СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения "Сергий Радонежский. Личность и эпоха"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обогащение духовного мира детей через знакомство с жизнью Сергия Радонежского, формирование интереса к учению;  дать учащимся представление о житие; продолжать знакомить детей с русской историей; совершенствовать навыки работы в группах,   составлять полные, развернутые ответы, делать выводы; расширять кругозор учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Час общения "Сергий Радонежский. Личность и эпоха"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 72

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГАНУСА ФЕОДОСИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА

Г. ЛИПЕЦКА



ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Час общения

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА»





Заместитель директора,

учитель истории и обществознания

Гаврилова Ольга Николаевна





Цель: обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии; дать краткие сведения о жизни святого.

Задачи.

Образовательные: обогащение духовного мира детей через знакомство с жизнью Сергия Радонежского, формирование интереса к учению; дать учащимся представление о житие; продолжать знакомить детей с русской историей; совершенствовать навыки работы в группах,   составлять полные, развернутые ответы, делать выводы; расширять кругозор учащихся.

Развивающие: развивать интерес к  предмету; развивать речь, память, мышление, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы, развитие умения работать в коллективе, терпеливое, бережное отношение друг к другу

Воспитательные: духовно-нравственное воспитание учащихся; воспитывать чувство уважения к истории, внимание; воспитывать патриотические чувства, воспитание уважения к прошлому страны, бережного отношения к слову.

Оборудование: презентация; иллюстрации с изображением Сергия Радонежского и сцен из его жизни; изображение храмов, карточки с заданиями.


Ход мероприятия.

Организационный момент.

Учитель. Начать нашу встречу я хочу с эпиграфа.

Поклоняемся вечным святыням,

И любовь наша к миру чиста.

Сердце русское верит и ныне –

Мир жестокий спасет красота.
(Александр Плотников)

- Что такое вечные святыни? (учащиеся отвечают)
- Какие святыни есть у каждого народа? (учащиеся отвечают)
- Как вы понимаете слова стихотворения: «Мир жестокий спасет красота»? (учащиеся отвечают)
Основная часть.

Ученик.

В монастырской келье узкой, 
В четырех глухих стенах 
О земле о древнерусской 
Быль записывал монах. 
Он писал зимой и летом, 
Озаренный тусклым светом, 
Он писал из года в год 
Про великий наш народ.


Учитель. Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое  прошлое, совершим путешествие в историю нашей страны. Посмотрите, какой красивый город. Это Сергиев Посад.

- Как вы думаете, почему так назван город Сергиев Посад? (учащиеся отвечают)

- На что похоже слово Сергиев? (учащиеся отвечают)

Слово Сергиев связано с именем Сергий.  Посад – это поселение. Но раньше на Руси не говорили слово поселились,а говорили посадились. Итак, город Сергиев Посад назван в честь человека по имени Сергий. Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад

Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

- Что вы видите необычного? (учащиеся отвечают)

Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу. Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.  И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский. На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением  преподобного Сергия Радонежского.

О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского».

Троице-Сергиева Лавра - самое святое место в России. Идут и идут с 7 утра до 10 вечера люди. Идут поклониться мощам святого Преподобного Сергия… Радонежский чудотворец – наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами – телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества. Мерцают лампады, отсвечивает серебром надгробье, и в трепетной тишине слышна одна незамысловатая, короткая молитва. «Преподобный наш отче Сергий, моли Бога о нас…»,- так начинали свою молитву русские люди, жившие в 14 веке. Это было время страданий, духовного и физического истощения Земли русской. Время нашествия монгольских войск на Русь. И в это страшное время на Руси появился необычный, или обычный человек… Его образ и сегодня является центральным в истории страны и церкви.

- Кем же был этот человек? Какими деяниями стяжал он себе память людскую, не меркнущую 600 лет? Кем был он для Росси? В чем его духовный подвиг? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Итак, начнем.

Класс разделён на 2 группы

1 группа. Тема задания «Сергий Радонежский – человек, общественный деятель».

2 группа. Тема задания «Сергий Радонежский – духовник, Святой».

Ученики обмениваются сведениями о жизни, росте и становлении Сергия как личности.

1 задание «О жизни Сергия Радонежского»

(группы подготовили материал заранее).

Сообщения о жизни Сергия Радонежского.


1 группа

1-й ученик. Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родителей Кирилла и Марии. До пострижения в монахи преподобный носил имя Варфоломей - в честь одного из 12 апостолов. Известна дата его рождения — 3 мая 1314 года. В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням — средам и пятницам.

- Кто были его родители? Каким именем был наречён младенец? (ответы детей)

2-й ученик. В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).

- Как называется церковный хлеб, который старец дал Варфоломею? (просфора).

3-й ученик. Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

- Назовите имена братьев Сергия. (Петр и Стефан).


2 группа

1-й ученик Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь). "Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее". Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей.

2-й ученик. Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу. Преподобный Сергий делал большую часть тяжёлой работы, подавая пример братии.

- Почему Сергия называют Радонежским? (Близ Радонежа построил монастырь).

- Какое носит название в настоящее время монастырь, построенный Сергием? (Троице-Сергиева Лавра).

3 ученик. Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь попросил у преподобного Сергия двух его монахов - Пересвета и Ослябю, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им "крепко бороться по Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела. По легенде, Сергий сказал князю: "Не страшись! Ты победишь!" И Дмитрий Донской одержал великую победу над Мамаем Золотой Орды в Куликовской битве в 1380 году, который был разбит и бежал в Крым в Кафу (современная Феодосия), где и был убит. Мужество и героизм русских людей развеял господствующее ранее представление о непобедимости татар.

- Какого князя Сергий благословил на битву? (Дмитрия Донского)

- На какую битву Сергий благословил Дмитрия Донского? ( Куликовская битва).


Учитель. "Избрав одиночество, Преподобный Сергий стремился не столько оставаться совершенно один, сколько трудиться на спасение своей души более или менее в обществе других, но вдали от городов и вообще от населенных мест. Когда же его первый спутник его покинул, ему пришлось начинать монашескую жизнь в пол­ном одиночестве и тем самым основывать новый вид, "подвига", новый образ жизни, какого Русь раньше не знала. В течение некоторого периода, продолжавшегося от двух до четырех лет (его биограф говорит об этом неясно), Сергий жил именно так. Два или даже четыре года срок сам по себе не такой уж долгий, но другое дело - прожить от двух до четырех лет в пустыне, в полнейшем одиночестве. Страшно даже одну ночь провести в лесу одному, без живой души вокруг. Одна такая ночь тянется так, что кажется длиннее целого года. А пред­ставим себе, что такие ночи повторяются два года подряд, тогда мы начнем понимать, до чего это страшно, и сердце сжи­мается при мысли о том, что должен был претерпевать этот юноша. Сергия без сомнения ужасали образы, созданные его собственным воображением, - ибо воображение всегда так трудно обуздать; ему приходилось бороться со страхом, выз­ванным различными бесовскими явлениями, а по словам его биографа таких было не мало; кроме того, уже в действитель­ности, а не только в воображении, он должен был преодолевать физический страх, который на него наводил вой волков и рев медведей, бродивших вокруг его хижины. И после каждой та­кой ночи, со всеми ее страхами, наступал день, когда надо было вести борьбу еще более тяжелую, с усталостью и с тоской, одолевавшей душу, предоставленную самой себе. Но эти годы борьбы и суровой жизни были для Сергия также годами бла­годати и великого духовного обогащения. Один, все время, от­даваясь молитве, черпая в ней силу и бодрость, он без сом­нения укреплял в себе то самое состояние души, к которому он издавна стремился».

- Какие цели преследовал монах, устремившись в одиночество? (отвечают)

- Какие черты характера Сергия, по-вашему, помогли ему стать в будущем великим праведником? (учащиеся отвечают)

Умер преподобный Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда к нему не приходили за помощью со своими заботами и скорбями. Внешность Сергия не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.

(Демонстрируется портрет. На доске — репродукции икон Сергия Радонежского, в том числе и житийная икона)

- Как вы понимаете слово икона? (учащиеся отвечают)

- Почему преподобного Сергия называют светилом светлым? (учащиеся отвечают)



Задание 2. «Цепь событий»

Каждой команде я раздаю стихотворение В. Афанасьева "Схимник Пересвет" о Куликовской битве, на которую Преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского и дал ему в помощь двух монахов-воинов – Пересвета и Ослябю. Но это стихотворение разрезано на несколько частей. Ваша задача – восстановить последовательность событий. Победит та команда, которая первой соберет стихотворение и выразительно прочитает его.

1. С ханской силой биться,

Мощно ополчась,

В Лавру помолиться

Прибыл Дмитрий князь.

2. Молвил князю Сергий,

Подавая меч:

– С Богом! Ныне свергнем

Иго с наших плеч.

Мы теперь не слабы.

Не страшись, иди –

Пересвет с Ослябей

Будут впереди.

Бог и Церковь с вами

Против всех угроз.

Русской силы знамя

Освятил Христос.

3. Поле Куликово!

Древние года!

Дмитрия Донского

Рать пришла сюда –

Битвы ждет без страха,

Хоть и грозен враг,

С ними два монаха

В схиме, на конях.

Скоро грянет битва!

И звучат в тиши

Воинов молитвы,

Как одной души.

А за этой ратью

Вся святая Русь:

– Стойте крепко, братья,

Я за вас молюсь!

4. Копий лес вздымая,

Утром, в ранний час,

Встала рать Мамая

Тучей против нас.



5. Начал тут хвалиться

Некто Челубей:

– Кто не побоится

Силушки моей? –

Конь под ним громадный,

Сам, как Голиаф,

Страшный и нескладный,

И такой же нрав.

Он трясет копьищем

В целое бревно:

– Выходи хоть тыща,

Будет всем одно!

6. Выезжает конный

В куколе с крестом,

С ликом, истомленным

Бденьем и постом, –

Вот и он свое

Поднял боевое

Длинное копье.

Без щита, без лат он,

В стремени нога –

В мантии крылатой

Мчится на врага.

Тот ему навстречу

Бурею летит –

Под железом плечи,

Есть и шлем, и щит.

7. Смотрят оба войска –

Кто кого собьет,

Кто из них геройски

Общий бой начнет...

Вот они все ближе,

Жмет копье рука, –

Вот склонились ниже,

Метя в грудь врага.

8. На дыбы их кони

Разом поднялись,

Затрещали копья...

Крики раздались...

Тот и другой убиты!

Рати сошлись, и вот

На смерть, не на живот.

9. Люди кричат: "Победа!"

Трубы трубят: "Победа!"

Слава тем, кто полег!

Их да прославит Бог!

Войско несет с собою

Первую жертву боя:

Иночества то цвет –

Схимник Пересвет.

(В зависимости от подготовки детей стихотворение можно сократить.)

Задание 3. «Храмы лавры»

Учитель. На доске вы видите изображения храмов Троице-Сергиевой Лавры. Я буду читать описания храмов, а вы должны показать их на доске.

(В зависимости от подготовки детей учитель может называть храмы, а дети – показывать, либо учитель только описывает храм, а дети показывают и называют его.)

1. Построен над гробом Преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают святые мощи Преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году. (Троицкий собор)

2. Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звездами. (Успенский собор)

3. Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены ее покрыты разноцветными красками, окна обставлены резными из камня колоннами, вокруг нее идет открытая галерея. (Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского)

4. Маленькая церковь с одной главою, овальной формы. (Церковь Божией Матери "Одигитрии" (Смоленская)

5. Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырехугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объеме. (Колокольня)

Задание 4. «Один за всех»

Учитель. У Лидии Чарской есть повесть "Один за всех" о Преподобном Сергии. Я сейчас зачитаю оттуда отрывки, а вы попробуйте ответить, кто это сказал и кому.

1. "Врешь! Рцы это! Доколе тебе твердить? Становись на колени, протяни руку". (Учитель – Варфоломею)

2. "Отрок этот будет некогда обителью Пресвятой Троицы". (Старец – родителям Варфоломея)

3. "Братец, невмоготу... Привык я к обители, тянет в монастырскую келлию". (Стефан – Преподобному Сергию)

4. "Победиши враги твоя". (Преподобный Сергий – князю Димитрию Донскому)

Задание 5. «Эпизоды жизни»

Учитель. Сейчас каждая команда получит карточку с изображением эпизода из жизни Преподобного Сергия. Команды должны догадаться, что изображено на рисунках. На обдумывание дается две минуты.

(Эпизоды могут быть такими: видение отроку Варфоломею; Преподобный Сергий воскрешает мальчика; Преподобный и медведь; благословение князя Димитрия и другие.)

Задание 6. «Пословицы»

Учитель. Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующий эту пословицу.

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)

2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.)

3. Послушание паче поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.)

4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.)

Задание 7. «Тайна шкатулки»

Учитель. У меня в руках шкатулка, а что там, предстоит вам угадать. Для этого команды по очереди задают вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". После того как вы отгадаете, что прячется в шкатулке, вы должны сказать, какое отношение эта вещь имеет к Преподобному Сергию.

(В шкатулке находится деревянная игрушка или ложка. С времен Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были "благословением монастыря".)

Задание 8. «Тест»

Учитель. Вам предстоит ответить на вопросы теста (отвечает каждая команда в отдельности, затем проверяется правильность ответов)

Тест

Выбери правильный ответ.

  1. Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга

б) Пётр и Марфа

в) Кирилл и Мария

  1. Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий

б) Константин

в) Варфоломей

  1. Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) медленно и не прилежно

в) прилежно, но с трудом

  1. Кого встретил мальчик?

а) святого старца

б) ангела

в) монахиню

  1. Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»

б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

  1. Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать святым

б) что он хочет стать монахом

в) что его послали искать лошадь

г) что он хочет знать грамоту

  1. Откуда переехал отец мальчика?

А) из Киева

Б) из Москвы

В) из Ростова

Г) Из Рязани

  1. Куда переехал отец мальчика?

а) В Радонеж

б) В Москву

в) В Коломну

г) Во Владимир

  1. О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

  1. О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

  1. Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?

а) князь Александр

б) князь Дмитрий

в) князь Владимир

  1. Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия?

а) Успенский собор

б) Духовская церковь

в) Троицкий собор


Итоги мероприятия.

Учитель. Подведем итоги нашего мероприятия.

(выбирается команда-победитель)

Рефлексия.

Учитель.

Отечество моё! Россия! 
В тебе дух старины живёт. 
И ни одна ещё стихия 
Не победила твой народ. 

Из тьмы веков ты восставала 
И становилась всё сильней. 
Святая Русь – твоё начало, 
И преподобный Сергий в ней.

Сегодня много сказано о преподобном Сергии Радонежском

- Какое слово-образ выбрали вы? (ответы учеников)

- Кем стал для России Сергей Радонежский?

(спаситель русской земли, символ борьбы и с игом, это духовное сплочение русской нации)



Ученик

Часовни, церкви, храмы.

Что мы знаем

О нашей русской дали вековой?

О чем ты думаешь?

Про что ты вспоминаешь

Храм русский, золотою головой?

Жизнь катит годы, как шальные орды

Не раз огонь под куполом свистел,

А ты всё тот же: доблестный и гордый

Скажи, каким ты чудом уцелел?

Все чёрточки твои, как молодые

Чиста как сахар, каменная кладь

Бессмертна и загадочна Россия

Тут, право есть, над чем поразмышлять.

Учитель.

Нам нужно знать свою родную историю, свои родные корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни. Духовное влияние Сергия Радонежского пережило его земное бытие и перелилось в его имя.

При имени Сергия Радонежского народ вспоминает свое нравственное возрождение и политическое тоже. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас.

А теперь, потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив, свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

– Я думаю, что после нашего занятия вы станете еще более внимательны друг к другу и к своим родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души. Всего вам доброго!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!