СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек в истории. В.А.Власов.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

История-это всегда живой и развивающийся процесс. Как известно, историю делают люди. В провинциальном г. Пенза проживает очень интересный  человек- Вячеслав Алексеевич Власов, известный историк и краевед, преподаватель историко-филологического факультета педагогического института ПГУ, автор около 300 научных и учебно-методических работ, в том числе 10 монографий. Заместитель главного редактора второго издания «Пензенской энциклопедии» (2019), где помещены ок. 100 написанных им статей. В.А. Власов является Членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования и Европейской академии информатизации. Его имя занесено в Энциклопедию успешных людей в России. (Международное швейцарское издательство, Вып. 2, 2008).

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Человек в истории. В.А.Власов.»

ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ ВЛАСОВ

История-это всегда живой и развивающийся процесс. Как известно, историю делают люди. В провинциальном г. Пенза проживает очень интересный человек- Вячеслав Алексеевич Власов, известный историк и краевед, преподаватель историко-филологического факультета педагогического института ПГУ, автор около 300 научных и учебно-методических работ, в том числе 10 монографий. Заместитель главного редактора второго издания «Пензенской энциклопедии» (2019), где помещены ок. 100 написанных им статей. В.А. Власов является Членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования и Европейской академии информатизации. Его имя занесено в Энциклопедию успешных людей в России. (Международное швейцарское издательство, Вып. 2, 2008).

Вячеслав Власов родился 26 марта 1952 г. в Кузнецке. В декабре 1957 г. семья переехала в Пензу. У родителей Вячеслава Власова – Надежды Курчёнковой и Алексея Власова – было трудное детство. «Мама родилась в 1926 г. Когда ей было 4 года, она лишилась отца и осталась с мамой и сестренкой 6 лет. Детство у нее было если не голодное, то полуголодное. Папа родился в 1922 г. В 1939 г. семья переехала в Кузнецк, где через четыре года папин отец умер. И папа стал кормильцем: у него было два младших брата». Несмотря на все трудности, оба родителя Вячеслава Власова получили образование. Надежда Курчёнкова окончила школу в Подмосковье, позже – дошкольный факультет МГПИ им. Ленина, после чего поехала работать по распределению в Кузнецкое дошкольное педучилище Пензенской области. Алексей Власов окончил школу с. План, что в Неверкинском районе, счетно-бухгалтерские курсы в Кузнецке, а также Куйбышевскую юридическую школу. Позже, в 1954 г., он станет слушателем Высшей партийной школы при ЦК КПСС в Москве. И хотя его родители получили достойное образование, Вячеслав Власов считает себя выходцем из простой семьи: «Вся родственники моей мамы, помимо ее родителей, работавших ткачами на фабрике, крестьяне. Моя бабушка по маминой линии закончила 3 класса церковно-приходской школы, а бабушка по папиной линии неграмотная. Так что когда мне говорят: «У тебя голубая кровь», я спрашиваю: «Да какая?!».

В 1969 г. Вячеслав Власов окончил среднюю школу № 2 и столкнулся с выбором специальности. Родители ему сказали: иди туда, куда захочешь. И если вы думаете, что юный Вячеслав Власов сразу же подался в педагогику, то ошибаетесь. «В 10 классе у меня не было желания быть учителем и преподавателем. Я просто отталкивался от того, что мне нравится. А нравилась мне история, география, литература. Решил пойти на историю. На практике в школе № 7 и на пионерской практике получалось работать с детьми. Педагогические струны и мамины гены стали срабатывать». После окончания института Вячеслав Власов, как и все, собирался работать по направлению. Почти треть его группы направили директорами в сельские восьмилетние школы. Вячеслав Власов должен был получить распределение в Малосердобинский район. Однако внезапно освободилось место на кафедре политэкономии, и заведующий кафедрой предложил Вячеславу Власову стать ассистентом. «Я обещал подумать, но понимал, что вряд ли соглашусь. Учился-то я на истории, политэкономия – это не мое». А потом в Московский ЦК комсомола уехал Виктор Меркушин, и место на кафедре истории КПСС освободилось. Его предложили Вячеславу Власову, и в 1973 г. он начал работать на кафедре ассистентом. На этой должности он пробыл два года.

В 1975-1978 гг. учился в Москве в аспирантуре МГПИ им. В.И. Ленина (Московский государственный педагогический институт), после окончания которой защитил диссертацию. Вернулся в Пензу старшим преподавателем, проработал три года, получил доцента. И в 1988 г. стал заведующим кафедрой. На мой вопрос, могло ли повлиять на его назначение положение отца, Вячеслав Власов ответил так: «Я думаю, в то время если это и сказывалось, то в мизерной степени. 1988 г. – это перестройка, гласность, свобода. Возможно, на утверждении моей кандидатуры на должность в обкоме мне и помогло бы, что папу все знали. Но к тому времени эти порядки отменили. А вот в институте положение папы никак не сказывалось. Там же все на виду: как ты занятия ведешь, как с людьми контактируешь, что ты вообще можешь. Да и на кафедре я к тому времени был известен 15 лет. Мне было 36. Я уже был не мальчик, имел авторитет». Авторитет Вячеслав Власов действительно имел. В 1988 г. он стал заведующим кафедрой, а в 1989 г. его пригласили в обком партии. И не кто-нибудь, а второй секретарь обкома Анатолий Ковлягин. Однако к тому моменту Вячеслав Власов уже убедился, что нашел свое место и свое дело. «Я чувствовал, что это не моя работа. Ректором педагогического университета тогда был Николай Смоленский. И когда Ковлягин меня пригласил, он меня вызвал, говорит: «Ну, все, второй секретарь обкома тебе не даст отказаться». А я говорю: «Почему? Я не хочу. Мне здесь комфортно». Ну, я пошел, поговорил с Ковлягиным 45 минут. Говорю, "Анатолий Федорович, давайте расставим все точки над «i». Это не мое. Я не хочу тут работать".

Вячеслав Власов определяет себя никак иначе, как преподавателя. И самым ценным в своей работе считает человеческий фактор. «Я вижу отдачу. Вижу, что студенты что-то получают, вижу реакцию. Не только нынешних студентов, но и тех, с чьего выпуска прошло 10, 20, 30 лет. Для меня самая важная – человеческая составляющая. Когда студенты говорят, что после моих лекций изменили отношение к истории, стали по-другому смотреть на многие вещи, мне приятно. Если они благодарны мне, как преподавателю, приятно вдвойне. Это подпитывает меня».

Под его руководством постоянно выходили кафедральные учебно-методические и учебные пособия по курсу «Отечественная история», организовывались научно-практические конференции «1917 год в судьбе России», «Дела и люди», «Война. Народ. Победа», «ХХ век: итоги и перспективы», «Культура и власть», «Школа, государство и общество». В 2000 г. был назначен проректором по учебной работе, затем – первым проректором ПГПУ (2001 – 2009). В 2001 г. был избран на должность профессора.

Кроме занятий со студентами, В.А. Власов достаточно активно занимался научной работой: руководил работой аспирантов, семь из которых успешно защитили кандидатские диссертации. Был членом диссертационного совета по историческим наукам ПГПУ (1998–2007). Основные темы его научных исследований – школа, государство и общество в России в ХIХ–ХХ веках; коллективизация и раскулачивание в пензенском крае, краеведение. Им опубликовано около 300 научных и учебно-методических работ, в том числе 10 монографий, где он является автором или соавтором: «Пензенская область в годы Великой Отечественной войны» (Саратов, 1985); «Очерки истории народного образования Пензенского края»» (Пенза,1997); «Школа и общество. Поиски путей обновления образования. Втор. пол. XIX – первая треть ХХ века» (Пенза, 1998); От учительского института до педагогического университета (история ПГПУ им. В.Г. Белинского: 1939-1999). (Пенза, 1999); Коллективизация и раскулачивание в Пензенском крае. (Пенза, 2009); «Великий перелом в пензенской деревне» (Пенза, 2013); «Пензенская городская дума: история и современность» (Пенза, 2013); «Пензенский край в истории и культуре России» (Пенза, 2014); «Социально-экономическая и духовная трансформация российского общества (втор. пол. XIX – перв. пол. ХХ века) (Пенза, 2017); «Побратимы. Регионам, принявшим жителей блокадного Ленинграда, посвящается. (Москва, 2019); «История становления пензенской юридической школы. Кн. 4: Земство. Законодательные органы власти. (Пенза, 2020).

Кроме этого он был автором статей и входил в состав редколлегий «Пензенской энциклопедии» (2001), «Энциклопедии ПГПУ им. В.Г. Белинского» (2009), журналов «Краеведение»(1997-2004) «Пензенское краеведение» (с 2014). Заместитель главного редактора второго издания «Пензенской энциклопедии»(2019), где помещены ок. 100 написанных им статей.

Вячеслав Алексеевич постоянно занимался и общественной работой: Был народным заседателем Ленинского районного суда, лектором и председателем Ленинской районной организации общества «Знание», членом президиума областного правления этой организации, читал лекции в различных организациях и на предприятиях Пензенской области, в 1980-е дважды избирался на всероссийские съезды этого общества, которые проходили в Москве и Петербурге.

В 2015-2020 годах был председателем секций «Краеведение» и «История» городской научно-практической конференции школьников г. Пензы. С 2016 г. является председателем Ученого совета общественной организации «Память о земляках». Был председателем учёного совета кафедр социально-экономического и гуманитарного цикла (1997–2000), членом учёного совета ПГПУ им. В.Г. Белинского (1989 – 2009), исторического факультета (2007-2012), историко-филологического факультета педагогического института ПГУ (с 2013 по настоящее время). Участвовал в работе различных международных, всероссийских и региональных конференций в Пензе, Заречном, Коломне, Москве, Петербурге, Оксфорде (Великобритания, 2006 г.)

В.А. Власов является Членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования (2002) и Европейской академии информатизации (2004). Награждён грамотами Пензенской городской и областной администрации, Главного федерального инспектора по Пензенской области, Губернатора Пензенской области, Законодательного собрания Пензенской области, региональных министерства образования и федерации профсоюзов, министерства образования РФ, значком «Отличник народного просвещения» (1994), нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования РФ» (1999), медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2002) и нагрудным знаком Госкомитета России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года», Почетной медалью ПГПУ им. В.Г. Белинского «За заслуги перед университетом» (2009).

Мне приятно, что о Вячеславе Алексеевиче помещены статьи в «Пензенской энциклопедии» (1-ое и 2-ое издания), «Энциклопедии ПГПУ имени В.Г. Белинского», «Энциклопедии ПГУ», «Who is who в России». Энциклопедия успешных людей в России. (Международное швейцарское издательство, Вып. 2, 2008); в справочнике « Кто есть кто в Кузнецке» (Кузнецк, 2010); газетах «Педагог» (ПГПУ, 2012), «Наша Пенза» (2002), «Пензенская правда» (2012), «Улица Московская» (2017).

Наиболее памятное событие последних лет – участие в торжественных мероприятиях в Петербурге 25-27 января 2019 г., посвященных 75-летию снятия блокады Ленинграда. Там же проходила и презентация книги «Побратимы. Регионам, принявшим жителей блокадного Ленинграда, посвящается», главу об эвакуации в Пензенскую область в которой написал В.А. Власов. Монография передана в Государственный архив Пензенской области, в Пензенскую областную библиотеку им. М.Ю. Лермонтова и библиотеку Педагогического института им. В.Г. Белинского ПГУ.


Вячеслав Власов с уверенностью говорит, что доволен тем, как сложилась его жизнь. И чувствует себя счастливым человеком. «Глядя на свою жизнь, я радуюсь, что все вышло именно так. У меня есть профессия, жена, две дочери, трое внуков, и я не представляю себя без них.

Я не хочу думать, что могло сложиться иначе. Мне не надо другого. Жизнь не состоит из одного цвета, всякое бывает. Если бы я жил второй раз, не думаю, что сделал бы все точно так же. Постарался бы сделать лучше, не допускать каких-то ошибок. Не все было идеально, но на общую линию жизни мне грех жаловаться. Это и родителей касается, и моей семьи, и коллег, и студентов. Жизнь – это счастливая случайность с определенным исходом. Ей надо радоваться и быть благодарным людям, которые к ней причастны».

Список использованной литературы


1.Материалы из семейного архива семьи Власовых- Колгушкиных.


2.Первушкин В. И. Историки Пензенского педагогического: Библиографический справочник. Пенза, 1999, стр. 9.


3.Пензенская энциклопедия. М., 2001, стр. 91.


4.Пензенская энциклопедия. М., 2020.


5.Февралёва С. …И «дирижёром» быть обязан//Наша Пенза, 2002. 15 марта, № 12.


6. Профессора ПГПУ им. В. Г. Белинского. Пенза, 2004, стр. 19-20.


7. Who is who в России. Биографическая энциклопедия успешных людей России. 2 выпуск. Междун. швейцарское изд-во, 2008, стр. 432.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя