СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем опасен равнодушный человек?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.

Название воспитательного мероприятия: Чем опасен равнодушный человек?

Целевая аудитория: 4 класс

Цель мероприятия: Формировать духовно и нравственно развитую личность, содействовать воспитанию положительных качеств у детей – чувства доброты, отзывчивости. Развивать у детей умение слышать свои  мысли.

Задачи. Способствовать формированию представлений детей о равнодушии и отзывчивости; формирование потребности в совершении добрых дел, поступков; оценивание поступков (добрые, недобрые). Воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

Форма обучения: под формой обучения мы привыкли понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемому по заведенному порядку. Выбор формы обучения зависит от многих факторов. Для данного мероприятия выбрала школьную групповую форму. Так как это помогает организовать работу  в малых группах и провести индивидуальную работу, а также это хорошая возможность сочетать разные формы обучения в зависимости от постановки дидактических целей на данный этап работы.

Просмотр содержимого документа
«Чем опасен равнодушный человек?»






Духовное и нравственное воспитание

Тематическое направление


Чем опасен равнодушный человек

Тема методической разработки








Кузьминцева Екатерина Александровна,

учитель начальных классов,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов

№106 Советского района Волгограда»


Автор: ФИО, должность, образовательная организация (в соответствии с Уставом)

2023 год




Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.

Название воспитательного мероприятия: Чем опасен равнодушный человек?

Целевая аудитория: 4 класс

Цель мероприятия: Формировать духовно и нравственно развитую личность, содействовать воспитанию положительных качеств у детей – чувства доброты, отзывчивости. Развивать у детей умение слышать свои  мысли.

Задачи. Способствовать формированию представлений детей о равнодушии и отзывчивости; формирование потребности в совершении добрых дел, поступков; оценивание поступков (добрые, недобрые). Воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

Форма обучения: под формой обучения мы привыкли понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемому по заведенному порядку. Выбор формы обучения зависит от многих факторов. Для данного мероприятия выбрала школьную групповую форму. Так как это помогает организовать работу  в малых группах и провести индивидуальную работу, а также это хорошая возможность сочетать разные формы обучения в зависимости от постановки дидактических целей на данный этап работы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: при постановке целей и задач на данное мероприятие я предполагала, что данная беседа поможет расширить потенциал учащихся, ребята извлекут нравственный и духовный опыт, направив его на совершенствование своего нравственного поведения, позволят закрепить доброе отношение к окружающей действительности.

Подготовка к мероприятию начала заблаговременно, учла возможность, что для наглядного материала целесообразно использовать творческие наклонности детей, что позволяет в свободное время регулировать предпосылки для формирования положительных качеств характера: доброты, отзывчивости, взаимовыручки.
Обучение это активное взаимодействие между воспитателем и детьми, в результате у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки его собственной активности.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные действия направлены на формирование умения соотносить поступки и события с общепринятыми нравственными принципами. Позволяют сформировать мотивацию на достижение результата, ориентироваться в межличностных отношениях.

Регулятивные действия направлены на формирование умения самостоятельно оценивать свои и чужие поступки  с точки зрения морали.

Коммуникативные действия помогают наладить сотрудничество не только с воспитателем, но и со своими сверстниками. Что в принципе имеет  положительный момент для дальнейшей социализации учащегося.

Данное мероприятие является плановым мероприятием и проведено в соответствии с планом воспитательной работы.

Мероприятие проведено на достаточно высоком  уровне: подготовленный материал соответствует возрастным особенностям детей.

Выбранная тема актуальна, потому что она связана с жизнью. С добром и злом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них не всегда хватает знаний отличать одно понятие от другого. Преподнесение материала в игровой, захватывающей форме позволяет усилить действие поставленных задач.  Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка.

Средства обучения: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Оборудование: презентация в программе Mimio Studio, коробочка – сердце, хрустальная ваза, бусинки под жемчуг, карточки с ситуациями, карточки с пословицами.



























Этапы работы.

Содержание этапа.

1.

Организационный момент.

Цель для учителя:

создать условия для положительного настроя обучающихся, подготовить учеников к продуктивной работе на занятии.

Цель для учащихся:

подготовиться к продуктивной работе на занятии, позитивно настроиться на занятие .

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесный, иллюстративный.




- Здравствуйте, ребята. Моё имя Екатерина Александровна.

- Давайте встанем в круг.

- Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения В. Суслова.


Где красота – там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днём, ни днём дождливым.

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись.





2.



Введение в тему.

Цель для учителя:

создать проблемную ситуацию для определения темы занятия.


Цель для учащихся:

осмыслить возникшую трудность при устном анализе литературного произведения и определить тему занятия.

Задачи:

- организовать работу с рассказом В. Осеевой «Плохо».

Методы: создание проблемной ситуации, словесный (беседа), змоциональный метод (поощрение).

Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьёзную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнём мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется « ПЛОХО»:


Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

- Что же плохого сделали мальчики?

Ведь они не напускали пса, они никого не били. ( Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.)

Как вы думаете, о каком качестве мы с вами будем говорить сегодня? ( О равнодушии.)


3.

Основная часть.

Цель для учителя:

побудить обучающихся к активности при обсуждении темы занятия.

Цель для учащихся: уметь подбирать к слову синонимы, антонимы.

Задачи:

- организовать работу по подбору синонимов, антонимов;

- организовать работу по анализу ситуации;

- организовать работу с текстом.


Методы: опора на жизненный опыт, эмоциональные (поощрение), беседа, практические.





- Подберите слова – синонимы к слову « равнодушие».

( Чёрствость, безразличие, наплевательство, зло, бесчувственность, бессердечность)


- В толковом словаре давайте найдём определение понятия «равнодушие».


- Давайте прочитаем с доски, что же такое равнодушие: равнодушие – это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо.


- А теперь – слова антонимы к слову «равнодушие».

( Отзывчивость, неравнодушие, сочувствие, сострадание, добро)


- Я расскажу вам одну историю.


Класс спускался по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц - Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: « Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: « Ребята, ну что вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.


- Пожалуйста, скажите, что вы думаете о поступках этих ребят.


- Кто себя проявил лучше всех? ( Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности: Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице.)


- А что именно вам понравилось меньше всего?

( Грубость Иры и Коли: равнодушие окружающих, поведение Пети)


- Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана.

- Вы считаете, что из ребят, которые прошли мимо, не было ни одного сочувствующего?

( Может быть и были)


Но они что-нибудь сделали?


- Умение проявить устойчивость, невосприимчивость ко всему дурному – это ещё полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения.

- Вспомните, не случалось ли вам попадать в подобные ситуации. Или видеть несправедливость, равнодушие или, наоборот, сочувствие? (примеры)


- К чему может привести равнодушное отношение к окружающим? (высказывания мнения)

- Давайте сделаем обобщение материала, который мы сегодня обсудили, прочитав информацию с доски:

Отзывчивый человек легко отзывается на чужие нужды и стремится оказать своевременную помощь. Он чутко воспринимает боль и страдания других, живо реагирует на просьбы окружающих о помощи.

Равнодушие же проявляется в безучастном отношении к человеку, в отсутствии желания понять его внутреннее состояние, нужды. Иногда последствия равнодушия бывают губительны. По вине равнодушных происходит много бед, которые иногда невозможно исправить, может быть вовремя не оказана помощь, не проявлена чуткость, внимание, понимание человека.








4.

Практическое применение изученного материала.

Цель для учителя:

организовать и направить деятельность обучающихся на осознание, первичное обобщение и систематизацию знаний, полученных на занятии.

Цель для учащихся:

должны уметь работать с пословицами, применять полученные знания при выполнении заданий, работать в группах, выражать неравнодушие.

Задачи:

- побудить учащихся участвовать работать в группе;

- организовать работу с пословицами;

- организовать работу по анализу конкретных ситуаций;

- организовать работу в группах.

Методы: наглядные, практические, работа в группах, методы формирования познавательного интереса, социальные (создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов).

Критерии: правильно – неправильно смогли найти выход из ситуации, сравнение своего вывода с выводом другой группы.

- Разделимся на три группы. Я предлагаю вам провести работу «Мир глазами равнодушного», т.е. подобрать выбрать пословицы, подходящие к нашей сегодняшней теме разговора:

Моя хата с краю, ничего не знаю.

Своя рубашка ближе к телу.

После нас – хоть потоп.

Наше дело – сторона.

Хоть трава не расти.

Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая! 

Я вполуха слушаю.

Легко скрыть ненависть; трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие!

Желание - половина жизни: безразличие – половина смерти!

Плохой плясун всегда музыканта хает.

Красота сердца дороже красоты лица.

Кто честен, тот всегда идет вперед.

Научиться хорошему — мало и сотни дней; научиться дурному — достаточно и часа.

Тигр после смерти оставляет шкуру, человек — имя.

Скромность всякому к лицу.

Самолюб никому не люб.

Рубашка беленька, да душа серенька.

Чистым бельем грязной души не прикроешь.

Кто жил для народа, тот живет вечно.



- Каждой группе на карточке будет предложена ситуация, которую нужно будет проанализировать и найти верное решение:

1.      Поднимаясь к себе домой по лестнице, вы заметили, что сосед не может попасть в квартиру, потому что забыл ключи.

2.      Вы рады, что получили хорошую отметку за контрольную работу по математике, а сосед по парте сильно переживает, что мама расстроится из-за его слабого результата.

3.      Сестра пришла с работы расстроенная, у неё не­приятности. У вас в гостях друг, с которым вы готовите программу предстоящего школьного вечера.



В заключение я хочу рассказать одну басню. Она называется « Старый дед и внучек».


Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали. Зубов не было. И когда он ел, у него текла назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме всё портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь будет кормить его из лоханки ( лоханка – небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечкой играет. Что-то мастерит. Отец спросил: « Что ты делаешь, Миша?» А Миша и говорит: « Это я , батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.


- Почему заплакали муж с женой?


- Почему ребёнок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?


- На какую пословицу или поговорку похожа эта история?

( Как аукнется – так и откликнется. Не делай того, чего не хотел бы, чтобы тебе сделали другие).


5.

Рефлексия.


Цель для учителя:

определить степень усвоения материала занятия.

Цель для учащихся:

продемонстрировать степень усвоения полученных знаний.

Задачи:

- организовать работу с цитатой;

- организовать работу с бусинами – богатствами.

Методы: беседа, практические.


- Французский учёный Алексис Токвиль считает, что «Равнодушие – самая страшная болезнь души».

- Почему он сравнивает равнодушие с болезнью? (Болезнь – это отклонение от нормы в состоянии человека).

- Какими богатствами своей души мы должны лечить эту болезнь?

- Бусинки будут символизировать такие богатства, которые есть в нашем сердце, душе. Вы берёте бусинку, кладёте в коробку - сердце и называете богатство души, которым будем лечить болезнь – равнодушие. (стремление реагировать на чужую боль, стремление помогать человеку в трудную минуту, стремление под­держивать человека в случае необходимости, радость, любовь, доброта, находчивость, умение прощать, искренность, честность, благодарность, чувство меры, скромность, вежливость, уважительность, чуткость, щедрость, справедливость, милосердие, смелость, опрятность, великодушие, общительность, трудолюбие, терпеливость, мужество, воля, смекалка, храбрость, любознательность)

- Теперь наше сердце переполняют добродетели, а равнодушию нет места.

- Ну и заканчиваю нашу сегодняшнюю встречу стихотворением:

Живая вода.

В отчаянье мы часто замечаем,

Что нету сил порвать беды кольцо,

И в каждом человеке мы встречаем

Лицо врага, недоброе лицо.

Не помним часто заповеди Божьей,

Что ближнего должны мы возлюбить,

Считаем всё враньём, коварством, ложью,

А мыслей злых назад не воротить.

Нельзя жить по законам волчьей стаи –

Как осудили, казнили Христа.

Давайте милосердней, люди, станем,

Ведь жизнь и так уж очень непроста.

Давайте пожалеем мы скорбящих,

Поплачем вместе над чужой бедой

И примем в жизни ближнего участье…

И напоим сердца живой водой!




Я считаю, что обучающая цель достигнута: дети познакомились с основными понятиями духовности: «добро», «милосердие», «сострадание», «жертвенность». В игровой форме смогли проанализировать свои поступки и поступки людей с точки зрения этики.

В очередной раз убедилась, что такие мероприятия способствуют приобретению у учащихся навыков принятия решения в разнообразных ситуациях,  являются фактором развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, формируют у детей познавательный интерес.


Рекомендации: активнее вовлекать учащихся в познавательно умственную деятельность, это позволит извлечь потенциал, который нередко стеснительные дети не торопятся показать обществу. Через игровую деятельность формировать способность выражать свою точку зрения на тот или иной нравственный поступок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!