СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование е/и в корнях бер/бир, тер/тир и др.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чередование е/и в корнях бер/бир, тер/тир и др.»

Урок русского языка в 6 классе

Учитель: Гусейнова Р.Н.

МБОУ «Зуйская СШ №1 им. А.А. Вильямсона»

Республика Крым

Тема: Чередование е/и в корнях -бер-/-бир-, -тер-/-тир-, -дер-/-дир- и др.

Цель: Овладение знанием условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием гласных.


Планируемые результаты

Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут получить знания о чередовании а/о в корнях

Метапредметные – регулятивные.

В результате занятия учащиеся смогут: научиться планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, проявляя



самостоятельность и инициативу в обучении.

Личностные.

В результате занятия учащиеся смогут: адекватно оценивать себя и свои успехи; осознавать чувство гордости за родной язык; проявлять самостоятельность и инициативу в обучении.

Тип урока:  урок актуализации знаний и умений, приобретенных ранее.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 6 класс ч.1 под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской, А.Г.Нарушевич, экран, проектор, презентация


Ход работы

1.Организационный этап.

Приветствие учащихся. Организация внимания школьников. Раскрытие общих целей урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой «Буквы о и а в корнях бер // бир, тер //тир и т.д.


2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

- Что такое корень? – общая неделимая часть родственных слов, в ней заключено значение слова

- Перечислите группы корней с чередованием -о-/-а- -кас-/-кос-; -лаг-/-лож-, -скак-/-скоч-; -раст(щ)-/-рос-; -гор-, -клон, -твор-, -зар-; -мак-/-мок; -равн-/-ровн


Запишите слова, графически объясните написание гласной в корне. Морфемный разбор слова «расположиться.

Касательная, Ростислав (искл.), зага́р, возлагать, тво́рчество, выросший, отраслевой (искл.), озарена (безуд.), непромокаемый (отталкивает воду), равнина (искл.), уравнение (один.), горели (безуд.), растение, прикосновение, расположиться, неприкосновенный, сотворить (безуд.), заровнять швы (сделать ровными).


3. Этап изучения нового материала.

Чередующиеся е/и в корнях

корни

примеры

правила

чередуются И - Е

бер - бир

соберу - собираю

Если после корня стоит суффикс А, то в корне пишется И


В остальных случаях в корне слова пишется Е

блест - блист

блестеть - блистать

дер - дир

раздеру - раздираю

мер - мир

замереть - замирать

пер - пир

запереть - запирать

стел - стил

застелить - застилать

тер - тир

стереть - стирать

жег - жиг

выжечь - выжигать

чет - чит

вычесть - вычитать

Исключения: чета, сочетать, сочетание

*Этому правилу не подчиняется написание слов с корнем мир (в значении мир)




4.Этап первичной проверки знаний.

Запишите слова, выделите корни, объясните гласные в корнях

Убирать, натереть, запереть, опираться, вытереть, собираются, я выберу, протирать, постелить, пробираться, забирать, замереть, протереть, убирает, выжигать, избиратель, заблестеть, обтереть, застилать,


5. Этап закрепления знаний. 

Распределите данные слова по трём группам (непроверяемые гласные, проверяемые гласные, чередующиеся гласные)

Непроверяемые гласные Проверяемые гласные Чередующиеся гласные

Подскочить, разрастись, конфорка, дивиденд, прикасаться, расстилать, отбирать, избирать, объединять, уравнение, усмирить, просвещение, мораторий, извещать, опекать, предлагать, свидание, укреплять, пловчиха, дрожать, прикосновение, поплавок.


6. Этап самопроверки.

Запишите слова, выделите корни, объясните написание гласной буквы

Расположиться, собираться, разгорелся, застилать, прилагаемые, блистать, убирать, упираться, коснуться, изложение, загорелась, обжигать, ростовщик, вытирать, растереть, сгорать, выращенный росток, протереть, обгоревшая свечка.


  1. Тест 1-2, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3

1.    В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   р…сток, сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно, ск..кать, распол…гать

3)   благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4)   предл…жить, прор..стать, п..норама

2.    В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация, отп…реть, ж..лтизна

2)   заж…гать, д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог, зам…рать, выл..ли

4)   бл…стеть, д..серт, нагр..вающий

3.   В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1)   инт..нация, м..ссажер, предпол…жение

2)   б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3)   г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить, в..лейбол, изл…жение

4.  В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра, ном..р

2)   прим..рять туфли, отб…рать, комм..рсант

3)    нам…реваться, изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли, бл..стающий, сум..рки

5.   Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1)    к..лонна, водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять, в..робьиный, прил..скать


7.Подведение итогов урока.

Оценивание работы учащихся. Комментирование и выставление оценок в журнал.


8. Домашнее задание.

1. Повторить тему «Чередующиеся гласные в корне». 2. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Соб_рательный, соб_рут_ся, бл_стеть, бл_стать, к_сат_ся, к_снут_ся, выр_щенный р_сток, выр_сли, предпол_гаемые, предпол_жить, приг_реть, оз_ренный, отв_рить,   пл_вцы, непром_каемая, обм_кнуть, покл_нит_ся, прил_гаемые, прик_сновение, бл_стающий, соч_тание, р_стение, заг_рет_ся, зам_реть, разж_гать, отп_рать, приб_ру, уд_рать, бл_снула, обг_ревшее, заж_гать, зам_рать, бл_стеть, прил_гать, соб_раться, зап_реть, выр_стить р_сток р_стения, пл_вцы, пл_вучесть.


Запишите сова, выделите корни

Замереть блестеть сосчитать предполагать, изложить, уровень, касательная, пловец, равнять дорогу, возраст, постелить, перетереть,  вычитать, творение, выгореть, выберу, разжигать, наклониться, равнина, непромокаемый, скачок, росток, вскочу, чета, вычет.


9. Рефлексия.

Сегодня на уроке я:

научился ...

было интересно ...

было трудно ...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя