СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем полезны игры в ассоциации. Как в игровой форме развивать ассоциативное мышление у детей.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

щжмштвзьщэж жижэ аэьлавзэильэаэ аиэаиж б

Просмотр содержимого документа
«Чем полезны игры в ассоциации. Как в игровой форме развивать ассоциативное мышление у детей.»

Чем полезны игры в ассоциации.

Как развивать ассоциативное мышление у детей в игровой форме.

Каждый человек обладает ассоциативным мышлением. Более того, ассоциативные цепочки, которые мы выстраиваем на протяжении жизни, помогают нам лучше усваивать информацию извне, запоминать события и факты, анализировать их. Тренировка ассоциативного мышления с раннего детского возраста помогает ребёнку знакомиться с окружающим миром, формировать личные понятия, устанавливать смысловые связи, тренировать память.


Что такое ассоциации и ассоциативное мышление?

Мышление – основной познавательный процесс. С его помощью человек отражает в своём сознании окружающий мир, воссоздаёт внешнюю реальность. В общем виде мышление представляет собой анализ и синтез информации, которая поступает к нам извне. Выстраивание ассоциативных цепочек играет здесь ключевую роль.
Память и мышление каждого человека ассоциативны. Любую новую информацию, которую мы получаем, привязываем к уже имеющимся знаниям. Какое-то слово, изображение, запах моментально активируют воспоминания в нашей голове.
Деятельность мозга по выстраиванию ассоциативных связей называют ассоциативным мышлением. Это способность человека устанавливать взаимосвязи между предметами и образами, находить сходства.
Что же такое ассоциация? Это связь между отдельными объектами, явлениями, фактами, отражёнными в сознании человека и «отпечатанными» в его памяти. Мы что-то услышали или увидели? Образ в голове автоматически запускает цепную реакцию, отсылая нас к другим объектам в памяти, которые соотносятся с увиденным, услышанным или почувствованным.


Чем помогают ассоциации:

- Расширяют границы познания мира;

- помогают открывать что-то новое, смотреть на происходящее с разных сторон;

- учат мыслить креативно, нестандартно;

- развивают навыки анализа, синтеза, сравнения;

- тренируют воображение;

- развивают речь.


Развитие ассоциативного мышления в детском возрасте

В зависимости от принципов нахождения ассоциаций, специалисты выделяют несколько категорий:

- по контрасту – добро/зло;

- по обобщению – роза/цветок;

- по причинно-следственным связям – огонь/горячо, туча/дождь;

- по смежности во времени и пространстве – дом/окно, лист/дерево;

- по сходству (подобию) – мяч/планета;

- по дополнению – подушка/одеяло.


Одни категории выводятся проще, другие – требуют более сложных мыслительных операций.

Исходя из этого, развитие ассоциативных навыков у ребёнка происходит поэтапно.

  1. Контраст и обобщение

Эти две категории применяют в самом раннем возрасте – 1.5-2 года. Что нужно делать? Показывать картинки в книжках, описывать окружающий мир на прогулках.

  1. Причинно-следственные связи и смежность Это более сложные ассоциации. Их следует вводить в трёхлетнем возрасте. На примерах из окружающей среды (дождь, снег) ребёнку можно объяснять причинно-следственные связи (небо потемнело – значит пойдёт дождь).

  2. Ассоциации по дополнению и сходству

Подобие понятий ребёнок сможет осознать примерно с 5 лет. Именно такие ассоциации развивают творчество и креативность. Следует максимально поощрять детскую фантазию и способствовать развитию ребёнка в данном направлении.


Игры в ассоциации

Навык ассоциативного мышления развивается самостоятельно у каждого ребёнка. Это естественный процесс обучения и взросления. Однако активное участие взрослых сделает обучение более интересным и эффективным.

Вот некоторые идеи для занятий с ребёнком:

  1. Игры-перевоплощения

Превратиться можно в любое существо, например, кошку. Далее моделируем кошачью жизнь: умываемся, охотимся, кушаем, то есть, примеряем образ кошки на себя.

  1. Составление цепочек ассоциаций

Вы называете предмет, а ребёнок мгновенно перечисляет его ассоциативные характеристики. Например, мяч – круглый, солнце – жёлтое, горячее и т.д.

  1. Придумываем контрасты

Игра подойдёт для малышей. Попросите ребёнка придумать несколько противоположных понятий и нарисовать к ним образы.


Развивайте, с помощью игр, ассоциативное мышление вашего ребёнка и раскрывайте его творческий потенциал. Игровая форма обучения детей всегда приносит свои положительные плоды. Подберите игры, которые понравятся именно вашему ребёнку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя