами, которые имеет каждый ребёнок.
Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:
1.Что люди могут делать, а что нет?
2.Что они обязаны делать и чего не обязаны?
3.На что они имеют право и на что не имеют?
Сейчас я предлагаю вам послушать сказку. (СЛАЙД№2)
В одном большом городе жил-был Маленький Человек. Был он маленький-маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький. Днём Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своём саду цветы или сидел на скамеечке около ворот и радовался тому, что всё вокруг такое большое: и люди были такие большие, и дома были такие большие, и деревья были такие большие, и даже собаки были такие большие!
Огорчало Маленького Человека только то, что Большим людям всё это казалось маленьким. А уж Маленького Человека Большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и вовсе не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.
- Что вы делаете? – кричал им Маленький Человек. – Пожалуйста, будьте внимательны!
Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.
Однажды Маленький Человек нашёл в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека». В ней говорилось, что все должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека.
- Большие люди удивительно безграмотны,- подумал Маленький Человек. – Надо это исправить.
И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках: (СЛАЙД№3)
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сёстры…
Это записано во всеобщей декларации прав человека. (СЛАЙД№4)
Декларация название некоторых специальных документов. Она была принята в 1948 году.
А Маленький Человек предлагает нам с вами вырастить цветок, ведь он очень любит цветы, любит ухаживать за ними .У него даже есть свой сад. ( на доске «ЗЕМЛЯ» - декларация)
- Сейчас вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.
Но о детях заботятся не только в семье. Существует Организация Объединенных Наций , принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Так вот в 1989 году эта организация приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показ копии документа)
Конвенция– это соглашение, договор, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка. (на доске «СТЕБЕЛЬ» –конвенция)
- Ребята, а гражданами какой страны вы являетесь? (гражданами Российской Фндерации)
Так вот, наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
Сегодня мы поговорим о правах детей, т.е. о ваших правах. Мы постараемся ответить на вопрос: (СЛАЙД №5) Какие права должен иметь каждый ребенок?
3. «Мозговой штурм» У каждой группы на столе есть лист бумаги. В течение одной минуты вы должны обсудить в группах и записать на лист, какие права, по вашему мнению, должен иметь каждый ребёнок. Работа в группах. А сейчас каждая группа расскажет, что они записали. Обсуждение,составление ЦВЕТКА, середина ПРАВА, лепестки : право на жизнь, право на имя, право на образование, право на своё мнение, право на мед. Обслуживание и т.д.
Вот какой замечательный цветок мы вырастили! Как вы думаете, почему у цветка не хватает лепестков? (не все права назвали) Всего в Конвенции о правах ребёнка записано 54 права.
4. Права ребёнка.
Сейчас, мы вместе с Маленьким Человеком на примере сказочных персонажей рассмотрим некоторые права, которые вам гарантирует наше государство.
«Право на жизнь» (СЛАЙД №6)
- Ребята, внимательно послушайте отрывок из известной вам сказки. Как называется эта сказка? (Колобок). Если вы почувствуете, что герою сказки угрожает опасность, тихонько поднимите руку.
(Чтение учителем отрывка из сказки «Колобок» - сцена встречи Колобка с Лисой).
- Какая опасность угрожает Колобку? Какое право нарушила Лиса?
- Да, ребята, лиса нарушила право, которое имеет каждый человек, и оно записано в Конвенции – это право на жизнь.
- Каждый человек должен сам стремиться защищать себя и свою жизнь, в том числе и дети.
Беседа.Что нужно для этого делать, как вы думаете? (Ответы детей : прежде всего не впускать никого чужого в дом, не вступать в доверительные разговоры с незнакомыми людьми, соблюдать правила дорожного движения, не играть с огнем и др.)
- Ребята, на примере Колобка с каким правом мы познакомились? (ответы детей – право на жизнь).
«Право на имя» (СЛАЙД №7)
- И снова слушаем отрывок из сказки. «…И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали … Дюймовочка».
- Слово Дюймовочка это что? (Ответы детей- имя).
- А как назвал Папа Карло мальчика, которого он выстругал из полена? (Ответы детей).
- Буратино – это что? (имя)
- Ребята, как вы думаете, о каком праве мы сейчас говорили? (Ответы детей).
- Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» говорится о том, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя.
Ф\м (проводится стоя)
Два притопа, два прихлопа – ёжики, ёжики.
Наковали, наковали – ножницы, ножницы.
Побежали, побежали – зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно: Девочки! Мальчики!
( второй раз дети выкрикивают свои имена)
- Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает свидетельство о рождении). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая заботится о его благополучии.
Итак, каждый ребенок имеет – право на имя.
«Право на образование» (СЛАЙД №8)
Рассмотрите иллюстрации на слайде, составьте по ним предложения.
Обобщение: чтобы узнать как можно назвать одним словом то, о чём мы сейчас говорили, расшифруйте ребус:
О Б 1 (сова) Н И Е
В результате получили слово «ОБРАЗОВАНИЕ». Каждый ребенок имеет право на образование , он учится в школе, пишет, читает, играет с друзьями. У детей есть и «волшебные друзья», которые помогают им развивать свое мышление и сообразительность, помогают им учиться (загадки).
Загадки
- Стоит дом:
Кто в него войдет,
Тот и ум приобретет (школа)
- Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То найдешь на все ответ. (буквы)
- Грамоты не знаю,
А весь век пишу. (ручка)
- Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
- До чего же, скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный … (ранец)
- Школьные принадлежности любят, чтобы дети бережно обращались с ними (книга, ручка, карандаши и т.д.) Не забывайте об этом.
- Итак, о каком же праве мы сейчас говорили? Ребята, вы имеете право на образование и ваша задача хорошо учиться.
«Право на свое мнение» (СЛАЙД №9)
- И снова слушаем отрывок из сказки. А что это за сказка? Узнали? (Федорино горе)
И ответило корыто:
«На Федору я сердито».
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга».
И тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадем,
А к Федоре не пойдем!»
«Да, - промолвил медный таз, -
Поглядите вы на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты».
Вед: и ответила посуда (хором):
«было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она.
Оттого-то мы от бабы
Убежали как от жабы,
И гуляли по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе - замарахе,
Не воротимся!»
-Ребята! Жалко вам посуду? Обратите внимание, что посуда тоже имеет право выражать свое мнение. И она высказала его, поступила так, как сочла нужным.
- Изменилась ли Федора после того, как посуда высказала ей свое мнение? (ответы детей)
- «Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!».
А если бы посуда не высказала своё мнение, изменилась бы Федора в лучшую сторону так быстро?
- О каком праве мы сейчас говорили? Но пользуясь этим правом не забывайте, что высказывая своё мнение вы не должны нарушать права других людей.
5. Рефлексия. Работа в группах. (СЛАЙД №10) (Иллюстрации из сказок)
Необходимо соединить название сказки с названием соответствующего права или того права, которое было нарушено в данной сказке. Объяснить своё решение
1 группа
1.Буратино – право на образование ( кто посоветовал Буратино воспользоваться правом на образование?) Говорящий сверчок
2.Волк и семеро козлят – право на жизнь
3.Три поросёнка – право на неприкосновенность жилища
2 группа
4.Дюймовочка – право на имя
5.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка – право на жизнь
6.Заюшкина избушка - право на неприкосновенность жилища ( Кто защитил зайца и помог восстановить его права?) Петух
3 группа
7.Колобок – право на жизнь
8.Три поросёнка – право на собственное мнение
9.Сказка о Гадком утёнке – право на равенство ( Все люди рождаются свободными и равными) Кто нарушил право Гадкого утёнка? Птичий Совет
4 группа
10.Буратино – право на имя
11.Федорино горе – право на собственное мнение
12.Маша и медведь – право на свободу (Кто лишил Машу права на свободу?) Медведь
Проверка выполнения задания (СЛАЙДы №11,12)
Дополнительные вопросы:
1.В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное
передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?(«Лягушка-путешественница», Лягушка)
2.В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, дер жал кукол в рабстве? ( «Золотой Ключик», Карабас-Барабас)
3.Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)
6.Итог классного часа (СЛАЙД №13)
А теперь продолжим нашу сказку про Маленького Человека.
Маленький Человек сажал в своём саду цветы, рассказывал людям об их правах, и у него появилось много больших друзей.
- Спасибо, - говорили они ему. – Вы делаете очень большое дело!
- Ну что вы, - смущался Маленький Человек, глядя на свою Шляпу Лодку, - я мечтаю отправиться в дальние страны, где люди неграмотны и не могут прочесть о своих правах.
Ребята, с какими правами мы сегодня познакомились? А как называется документ, в котором они записаны? (ответы). А еще в Конвенции записаны и другие права, но с ними мы познакомимся на следующих занятиях, а Маленький Человек нам в этом поможет.
(СЛАЙД №14) Спасибо за внимание! До новых встреч!
Дополнительно
Игра «Ладошки»
В одной из статей сказано, что образование, игры и развлечения должны помочь ребенку стать культурным человеком. Об этом должны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка.
Но вы согласитесь, что культурным является тот человек, который обладает множеством хороших качеств. Но у каждого из нас есть и плохие качества, от которых надо избавляться. Дети обводят свою руку. На пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то качество, от которого они хотели бы избавиться, за которое бывает стыдно.
- После этого дети называют хорошие качества. Как здорово, что у вас столько хороших качеств. А о том, что написано у вас на ладони, вы приложите всевозможные усилия, чтобы от них избавиться.