СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час размышлений «Я - образ». Самооценка и принятие себя»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: развитие потребности в самопознании;  знакомство с понятием «самооценка»; информирование о возможностях и особенностях курса, создать условия для атмосферы доверия для усвоения понятия  и смысла самооценки. Оборудование и материалы: бланки к упражнениям «Знаете ли вы себя?» и «Кто я?». После урока подписанные бланки надо собрать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора. Это относится ко всем упражнениям и методикам.

Просмотр содержимого документа
«Час размышлений «Я - образ». Самооценка и принятие себя»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области








«Я - образ». Самооценка и принятие себя»






Подготовила: Малина Марина Валерьевна

педагог-психолог,

педагог дополнительного образования,













2023 г.


Тема занятия: «Я - образ». Самооценка и принятие себя»

Форма занятия: час размышлений (1 час)

Цели занятия: развитие потребности в самопознании; знакомство с понятием «самооценка»;

информирование о возможностях и особенностях курса, создать условия для атмосферы доверия для усвоения понятия и смысла самооценки.

Оборудование и материалы: бланки к упражнениям «Знаете ли вы себя?» и «Кто я?». После урока подписанные бланки надо собрать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора. Это относится ко всем упражнениям и методикам.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Тема нашего занятия «Я - образ». Самооценка и принятие себя».

И предлагаю начать занятие с просмотра отрывка «Свет мой зеркальце, скажи» из известной сказки А.С. Пушкина.

После просмотра педагог, держа в руках зеркало, организует обсуждение, чтобы активизировать этот процесс целесообразно использовать метод «Холодного обзвона».

- Что мы можем сказать о героине известной сказки?

- Почему она разговаривала с зеркалом? Для чего она это делала?

- Как этот факт ее характеризует?

- Что можно сказать о ее самооценке?

- Что такое самооценка?

- Какая самооценка должна быть?

- Какая самооценка лучше: завышенная или заниженная?

- При чём тут зеркало? Какая связь с темой нашего занятия?

- Какова тема классного часа? О чем пойдет речь?

Таким образом, выходим на тему классного часа.

- Действительно, самооценку часто сравнивают с зеркалом: если зеркало не «кривое», без дефектов и не искажает, мы видим истинное отражение, если искажает, мы увидим в нем не совсем то, что есть на самом деле. Также и самооценка: адекватная самооценка позволяет видеть нам самих себя и окружающую действительность в истинном свете, завышенная или заниженная - искажает восприятие.

В подтверждение этих слов зачитайте вслух по очереди цитаты на карточках, которые находятся на ваших столах (подготовить и разложить заранее):

1) Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь — и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним — и он станет вашим весёлым, милым товарищем. (Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия).

2) Когда я смотрюсь в зеркало, я знаю точно, что вижу себя не так, как меня видят другие … потому что я смотрю на себя так, как мне хочется видеть. (Энди Уорхол).

3) Прежде всего мы должны построить фабрику зеркал. И в ближайший год выдавать зеркала, зеркала, ничего, кроме зеркал, чтобы человечество могло хорошенько рассмотреть в них себя. (Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту).

4) Зеркала не лгут. И смешно бить зеркала, когда не понравилось отражение. (Сергей Лукьяненко. Осенние визиты).

5) Зеркало — это мой лучший друг, потому что когда я плачу, оно никогда не смеется. (Чарльз Спенсер Чаплин).

6) Я посмотрел в зеркало. Вообще-то я себе нравлюсь, только не в зеркальном отражении. Оно на меня не похоже. (Чарльз Буковски).

7) Даже зеркалу не под силу показать тебя тебе самому, если ты не желаешь смотреть. (Роджер Желязны. Князь Света).

8) Иногда полезно увидеть себя со стороны. Помогает многое о себе понять.
Есть люди, которые никогда не видели своего отражения и поэтому всю жизнь принимают себя за кого-то другого. Изнутри часто бывает плохо видно, а подсказать некому... И пока они случайно не натолкнутся на зеркало, будут продолжать заблуждаться. И даже когда посмотрят на отражение, часто не могут поверить, что видят самих себя. (Дмитрий Глуховский. Метро 2034)

9) Лучшее, что можно сделать, чтобы изменить мир, – это держать зеркало, чтобы люди могли заглянуть в него и увидеть самих себя. Только так можно изменить личность. (Чарльз де Линт. Покинутые небеса).

10) В зеркале, как известно, всё наоборот. Но без него мы бы никогда не увидели самих себя! (Джалаладдин Руми).

Зеркало — самая жестокая форма истины. Ты в нём не такой, как на самом деле. Тебе хотелось бы, чтобы твой облик соответствовал тому, что ты из себя представляешь, и чтобы люди, посмотрев на тебя, сразу понимали, какой ты: искренний, великодушный, славный... Однако, чтобы понять это, всегда нужны какие-то слова или дела. Необходимо показать, кто ты такой. (Алессандро Д'Авения).

То, как вас видят люди, становится зеркалом, которое говорит вам, кто вы и что собой представляете. (Экхарт Толле. Новая земля).

- Вы спросите меня: какое отношение имеет самооценка к выбору профессии? Я отвечу: самое прямое. Не узнав себя достаточно: свои способности, возможности, потребности, вы не сможете выбрать себе дело по душе и, тем более, стать в нем успешными.

2. Основной этап

Упражнение «Самореклама»

- Предлагаю вам выполнить упражнение «Самореклама». Вам нужно нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании каждый, по очереди, представит свой проект.

- Трудно было рекламировать себя? И так, что же такое самосознание и самооценка? (ответы учащихся).

- Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

В состав образа «Я» входит все то, самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе («образ Я») и с тем, каким он хотел бы быть. Проблема самосознания сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я»: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» станет, если все задуманное сбудется, как это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д.

- Скажите, вы помните, что адекватная самооценка и уверенность в своей значимости – качество принципиально важное для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно в различных ситуациях, принимать решения, успешно взаимодействовать с другими людьми.

- Скажите, для кого из вас характерно состояние неуверенности в себе, в своих силах, сомнения и нестабильная самооценка? (ответы детей).

- Если да, то в чем это проявляется? (ответы детей).

Упражнение «Кто Я?»

В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову (листочки для записей нужно подготовить заранее).

- Вам знакомо слово «презентация»? Оно означает публичное представление, открытие чего-то или кого-то — новой песни, книги, ресторана. На презентации стараются показать товар лицом — подчеркнуть его преимущества и скрыть недостатки.

- Самопрезентация — это представление или открытие себя другим людям. Мы представляем себя, когда появляемся в новой компании, поступаем в институт, устраиваемся на работу. Цель презентации — создать у людей благоприятное впечатление о себе. Психологи считают, что впечатление о человеке складывается в первую минуту общения с ним. И почти всегда оказывается верным. Испортить хорошее впечатление легко: для этого надо регулярно опаздывать на важные встречи, нарушать договоренности, безвкусно одеваться, говорить невпопад и т.д. Исправить плохое впечатление намного сложнее.

- Отвечая на вопрос «Кто Я?», вы обозначаете то место, которое занимаете в этом мире, конструируете образ своего «Я». Если вы смогли придумать себе не более 5 характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе, пользуясь лишь самыми очевидными характеристиками («Я — человек, ученик» и т.д.) Возможно, вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержанны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому «достраивать» ваш образ.

- Проанализируем содержание ответов. Встречаются ли среди них критические замечания? Возможно, и в жизни вы склонны преувеличивать свои недостатки, выпячивать их. Следуйте совету Андре Моруа: «Никогда не говорите о себе плохо. За вас это сделают ваши друзья».

- Чаще всего встречаются ролевые и биографические характеристики («юноша», «девушка», «сын», «дочь»). Обратите внимание, сколько таких характеристик в вашем автопортрете. Если их большинство, возможно, вы предъявляете себя в жизни как носителя формальных характеристик, под которыми могут подписаться миллионы людей. Где ваша индивидуальность? Вы про нее забыли или ее нет?

- Бывает, что разные ответы крутятся вокруг одной и той же темы — своих увлечений, отношений с другими людьми, планов на будущее. Подчас так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют ваши поступки.

- В каком времени стоят глаголы в ваших ответах — в настоящем, будущем или прошедшем? Или они вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому («я был перспективным спортсменом»), возможно, вы до сих пор цепляетесь за него, перебирая, словно старые фотографии, вчерашние успехи.

- Бывает так, что человек не живет, а готовится к жизни. «Когда я вырасту…, Когда выучусь …, Когда женюсь …, Когда куплю машину …, когда построю дом …» и так далее до бесконечности. Планирование — дело хорошее и даже необходимое. Однако бывает, что жизнь превращается в долгий изнурительный забег с промежуточными финишами. Возлагая все надежды на будущее, что вы оставляете сегодняшнему дню и сегодняшнему себе?

- Если в ваших ответах присутствует прошлое, настоящее и будущее, значит, у вас есть полноценное ощущение своей жизни.

- Упражнение, которое вы только что выполнили, основано на вашей самооценке.
Упражнение «БОЛЬШОЙ Я, маленький я»

Нет препятствия труднее, чем негативное самовосприятие. Наш образ себя часто бывает неполным — мы фокусируемся на одной черте и думаем, что и другие видят только это. Давайте сделаем самооценку более объективной. Перед вами большая буква «Я», напишите под ней ту характеристику, которую считаете основной в себе.

Теперь впишите в «Большое Я» множество «Маленьких я», каждое из которых соответствует одной положительной черте. в правой половине листа на каждое «Маленькое я» напишите одну положительную черту.

Маленькие я — это и есть вы, множество качеств и черт. Приняв их, вы сможете черпать вдохновение в себе.

Если вам сложно сейчас выполнить объективно это упражнение, вы можете повторить его дома.


Упражнение «Знаете ли Вы себя»?

Я знаю свои физические данные

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свой характер

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю особенности своих органов чувств

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои способности (к чему я способен)

5

4

3

2

1

не знаю

Я знаю свои потребности (чего мне хочется)

5

4

3

2

1

не знаю

Когда учащиеся выполнят это задание, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто – на четверку и т.д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учащихся.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, учебе Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Затем, почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.



Упражнение «Формула любви к себе»

- Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Привычки счастливого человека:

- Всегда во всем находите плюсы.

- Всегда будьте дружелюбны и благодарны.

- Всегда улыбайтесь.

- Живите здесь и сейчас, а не там и тогда.

- Вносите вклад в окружающий мир.

- Продолжайте учиться и самосовершенствоваться.

3. Заключительный этап (рефлексивный)

- Подведем итоги. Каждый человек неповторим и представляет ценность.
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.

Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:

- Что понравилось на занятии?

- Что было трудно делать?

- С чем уходите, и что с собой берете?

- А сейчас выберите стикер понравившегося цвета (стикеры с кружочками приготовлены заранее), в кружочке изобразите себя по типу смайлика. Какие вы сегодня? Какое у вас настроение? Давайте разместим стикеры на нашем зеркале (подготовить заранее). Что показывает нам зеркало сегодня? Какое отражение? Какие мы? Нравимся мы себе? Довольны отражением? Надеюсь, что довольны и будем такими всегда и везде!





















Источники:

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2019/08/06/metod-holodnogo-obzvona-kak-instrument

http://itmydream.com/citati/zerkalo/1

http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2101#ur

https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2020/03/27/kak-strashno-zhit-programma-izbavleniya-ot-trevozhnosti/

http://metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur



Литература

  1. Гущина Т.Н. Воспитываем творческую личность и индивидуальность. – М.: АРКТИ, 2012. – 160 с.

  2. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006.- 160с.: ил.- (Серия «Практическая психология»).

  3. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). Автор-составитель Е.Д. Шваб. – Изд.3-е. – Волгоград: Учитель. 167 с.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!