Тема урока: Черты революционной эпохи в повести М.Булгакова «Собачье сердце»
(интегрированный урок)
Цели:1).Развивать умение анализировать текст, сопоставлять исторические реалии с худ. миром повести.2).Воспитывать интерес к русской лит-ре xx века, к тв-ву М.А. Булгакова.
Оборудование: презентация , текст повести, учебник, иллюстрации.
Тип урока: формирование и совершенствование знаний.
Вид урока: урок-беседа.
Предварительная подготовка к уроку:
1)Прочитать повесть «Собачье сердце».
2)Задание по группа
Ход урока
ААИ: Здравствуйте уважаемые коллеги и учащиеся 11 класса. Позвольте ознакомиться, я-Андреева А.И, учитель р.я и л. и Андреев В.Н-учитель истории и обществознания
ААИ : Сегодняшний наш урок посвящен творчеству замечательного русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова и его повести «Собачье сердце». Судьба его трагична, как-то время, в которое он жил. Вся жизнь этого беспокойного и талантливого писателя была , по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. И в этой борьбе у Булгакова было в руках разящее оружие – сатира: сарказм, гнев, ирония, и едкое, точное слово.
АВН: Повесть невозможно читать, не обращаясь к истории, не говоря о революции 1917 года. К данному событию можно относиться по-разному, её можно осуждать, а можно поддерживать, но в любом случае нельзя не признать тот факт, что эта революция стала судьбоносной для великой страны. Нам предстоит узнать, какой представлялась Булгакову послереволюционная эпоха..
ААИ: Таким образом, тема сегодняшнего урока Черты революционной эпохи в повести М.Булгакова «Собачье сердце». Напишите в тетрадях число, тему урока.1 слайд.
Мы сегодня продолжим говорить о повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Так как, вы уже знакомы с содержанием повести, вы знаете, что она сатирическая. Но о сатирическом мастерстве Булгакова мы уже говорили на предыдущем уроке. А сегодня мы заострим наше внимание на актуальности данной повести и на отражение в ней целостной картины эпохи начала 20-го века.
Небольшой опрос по предыдущему уроку:
— Вспомним в каком году повесть была написана? (В 1925 году)
— В каком году она была напечатана? (В 1987 году).
— Как вы думаете, почему повесть была запрещена к публикации и не печаталась долгое время? (ответ учащ. комментарий учителя истории)
-Когда и где происходит действие повести? (Москва 1924/25года)
Давайте вспомним краткий сюжет повести:
Краткий сюжет повести (учащийся):
(Пересказ одного ученика)Сюжет повести строится вокруг фантастического сюжета – профессор Преображенский сделал удивительную операцию: пересадил гипофиз человека собаке. В результате бездомный пес Шарик превратился в человека, Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. С каждым днём в нём проявляется характер его донора Клима Чугункина, преступника и рецидивиста. Шариков набирается наглости и начинает указывать, как нужно устроить общество - все «отнять и поделить».Он ненавидит богатых, интеллигентных, образованных людей. В конце повести профессор признаёт свою ошибку и все «возвращает на места»
АВН: Акак сам писатель отнесся к Октябрьской революции? (ответы учащ и комментарий учителя).
Предполагаемый ответ учеников: отношение Булгакова к революции было крайне негативно. Всё происходящее вокруг он воспринимал как опасный эксперимент с обществом. Он считал, что послереволюционная действительность слишком трагична, так как происходит переоценка ценностей.
(помощь историка)
ААИ:Давайте вначале поговорим о главном герое, о профессоре Преображенском. Кто он, чем занимается? Имеет частную клинику.
-А разве разрешались частные клиники?
(ответы учащихся. НЭП)
АВН: Почему Советская власть вернула НЭП? Охарактеризуйте основные черты НЭПа? Какие хронологические рамки? (отв.учащ и комментарий)
20-25 годы – это эпоха нэпа, когда развивается частная торговля, разрешено предпринимательство и любое частное дело (например, открыть мастерскую или клинику). Появился целый ряд богатых людей – нэпманов во своей психологией, своими представлениями о богатстве, счастье , которое не вписывается в революционную идеологию большевиков. Это время расцвета мещанства, роста бюрократизма, обывательщины. Нормой жизни многих людей стали бездуховность, праздность, бескультурье.
Работа по тексту повести
ААИ: Революционная эпоха показана глазами героев, имеющих разные убеждения.
Сейчас раздам отрывки из повести. В которых вы постарайтесь найти отношения героев к новой власти
(Раздаю тексты 4-м группам)
1 группа
(прочитайте отрывок, подготовьтесь к вопросам: разделяет ли профессор Преображенскийреволюционные убеждения? За что он не любит пролетариат? В чем он видит причину разрухи страны? Составьте связный текст)
«- Не угодно ли - калошная стойка. С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом "ни одного"! - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. 3аметьте, здесь двенадцать квартир, у меня прием. В марте семнадцатого года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и в валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»
(читают, отвечают)
Вопросы учителей:
ААИ: А кто ворует эти калоши?
Профессору претит хамство так называемого пролетариата, его нежелание работать, отсутствие у него элементарных основ культуры и правил поведения. В этом он видит причину разрухи
АВН:
АВН: интеллигенция и революция
2 группа
Прочитайте отрывок, подготовьтесь к вопросам: сколько комнат у профессора, для чего они предназначены? Как вы понимаете слово уплотнение
«- По какому делу вы пришли ко мне, говорите как можно скорее, я сейчас иду обедать.
- Мы, управление дома, - с ненавистью заговорил Швондер, - пришли к вам после общего собрания жильцов дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...
- Кто на ком стоял? - крикнул Филипп Филиппович, - потрудитесь излагать ваши мысли яснее.
- Вопрос стоял об уплотнении...
- Довольно! Я понял! Вам известно, что постановлением от 12-го сего августа моя квартира освобождена от каких бы то ни было уплотнений и переселений?
- Известно, - ответил Швондер, - но общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах.
- Я один живу и р-работаю в семи комнатах, - ответил Филипп Филиппович, - и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку.
Четверо онемели.
(читают, отвечают)
Вопросы учителей
ААИ: Почему «четверо онемели»?
АВН:
АВН: история уплотнений в 20 годы.
3 группа.
Прочитайте отрывок, подготовьтесь к вопросам: Как вы думаете, к кому позвонил профессор, каким человеком вы его представляете? Почему испугался Швондер и его сопровождающие?
«Филипп Филиппович, стукнув, взял трубку с телефона и сказал в нее так:
- Пожалуйста... да... благодарю вас. Петра Александровича попросите пожалуйста. Профессор Преображенский. Петр Александрович? Очень рад, что вас застал. Благодарю вас, здоров. Петр Александрович, ваша операция отменяется. Что? Совсем отменяется... Равно, как и все остальные операции. Вот почему: я прекращаю работу в Москве и вообще в России... Сейчас ко мне вошли четверо, из них одна женщина, переодетая мужчиной, двое вооружены револьверами, и терроризировали меня в квартире с целью отнять часть ее...
- Позвольте, профессор, - начал Швондер, меняясь в лице.
- Извините... У меня нет возможности повторить все, что они говорили. Я не охотник до бессмыслиц. Достаточно сказать, что они предложили мне отказаться от моей смотровой, другими словами, поставили меня в необходимость оперировать вас там, где я до сих пор резал кроликов. В таких условиях я не только не могу, но и не имею права работать. Поэтому я прекращаю деятельность, закрываю квартиру и уезжаю в Сочи. Ключи могу передать Швондеру. Пусть он оперирует.
Четверо застыли. Снег таял у них на сапогах.
- Что же делать... Мне самому очень неприятно... Как? О, нет, Петр Александрович! О, нет. Больше я так не согласен. Это уже второй случай с августа месяца... Как? Гм... Как угодно. Хотя бы. Но только одно условие: кем угодно, что угодно, когда угодно, но чтобы это была такая бумажка, при наличности которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к дверям моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая. Броня»
(читают, отвечают)
Вопросы учителей
ААИ: «женщина, переодетая мужчиной», почему это раздражает профессора?
АВН:
АВН: Сила бумаги, бюрократия, связи
4 группа
Прочитайте текст. Прочитайте текст. Как вы думаете, с какой целью пишут доносы?
«- У вас боли, голубчик, возобновились? - спросил его осунувшийся Филипп Филиппович. - Садитесь, пожалуйста.
- Мерси. Нет, профессор, - ответил гость, ставя шлем на угол стола, - я вам очень признателен. Гм... Я приехал к вам по другому делу, Филипп Филиппович... Питая большое уважение... гм... Предупредить. Явная ерунда. Просто он прохвост... - Пациент полез в портфель и вынул бумагу. - Хорошо, что мне непосредственно доложили...
Филипп Филиппович оседлал нос пенсне поверх очков и принялся читать. Он долго бормотал про себя, меняясь в лице каждую секунду.
"... а также угрожая убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал своей социал-прислужнице 3инаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем Иваном Арнольдовичем, который тайно не прописанный проживает в его квартире. Подпись заведующего подотделом очистки П. П. Шарикова удостоверяю. Председатель домкома Швондер, секретарь Пеструхин".
(читают, отвечают)
Вопросы учителей:
-ААИ: Почему так болезненно выглядит профессор Преображенский?
-АВН:
АВН: Доносы, любое мнение, идущее вразрез с общепринятым в газетах – «контрреволюция».Репрессии
РЕФЛЕКСИЯ
ААИ: Ещё раз обратите внимание на дату написания повести «Собачье сердце» -1924 и год опубликования 1987(годы перестройки). Трагична история повести, напечатанной лишь спустя 62 года - в 1987-м году (1925-1987).
— Какая идея лежит в основе сюжета повести? (Предполагаемый ответ – эксперимент). В чём суть этого эксперимента?
— Как вы думаете, является ли этот эксперимент научным или приобретает другое, символическое значение?
«Собачье сердце» — повесть актуальная по сегодняшний день. Она отразила в себе мысли целого народа, чувствовавшего тревогу в связи с революционными переменами в России. Всё происходящее вокруг Булгаков воспринимал как опасный эксперимент с обществом. Он считал, что послереволюционная действительность слишком трагична, так как происходит переоценка ценностей.
АВН: Параллель с совр.миром
«Если то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы лягушку…» Академик И.Павлов. (на зеленом листочке)
«Россия - не лягушка для экспериментов Ленина!» Революционный плакат эпохи. (на красном листе)
«Цилиндр мой я с голодухи на базар снёс, но сердце и мозг не понесу…, хоть издохну…» М.Булгаков, «Записки на манжетах». (на синем листе)