Показать авторскую позицию о единстве человека и природы, неразрывной связи всего сущего в мире.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята, садитесь! Наденьте маски птиц, которые вы приготовили дома, и поздоровайтесь друг с другом от имени ваших героев. Откуда вы узнали, как здороваются птицы? На этом уроке мы продолжим работу над произведением Пришвина. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. Надевают маски птиц, о которых рассказывает М.М.Пришвин в сказке - были «Кладовая солнца». Издают звуки, участвуют в диалоге с учителем, называют автора (М.М.Пришвин) и произведение («Кладовая солнца»). |
2. Актуализация знаний | -Какова фабула произведения? Каков сюжет? Над какими проблемами мы уже работали и как их решали? А какой приём использовал автор для создания образа героев?(Портрет). | Отвечают на вопросы. Строят завершённые высказывания. Демонстрируют знание текста, понятийного аппарата, литературоведческих терминов. |
3. Выявление места и причины затруднения | -На доске висит рисунок вашего одноклассника. Что на нём изображено? -Кого не хватает на этом рисунке? -Объясните, что хотел сказать писатель тревожной пейзажной зарисовкой солнца и туч. Какой приём использует писатель в этих эпизодах? (Параллелизм: в портретах детей есть образ солнца, дети ссорятся (солнышки гаснут)- яркое солнце пересекается тучами ( солнце гаснет). | Зачитывают выдержки из сказки-были «Кладовая солнца», доказывают, что изображено Блудово болото. Выясняют, что на рисунке не хватает Митраши и Насти. Демонстрируют подготовку домашнего задания: инсценируют фрагменты ссоры детей. Анализируют фрагмент, затрудняются в постижении символического смысла пейзажа. (Природа говорит детям: не ссорьтесь; не ссорьтесь в лесу - это опасно; читателям: природа и человек едины, природа чувствует, когда человеку грозит опасность). |
4.Целеполагание и постановка учебной задачи | - Назовите обобщающими словами, что изображено на рисунке (природа), кого не хватает (человека). -Куда мы поместим фигуру человека? Объясните, каким приёмом Пришвина воспользовался ваш одноклассник, рисуя Блудово болото? -Определим тему сегодняшнего урока. -Какую проблему мы должны решить на уроке? Какова цель урока? Какие пути решения проблемы выберем, используя опыт прежних уроков? | Отвечают на вопросы, прикрепляют фигуру человека между волком Серым помещиком и собакой Травкой (антитеза). Формулируют тему («Человек и природа в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»), цель учебной деятельности (понять, как автор понимает место человека в природе и какова роль природы в жизни человека) в диалоге с учителем. Определяют пути раскрытия темы (составление таблицы в группах, проекты, выразительное чтение, ответы на вопросы, обращение к изобразительным средствам языка). |
5.Открытие нового знания. Практическая деятельность | -Что вы слышите? (Звучит запись «Пение птиц») -Автор понимает язык птиц, растений, животных. Он стремится передать голос природы, перевести его на язык человека. Как называется такой приём? (Олицетворение). - Оживите ваши таблицы «Одушевление героев мира природы, работая в своих группах. | Зачитывают выдержки из книги. Группы делают презентацию таблицы «Одушевление героев мира природы», используя домашние заготовки. Герои мира приро-ды | Действия героев мира природы | Звуки героев мира природы |
|
6. Первичное закрепле- ние | -Что хотят сказать птицы? (группы 1 ряда), - Что хотят сказать животные? (группы 2 ряда), -Что хотят сказать растения и деревья? ( группы 3 ряда). | Комментируют во внешней речи материал из таблицы. Природа хочет сказать детям прекрасное слово: «Здравствуйте!»- птицы. «Будь осторожен!»- животные. «Будьте дружны!»- растения и деревья. |
7.Применнение новых знаний. | -Кто из мира природы относится к человеку с сочувствием? Кто с настороженностью и злобой? Почему? -Составьте в группах проект «Силы зла в природе»- Силы добра в природе». Подготовьте защиту. Как называется такой приём?(Антитеза).
| Составляют проект группах , осуществляют защиту. Злые силы природы : волк Серый Помещик, гадюка, ворон, сорока, лисичка - хотят человеку зла (он охотник, ружьё несёт смерть). Добрые силы природы: чибис, кулик, глухарь- тревожатся вместе с автором, предостерегают, осуждают(лось), потому что видят в нём часть природы.
|
8.Итог урока. Домашнее задание
| -Подведём итоги. Допишите на доске недостающие слова Пришвина. О чём был сегодняшний урок, о чём книга М.М.Пришвина? -В своих произведениях Пришвин «Сгущает добро» и призывает к добру читателей Д/з. Какой троп заключён в названии (Метафора). «Что такое «кладовая солнца»? Форма ответа - по выбору. - Сочинение - рассуждение. - Выписки из книги М.Пришвина. -Устные рассуждения
| «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (Вписывают недостающие на доске слова). Делают вывод о месте человека в этом мире, о её взаимоотношениях с природой. |
9.Рефлексия | -О чём был сегодняшний урок? Найдите, что шепнул Антипыч Травке перед смертью. -Почему дети оказались одни на болоте? Чего не приемлет автор? Что чуждо природе? -Вспомните фабулу урока и оцените себя по его этапам на листах обратной связи. Листы подпишите | Находят в тексте нужную цитату (о вечной борьбе за любовь). Рассуждают о сиротстве детей во время войны. Приходят к выводу о чужеродности войны природе.
Заполняют листы достижений, восстанавливая ход урока
|