СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и природа в произведении М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРок литературы обобщает знания детей, полученные в ходе изучения сказки-были "Кладовая солнца"

Просмотр содержимого документа
«Человек и природа в произведении М.М.Пришвина "Кладовая солнца"»

Литература

6 класс

Тема урока: «Человек и природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Основная предметная цель:

Показать авторскую позицию о единстве человека и природы, неразрывной связи всего сущего в мире.



Планируемые результаты:

Предметные: знают содержание произведения; умеют определять проблему и авторскую позицию, определяют изобразительные средства


Метапредметные (УУД):


Личностные: положительно относятся к учению, проявляют интерес к получению знаний, желают больше узнать, умеют оценить свою деятельность на уроке, понимают определяющую роль литературы в развитии творческих способностей и духовных качеств личности.

Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом учителя, достигают поставленных целей в диалоге с учителем и одноклассниками, умеют оценивать свою деятельность на уроке, владеют приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умеют вести самостоятельный поиск информации.

Познавательные: умеют находить нужную информацию в книге, анализировать; находить закономерности,

Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устой и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в решении проблемы, умеют договариваться, распределять роли уступать, находить общее решение при работе в парах, в группе, развивают способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Моти­вация к учебной деятель­ности


-Здравствуйте, ребята, садитесь! Наденьте маски птиц, которые вы приготовили дома, и поздоровайтесь друг с другом от имени ваших героев. Откуда вы узнали, как здороваются птицы? На этом уроке мы продолжим работу над произведением Пришвина.


Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. Надевают маски птиц, о которых рассказывает М.М.Пришвин в сказке - были «Кладовая солнца». Издают звуки, участвуют в диа­логе с учителем, называют автора (М.М.Пришвин) и произведение («Кладовая солнца»).

2. Актуа­лизация знаний


-Какова фабула произведения? Каков сюжет? Над какими проблемами мы уже работали и как их решали? А какой приём использовал автор для создания образа героев?(Портрет).

Отвечают на во­просы. Строят завершённые выска­зывания. Демонстрируют знание текста, понятийного аппарата, литературоведческих терминов.

3. Выявле­ние места и причины затрудне­ния


-На доске висит рисунок вашего одноклассника. Что на нём изображено?

-Кого не хватает на этом рисунке?

-Объясните, что хотел сказать писатель тревожной пейзажной зарисовкой солнца и туч. Какой приём использует писатель в этих эпизодах? (Параллелизм: в портретах детей есть образ солнца, дети ссорятся (солнышки гаснут)- яркое солнце пересекается тучами ( солнце гаснет).


Зачитывают выдержки из сказки-были «Кладовая солнца», доказывают, что изображено Блудово болото. Выясняют, что на рисунке не хватает Митраши и Насти.

Демонстрируют подготовку домашнего задания: инсценируют фрагменты ссоры детей. Анализируют фрагмент, затрудняются в постижении символического смысла пейзажа. (Природа говорит

детям: не ссорьтесь; не ссорьтесь в лесу - это опасно; читателям: природа и человек едины, природа чувствует, когда человеку грозит опасность).


4.Целеполагание и постановка учебной задачи


- Назовите обобщающими словами, что изображено на рисунке (природа), кого не хватает (человека).

-Куда мы поместим фигуру человека? Объясните, каким приёмом Пришвина воспользовался ваш одноклассник, рисуя Блудово болото?

-Определим тему сегодняшнего урока.

-Какую проблему мы должны решить на уроке? Какова цель урока? Какие пути решения проблемы выберем, используя опыт прежних уроков?


Отвечают на вопросы, прикрепляют фигуру человека между волком Серым помещиком и собакой Травкой (антитеза).

Формулируют тему («Человек и природа в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»), цель учебной дея­тельности (понять, как автор понимает место человека в природе и какова роль природы в жизни человека) в диа­логе с учителем. Определяют пути раскрытия темы (составление таблицы в группах, проекты, выразительное чтение, ответы на вопросы, обращение к изобразительным средствам языка).

5.Открытие нового знания.

Практическая деятель­ность


-Что вы слышите? (Звучит запись «Пение птиц»)

-Автор понимает язык птиц, растений, животных. Он стремится передать голос природы, перевести его на язык человека. Как называется такой приём? (Олицетворение).

- Оживите ваши таблицы «Одушевление героев мира природы, работая в своих группах.

Зачитывают выдержки из книги. Группы делают презентацию таблицы «Одушевление героев мира природы», используя домашние заготовки.

Герои мира приро-ды

Действия героев мира природы

Звуки героев мира природы



6.

Первичное

закрепле-

ние

-Что хотят сказать птицы? (группы 1 ряда),

- Что хотят сказать животные? (группы 2 ряда),

-Что хотят сказать растения и деревья? ( группы 3 ряда).

Комментируют во внешней речи материал из таблицы.

Природа хочет сказать детям прекрасное слово: «Здравствуйте!»- птицы. «Будь осторожен!»- животные. «Будьте дружны!»- растения и деревья.


7.Применнение новых знаний.

-Кто из мира природы относится к человеку с сочувствием? Кто с настороженностью и злобой? Почему?

-Составьте в группах проект «Силы зла в природе»- Силы добра в природе». Подготовьте защиту. Как называется такой приём?(Антитеза).



Составляют проект группах , осуществляют защиту.

Злые силы природы : волк Серый Помещик, гадюка, ворон, сорока, лисичка - хотят человеку зла (он охотник, ружьё несёт смерть).

Добрые силы природы: чибис, кулик, глухарь- тревожатся вместе с автором, предостерегают, осуждают(лось), потому что видят в нём часть природы.



8.Итог урока.




Домашнее задание



-Подведём итоги. Допишите на доске недостающие слова Пришвина. О чём был сегодняшний урок, о чём книга М.М.Пришвина?

-В своих произведениях Пришвин «Сгущает добро» и призывает к добру читателей

Д/з. Какой троп заключён в названии (Метафора).

«Что такое «кладовая солнца»? Форма ответа - по выбору.

- Сочинение - рассуждение.

- Выписки из книги М.Пришвина.

-Устные рассуждения



«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (Вписывают недостающие на доске слова).

Делают вывод о месте человека в этом мире, о её взаимоотношениях с природой.

9.Рефлексия



-О чём был сегодняшний урок? Найдите, что шепнул Антипыч Травке перед смертью.

-Почему дети оказались одни на болоте? Чего не приемлет автор? Что чуждо природе?

-Вспомните фабулу урока и оцените себя по его этапам на листах обратной связи. Листы подпишите

Находят в тексте нужную цитату (о вечной борьбе за любовь).

Рассуждают о сиротстве детей во время войны. Приходят к выводу о чужеродности войны природе.



Заполняют листы достижений, восстанавливая ход урока






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!