Чем опасны кислотные дожди?
Внеурочное занятие в 4 классе с использованием сингапурских обучающих структур.
Г.Х.Алиева, учитель начальных классов
МАОУ «Базарно-Матакская СОШ»
Алькеевского муниципального района РТ
2014 год
Тема: Чем опасны кислотные дожди?
Предмет: Внеурочное занятие Класс:4В
Учитель: Алиева Г.Х.
Цель: смоделировать процесс изменения металла под действием кислотных осадков; зафиксировать наличие реакции взаимодействия металла и уксусной кислоты с помощью температуры.
Задачи: продемонстрировать разрушение металла на примере взаимодействия стальной проволоки и уксусной кислоты; показать, что в результате химических реакций может выделяться тепло, активизировать и оценить первоначальные знания; развить критическое мышление.
Сингапурские обучающие структуры: ЭЙ АР ГАЙД, КЛОК БАДДИС
Материалы:
Оборудование:
компьютер с установленным программным обеспечением Logger Lite;
датчик температуры Go! Temp;
интерактивная доска
мочалка из тонкой стальной проволоки;
столовый уксус;
стеклянная банка 0,5 л с пластиковой крышкой (в крышке необходимо проделать отверстие, достаточное для того, чтобы поместить внутрь банки щуп датчика температуры);
рабочая карточка ученика;
карточки с утверждениями;
часики
таймер
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Ребята сегодня мы продолжаем путешествие по миру исследований.
2. Вводный рассказ учителя.
Вероятно, что многие из вас слышали, как в средствах массовой информации говорят о выпадении кислотных дождей. Что такое кислотные дожди? Как они образуются? Как влияют на нас и окружающие предметы?
В самой природе кислотных дождей не существует. Кислотными становятся обычные дожди.
Человек в результате своей деятельности активно изменяет природную среду. Сегодня всё меньше остаётся уголков дикой природы, но быстро растут крупные города и промышленные предприятия. Многие предприятия металлургической и химической промышленности загрязняют атмосферу своими вредными выбросами.
Вы уже знаете, что вода хорошо растворяет многие вещества. Когда идёт дождь, в каплях воды растворяются вредные примеси, содержащие соединения серы, которые превращаются в кислоты. В результате в некоторых местах Земли выпадают дожди, содержащие кислоту, их и называют кислотными дождями. Они опасны не только для человека, животных и растений, но и для зданий, памятников, мостов, автомобилей. Кислотные дожди разъедают металлы, краски, пластмассы, разрушают архитектурные памятники. Сегодня во многих районах нашей планеты кислотные дожди превратились в серьёзную проблему.
3. Актуализация знаний. Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД.
- Ребята, как вы думаете, чем опасны кислотные дожди? У вас на столе лежат карточки с утверждениями. Если вы согласны с этими утверждениями, то в графе «до» отметьте «+», если не согласны «-».
(Дети работают в карточках)
До | Утверждения | После |
| Кислотные дожди – одна из распространенных причин плохих урожаев. | |
| Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений. | |
| Кислотные дожди способствуют вымиранию обитателей водоёмов. | |
| Кислотные дожди могут наносить прямой вред человеку и животных. | |
| Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, зданиям, сооружениям. | |
4. Выступление заранее подготовленных учеников.
1 ученик. Кислотные дожди заметно повышают кислотность озер, прудов, водохранилищ, в результате чего там постепенно вымирает их естественная флора и фауна. В результате изменения экосистемы водоемов, происходит их заболачивание, засорение, повышенная илистость. Кроме того, в результате таких процессов вода становится непригодной для использования человеком. В ней повышается содержание солей тяжелых металлов и различных токсичных соединений, которые в нормальной ситуации поглощаются микрофлорой водоема.
2 ученик. Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений. Особенно страдают хвойные деревья, так как медленное обновление листвы не дает им возможности самостоятельно устранять последствия кислотных дождей. Очень подвержены таким осадкам и молодые леса, качество которых стремительно падает. При постоянном воздействии воды с повышенной кислотностью, деревья погибают.
3 ученик. В США и Европе кислотные дожди – одна из распространенных причин плохих урожаев, вымирания сельскохозяйственных культур на огромных площадях. При этом причина такого ущерба кроется как в прямом воздействии, которое оказывают кислотные дожди на растения, так и в нарушениях минерализации почвы.
4 ученик. Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, зданиям, сооружениям. Действие таких осадков вызывает ускоренную коррозию металлов, выход из строя механизмов.
5 ученик. При текущей кислотности, которую имеют кислотные дожди, в некоторых случаях они могут наносить прямой вред человеку и животных. Прежде всего, люди в зонах повышенной опасности страдают от заболеваний верхних дыхательных путей.
Учитель: А теперь возьмите свои карточки с утверждениями, изменились ли ваши точки зрения после выступления своих одноклассников, отметьте знаками «+» или « -» в графе «после».
5. Рефлексия. Обучающая структура КЛОК БАДДИС.
Используя структуру, КЛОК БАДДИС обсудите свои ответы. (Ученики берут «часики» и подходят тому партнеру, с которым была назначена встреча на 14 часов, в течение 1 минуты обсуждают свои ответы).
6. Мотивация к познавательной деятельности.
- Что происходит с металлом во время выпадения кислотных осадков? (Слушаются версии ответов детей).
-Сегодня на занятии вы убедитесь в том, что кислота оказывает разрушающее воздействие на некоторые металлы.
7. Подготовка датчика температуры к работе.
Запуск программы на компьютере и подготовку датчика к работе осуществляет учитель.
8. «Открытие» детьми новых знаний. Демонстрация эксперимента.
Учитель. Сначала измеряем температуру воздуха в банке в начале эксперимента. Для этого закрываем банку крышкой и в отверстие, имеющееся в крышке, помещаем щуп датчика температуры. А теперь помещаем металлическую мочалку на 1-2 минуты в емкость со столовым уксусом. Обратите внимание, что происходит с мочалкой? (Слушается ответы детей).
- Теперь, вынимаем датчик из банки и кладём в неё смоченную уксусом мочалку, закрываем банку крышкой. (Учитель помещает щуп датчика в отверстие крышки).
9. Применение полученных знаний в практике.
1) Заполнение Рабочих карточек. (Школьники следят за изменением температуры, которое отражается на графике и на интерактивной доске. На основании полученных данных заполняют таблицу.)
2) Проверка и обсуждение выполненных работ.
10. Итог занятия. Домашнее задание.
- Ребята, можно ли на основании данных, полученных в ходе сегодняшнего эксперимента, ответить на вопрос: что происходит с металлом во время выпадения кислотных осадков? Чем опасны кислотные дожди? (Слушается ответы детей).
-Можно ли защитить металлы от вредного воздействия кислотных дождей и других вредных факторов? Об этом мы поговорим на следующем занятии. Подготовьте краткую информацию на эту тему.
Приложение.
Рабочая карточка ученика.
Тема: Чем опасны кислотные дожди?
Задача: изучить, какое воздействие оказывает уксусная кислота на стальную проволоку; установить, происходит ли при этом изменение температуры.
Задание №1. По ходу эксперимента в таблицу впишите показания датчика температуры: в начале эксперимента; через 5 мин, через 10 мин, через 15 мин, через 20 мин.
Измерение температуры при взаимодействии металла с уксусной кислотой
Температура воздуха в банке t, ○ С |
На начало эксперимента | Через 5 мин | через 10 мин | через 15 мин | через 20 мин |
| | | | |
Задание №2. На основании полученных данных сделайте вывод о том, как кислота воздействует на металл. В предложенный текст впишите пропущенные слова.
До начала опыта температура в банке была______. После того как мы поместили в банку металлическую мочалку, смоченную уксусом, температура начала___________. Таким образом , за время эксперимента температура____________ на ___________ градусов. При попадании кислоты на металл эти два вещества взаимодействуют. В результате металл разрушается и выделяется __________. Это даёт нам основания предположить, что под действием кислотных дождей металл, из которого изготовлены многие предметы и машины, также будет разрушаться.
До до | Утверждения | после |
| Кислотные дожди – одна из распространенных причин плохих урожаев. | |
| Кислотные дожди приводят к деградации лесов, вымиранию растений. | |
| Кислотные дожди способствуют вымиранию обитателей водоёмов. | |
| Кислотные дожди могут наносить прямой вред человеку и животных. | |
| Кислотные дожди наносят непоправимый ущерб памятникам архитектуры, зданиям, сооружениям. | |
Рабочая карточка ученика.
Тема: Чем опасны кислотные дожди?
Задача: изучить, какое воздействие оказывает уксусная кислота на стальную проволоку; установить, происходит ли при этом изменение температуры.
Задание №1. По ходу эксперимента в таблицу впишите показания датчика температуры: в начале эксперимента; через 5 мин, через 10 мин, через 15 мин, через 20 мин.
Измерение температуры при взаимодействии металла с уксусной кислотой
Температура воздуха в банке t, ○ С |
На начало эксперимента | Через 5 мин | через 10 мин | через 15 мин | через 20 мин |
| | | | |
Задание №2. На основании полученных данных сделайте вывод о том, как кислота воздействует на металл. В предложенный текст впишите пропущенные слова.
До начала опыта температура в банке была______. После того как мы поместили в банку металлическую мочалку, смоченную уксусом, температура начала___________. Таким образом , за время эксперимента температура____________ на ___________ градусов. При попадании кислоты на металл эти два вещества взаимодействуют. В результате металл разрушается и выделяется __________. Это даёт нам основания предположить, что под действием кислотных дождей металл, из которого изготовлены многие предметы и машины, также будет разрушаться.