СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем опасны кислотные дожди? Внеурочное занятие в 4 классе с использованием сингапурских обучающих структур.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем опасны кислотные дожди?  Внеурочное   занятие в 4 классе  с использованием сингапурских   обучающих структур.

Просмотр содержимого документа
«Чем опасны кислотные дожди? Внеурочное занятие в 4 классе с использованием сингапурских обучающих структур.»







Чем опасны кислотные дожди?

Внеурочное занятие в 4 классе с использованием сингапурских обучающих структур.













Г.Х.Алиева, учитель начальных классов

МАОУ «Базарно-Матакская СОШ»

Алькеевского муниципального района РТ





2014 год

Тема: Чем опасны кислотные дожди?

Предмет: Внеурочное занятие Класс:4В

Учитель: Алиева Г.Х.

Цель: смоделировать процесс изменения металла под действием кислотных осадков; зафиксировать наличие реакции взаимодействия металла и уксусной кислоты с помощью температуры.

Задачи: продемонстрировать разрушение металла на примере взаимодействия стальной проволоки и уксусной кислоты; показать, что в результате химических реакций может выделяться тепло, активизировать и оценить первоначальные знания; развить критическое мышление.

Сингапурские обучающие структуры: ЭЙ АР ГАЙД, КЛОК БАДДИС

Материалы:

  • Окружающий мир с AFS ™ . Методические рекомендации для учителя. В.А. Самкова, Москва, 2011

Оборудование:

  • компьютер с установленным программным обеспечением Logger Lite;

  • датчик температуры Go! Temp;

  • интерактивная доска

  • мочалка из тонкой стальной проволоки;

  • столовый уксус;

  • стеклянная банка 0,5 л с пластиковой крышкой (в крышке необходимо проделать отверстие, достаточное для того, чтобы поместить внутрь банки щуп датчика температуры);

  • рабочая карточка ученика;

  • карточки с утверждениями;

  • часики

  • таймер

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Ребята сегодня мы продолжаем путешествие по миру исследований.

2. Вводный рассказ учителя.

Вероятно, что многие из вас слышали, как в средствах массовой информации говорят о выпадении кислотных дождей. Что такое кислотные дожди? Как они образуются? Как влияют на нас и окружающие предметы?

В самой природе кислотных дождей не существует. Кислотными становятся обычные дожди.

Человек в результате своей деятельности активно изменяет природную среду. Сегодня всё меньше остаётся уголков дикой природы, но быстро растут крупные города и промышленные предприятия. Многие предприятия металлургической и химической промышленности загрязняют атмосферу своими вредными выбросами.

Вы уже знаете, что вода хорошо растворяет многие вещества. Когда идёт дождь, в каплях воды растворяются вредные примеси, содержащие соединения серы, которые превращаются в кислоты. В результате в некоторых местах Земли выпадают дожди, содержащие кислоту, их и называют кислотными дождями. Они опасны не только для человека, животных и растений, но и для зданий, памятников, мостов, автомобилей. Кислотные дожди разъедают металлы, краски, пластмассы, разрушают архитектурные памятники. Сегодня во многих районах нашей планеты кислотные дожди превратились в серьёзную проблему.

3. Актуализация знаний. Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД.

- Ребята, как вы думаете, чем опасны кислотные дожди? У вас на столе лежат карточки с утверждениями. Если вы согласны с этими утверждениями, то в графе «до» отметьте «+», если не согласны «-».

(Дети работают в карточках)

До

Утверждения

После


Кислотные дожди – одна из распространенных причин плохих урожаев.



Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений.



Кислотные дожди способствуют вымиранию обитателей водоёмов.



Кислотные дожди могут наносить прямой вред человеку и животных.



Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, зданиям, сооружениям.


4. Выступление заранее подготовленных учеников.

1 ученик. Кислотные дожди заметно повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ, в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. В результате изменения экосистемы водоемов, происходит их заболачивание, засорение, повышенная илистость.  Кроме того, в результате таких процессов вода становится непригодной для использования человеком. В ней повышается содержание солей тяжелых металлов и различных токсичных соединений, которые в нормальной ситуации поглощаются микрофлорой водоема.

2 ученик. Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений. Особенно страдают хвойные деревья, так как медленное обновление листвы не дает им возможности самостоятельно устранять последствия кислотных дождей. Очень подвержены таким осадкам и молодые леса, качество которых стремительно падает. При постоянном воздействии воды с повышенной кислотностью, деревья погибают.

3 ученик. В США и Европе кислотные дожди – одна из распространенных причин плохих урожаев, вымирания сельскохозяйственных культур на огромных площадях. При этом причина такого ущерба кроется как в прямом воздействии, которое оказывают кислотные дожди на растения, так и в нарушениях минерализации почвы.

4 ученик. Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, зданиям, сооружениям. Действие таких осадков вызывает ускоренную коррозию металлов, выход из строя механизмов.

5 ученик. При текущей кислотности, которую имеют кислотные дожди, в некоторых случаях они могут наносить прямой вред человеку и животных. Прежде всего, люди в зонах повышенной опасности страдают от заболеваний верхних дыхательных путей.

Учитель: А теперь возьмите свои карточки с утверждениями, изменились ли ваши точки зрения после выступления своих одноклассников, отметьте знаками «+» или « -» в графе «после».

5. Рефлексия. Обучающая структура КЛОК БАДДИС.

Используя структуру, КЛОК БАДДИС обсудите свои ответы. (Ученики берут «часики» и подходят тому партнеру, с которым была назначена встреча на 14 часов, в течение 1 минуты обсуждают свои ответы).

6. Мотивация к познавательной деятельности.

- Что происходит с металлом во время выпадения кислотных осадков? (Слушаются версии ответов детей).

-Сегодня на занятии вы убедитесь в том, что кислота оказывает разрушающее воздействие на некоторые металлы.

7. Подготовка датчика температуры к работе.

Запуск программы на компьютере и подготовку датчика к работе осуществляет учитель.

8. «Открытие» детьми новых знаний. Демонстрация эксперимента.

Учитель. Сначала измеряем температуру воздуха в банке в начале эксперимента. Для этого закрываем банку крышкой и в отверстие, имеющееся в крышке, помещаем щуп датчика температуры. А теперь помещаем металлическую мочалку на 1-2 минуты в емкость со столовым уксусом. Обратите внимание, что происходит с мочалкой? (Слушается ответы детей).

- Теперь, вынимаем датчик из банки и кладём в неё смоченную уксусом мочалку, закрываем банку крышкой. (Учитель помещает щуп датчика в отверстие крышки).

9. Применение полученных знаний в практике.

1) Заполнение Рабочих карточек. (Школьники следят за изменением температуры, которое отражается на графике и на интерактивной доске. На основании полученных данных заполняют таблицу.)

2) Проверка и обсуждение выполненных работ.

10. Итог занятия. Домашнее задание.

- Ребята, можно ли на основании данных, полученных в ходе сегодняшнего эксперимента, ответить на вопрос: что происходит с металлом во время выпадения кислотных осадков? Чем опасны кислотные дожди? (Слушается ответы детей).

-Можно ли защитить металлы от вредного воздействия кислотных дождей и других вредных факторов? Об этом мы поговорим на следующем занятии. Подготовьте краткую информацию на эту тему.

Приложение.

Рабочая карточка ученика.

Тема: Чем опасны кислотные дожди?

Задача: изучить, какое воздействие оказывает уксусная кислота на стальную проволоку; установить, происходит ли при этом изменение температуры.

Задание №1. По ходу эксперимента в таблицу впишите показания датчика температуры: в начале эксперимента; через 5 мин, через 10 мин, через 15 мин, через 20 мин.

Измерение температуры при взаимодействии металла с уксусной кислотой

Температура воздуха в банке t, ○ С

На начало

эксперимента

Через

5 мин

через

10 мин

через

15 мин

через

20 мин






Задание №2. На основании полученных данных сделайте вывод о том, как кислота воздействует на металл. В предложенный текст впишите пропущенные слова.

До начала опыта температура в банке была______. После того как мы поместили в банку металлическую мочалку, смоченную уксусом, температура начала___________. Таким образом , за время эксперимента температура____________ на ___________ градусов. При попадании кислоты на металл эти два вещества взаимодействуют. В результате металл разрушается и выделяется __________. Это даёт нам основания предположить, что под действием кислотных дождей металл, из которого изготовлены многие предметы и машины, также будет разрушаться.













































До до

Утверждения

после


Кислотные дожди – одна из распространенных причин плохих урожаев.



Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений.



Кислотные дожди способствуют вымиранию обитателей водоёмов.



Кислотные дожди могут наносить прямой вред человеку и животных.



Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, зданиям, сооружениям.




































Рабочая карточка ученика.

Тема: Чем опасны кислотные дожди?

Задача: изучить, какое воздействие оказывает уксусная кислота на стальную проволоку; установить, происходит ли при этом изменение температуры.

Задание №1. По ходу эксперимента в таблицу впишите показания датчика температуры: в начале эксперимента; через 5 мин, через 10 мин, через 15 мин, через 20 мин.

Измерение температуры при взаимодействии металла с уксусной кислотой


Температура воздуха в банке t, ○ С

На начало

эксперимента

Через

5 мин

через

10 мин

через

15 мин

через

20 мин








Задание №2. На основании полученных данных сделайте вывод о том, как кислота воздействует на металл. В предложенный текст впишите пропущенные слова.

До начала опыта температура в банке была______. После того как мы поместили в банку металлическую мочалку, смоченную уксусом, температура начала___________. Таким образом , за время эксперимента температура____________ на ___________ градусов. При попадании кислоты на металл эти два вещества взаимодействуют. В результате металл разрушается и выделяется __________. Это даёт нам основания предположить, что под действием кислотных дождей металл, из которого изготовлены многие предметы и машины, также будет разрушаться.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!