СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи. Глагол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний по русскому языку по теме "Части речи.Глагол" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Части речи. Глагол»

Тема: Части речи. Глагол.

Цель: закреплять умение различать окончания глаголов I и II спряжения;

Задачи:

-закреплять умение в формулировке алгоритма и схемы для определения спряжения;

-закреплять умение спрягать глаголы с ударными и безударными окончаниями;

-развивать связную речь обучающихся при устных ответах, в работе с предложением, пословицами; логическое мышление, память.


Личностные УУД

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей;

-соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Регулятивные УУД

-управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля;

-оценка успешности усвоения;

-самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Познавательные УУД

-исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование;

-осмысление текстов, заданий;

-умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста.

Коммуникативные УУД

-умение слышать, слушать и понимать партнёра;

-планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя;

-умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Технологии:

-информационно – коммуникационные технологии (ИКТ);

-исследовательские и проектные методы в обучении;

-технология обучения в сотрудничестве;

-технологии разноуровневой дифференциации;

-технология развивающего обучения.

-ТРКМ

Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах, группах.

Применение оборудования и инструментария: компьютер, корзина, карточки(кластер), карточки для работы в группе, толковые словари, презентация, памятка «синквейн», карточки с алгоритмом, конверты, маркеры.

Пособия: учебник «Русский язык» 4 класс М.Л. Каленчук Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, рабочая тетрадь.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.


Ход урока

  1. Организационный момент. Этап мотивации

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

- Продолжите фразу: Русский язык нужно изучать… Для чего нужно изучать русский язык?

(лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

- Откройте тетради, запишите дату (Двадцать девятое января Классная работа)

2. Актуализация знаний. Определение целей урока.

- Ребята, послушайте загадку. А отгадка вам подскажет тему нашего урока.

1. Сценка- миниатюра (разыгрывают дети)

- Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.



- Какая часть речи может заявить так о себе?

- О какой части речи идёт речь? Как вы догадались?

2. - Сформулируйте тему урока? (Глагол) (Запись на доске и в тетрадях)

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Говорят, что глагол самая «деловая» часть речи


3. Проблемный вопрос: Почему глагол называют «необыкновенной и движущей» частью речи?

«Корзина идей» (ТРКМ):

(глагол всегда расскажет, что делает существительное; действует, работает…)


- Давайте теперь сформулируем цель нашего урока. Не забывайте, что цель должна быть такой, чтобы вам захотелось достичь этой цели.

(Цель урока: повторить и систематизировать знания о глаголе, как части речи. Вспомнить, что мы знаем о глаголе, о спряжении глагола).

- Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Для этого возьмите карточки Прочитайте текст. Промаркируйте специальными значками, что знаю V, что не знаю +.


Инсерт (ТРКМ)

Детям предлагается текст про глагол, читают текст, маркируя его специальными значками.

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Начальная форма глагола называется неопределённой формой глагола. Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени. Глаголы спрягаются. В настоящем и будущем времени они изменяются по лицам и числам. В прошедшем времени по числам и родам в единственном числе. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса –Л-. Постоянными морфологическими признаками у глагола являются спряжение и вид. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Относятся к I и II спряжению. Не с глаголами пишется раздельно. В предложении глагол является сказуемым.


Дети заполняют таблицу.

V

+




- Мы выяснили, что знаем, а что не знаем о глаголе и постараемся исправить пробелы в знаниях.


3. Работа над темой

! По ходу составляем кластер

1) Из данных слов выпишите столбиком только глаголы (сам.р.- от начала строки, с маленькой буквы):

Бегун, русская, любить, народная, бегство, создавать, рассказать, хороший, огонёк, бежать, любовь, тёмный, гулять, сказки, помнить.


- Проверим.

- Чем руководствовались при выполнении задания? (вопросами…)

- В какой форме данные глаголы? (в начальной; неопределённой).

- Как определили? (по вопросам, по суффиксу неопределённой формы -ть-)

2) Чистописание, словарная работа

- Во 2-й столбик запишите словарные слова (с маленькой буквы).

- Проверим.

- Используя 1 из глаголов, 1-2 словарных слова, 1 из оставшихся слов и местоимение 1 лица мн.ч., составьте предложение. Форму некоторых слов нужно изменить.

Под диктовку:

Мы любим русские народные сказки.

- Подчеркните основу предложения. Укажите части речи каждого слова.

- Каким членом предложения бывает глагол?

3) Индивидуальная работа (по карточкам)

- Возьмите карточку 2.

- Назовите местоимение 2 лица ед.ч. (ты). Это подсказка для выполнения задания.

Карточки для работы (2)

Задание: Опознать глаголы-исключения, определить спряжение, на основании этого выбрать окончания.


Спр.

2л., ед.ч.


Спр.

2л., ед.ч.

Слышать

2


Зеленеть

1


Писать

1


Видеть

2


Держать

2


Смотреть

2


Плясать

1


Успеть

1


Гнать

2


Терпеть

2


Стелить

1


Зависеть

2



Взаимопроверка

- Поменяйтесь карточками, проверьте работу, карандашом исправьте ошибки, если они есть.


4) «Спасатели» (сам. р.)

-А сейчас я предлагаю вам побыть в роли спасателей - докторов. Сравните слова и спишите те, которые нуждаются в срочном лечении. (слова, в которых допущены ошибки) С красной строки, с большой буквы. Орфограмму подчеркните.


Умница, близица, нездоровица, красавица, куница, останеца, кружица, девица, дивица, одеваеца, прячеца, садица, курица, боица, лестница.

- Какая орфограмма глагола встретилась?

Проверка.


5) – Ежегодно в нашем крае и школе проходит конкурс «Покормите птиц». В этом году она уже стартовала. Я предлагаю вам сейчас потренироваться, покормить виртуальных птиц, но, надеюсь, что по возвращению домой, вы вспомните о настоящих…

«Покормите птиц» (у.- определение времени глаголов – по очереди крепят к соответствующим кормушкам)

Пел, поёт, споёт, станцует, танцевал, задумается, думал, думает, смотрит, смотрел, посмотрел, кормил, накормит, накормил, заскрипит, скрипел, летает, заморозит.

6) «Редакторы» (Вставьте пропущенные безударные личные окончания. Работа в группах. Потом 1 человек от группы будет объяснять выбор букв)

Плясунья

Увидел я в степи птичку. Как зовут её? Спросил. Одни назвали каменкой. По камням прыга...т, мух на камнях лов..т. Вторые назвали её плясуньей. Вон она крыльями маш..т, приседа..т, кланя..тся. Плясунья!

Для третьих она норушка. От ястреба в норке пряч..тся. Она и гнездо в норке вьёт.

Ещё назвали её пересмешкой. Овцу, собаку может передразнить.

У пятых она сторож. Сторожит сусличье гнездо, сообща..т об опасности. Орла или лисицу замет..т – бьёт тревогу. Запрыга..т, засвистит. Суслики прячутся в норки. Чудесная птица.


Весничка - пеночка

Весничку всю зиму ждёшь. Ждёшь весеннюю дымку, золотые ивовые барашки. С ними и появля..тся эта пичужка. Ростом она с берёзовый лист, поёт милую весеннюю песню. Песня веснички звучная. В ней весеннее журчание ручьёв посвисты тёплого ветра. Радостные чувства наполня..т тебя. Встрет..шь весничку, обраду..шься. И скоро не стан..шь её замечать. Вид..шь и слыш..шь её. Но отвлекают яркие и голосистые птицы. Осенью тебе её не хвата..т. Начина..шь скучать. Ждёшь и тороп..шь весну!


Встрет..шь – встретить

- Проверка (1 чел. от группы выступает)

- Проверка (1 чел. от группы выступает)


- Ребята, скажите, можем ли мы этих птиц встретить около наших кормушек? - Почему? (они перелётные)

- Назовите орфограмму? (безударные личные окончания глаголов)


7) «Командир». (Самостоятельная работа- по вариантам)

- Каждый из вас любит быть командиром. А что должен уметь делать командир, почему его так назвали? (командовать, отдавать приказы, команды)

- А в какой форме стоят глаголы, если они отдают команды? (в повелительной)

- Какие суффиксы участвуют в образовании глаголов повелительной формы? (–и-, -й-)


- По данным знакам составьте и запишите предложения – (1-й вариант использует глаголы повелительной формы ед.ч.; 2-й вариант - глаголы повелительной формы мн.ч. Суффикс выделить.)

- Проверим. Какие предложения записал….

- Как можно назвать эти знаки? («Правила друзей природы»)

- Относитесь ли вы к таковым?


8) «Пословицы»

- Какая орфограмма встретилась в пословицах? (Глаголы с частичкой НЕ)

Составить пословицу. (Пословица разрезана на слова)


Работа в группах.


Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда.

Кто (не) работает, тот (не) ест.

С ложью правда (не) дружит.

Здоровье сгубишь, новое (не) купишь.

Чего (не) хочешь сестре и брату, того (не) желай и своим обидчикам.


- Какую из пословиц можем применить к нашему уроку? Запишите её. Выделите орфограмму. (списывание)



Итог

- Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли достичь их? Что не получилось? Был ли вам полезен урок?


Рефлексия. «Рефлексивная мишень»

- Оцените свою работу на уроке с помощью мишени.


Д/з. с. 27, упр. 22












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!