Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие, настрой на урок Вступительное слово учителя: – Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу В.М.Шукшина (на предыдущем уроке текст рассказа прозвучал в чтении учителя и сопровождался словарной работой) | Приветствие. Составленный мини-словарь (Приложение 1)раздаётся на парты) |
2. Представление результатов домашнего задания по выявлению первичного восприятия текста рассказа “Срезал” (на слайдах) | Ребята, дома вы письменно отвечали на 2 вопроса: – О чем рассказ? – Как я понял его смысл? Результаты ваших работ представлены на слайдах. (Приложение 4) | |
| О чем рассказ? (слайд 4): – “о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”; – “о словесной дуэли”; – “о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”. | Зачитывают авторы строк |
| Задание: подпишите раздаточные листы (Приложение 2) и поставьте, пожалуйста, цифру 1 напротив версии, которая ближе вам, которую вы считаете самой правильной. | Отмечают на листе правильные, на их взгляд, ответы. |
| Как доказать, чья версия верна? | – Необходимо проанализировать рассказ, чтобы прийти к общему мнению. |
3. Формулировка задачи урока. | | Раскрыть смысл рассказа, т.е. понять автора: что хотел сказать читателю и как он это сделал (какие способы использовал). |
4. Работа с названием рассказа. | – С чего начинается произведение? (Заголовок – окошко для взгляда вперёд: Посмотри и подумай – что тебя ждёт. Заголовок – это не просто слова, Эти слова – всему голова.) | – С названия – заголовка. |
– Как автор озаглавил свое произведение? | – СРЕЗАЛ |
– Как вы определили лексическое значение этого слова? | – “показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента” |
– Кто срезал? | – Глеб Капустин |
– Кого? (фиксирую на доске) | – Кандидата Журавлева |
5. Выявление конфликта произведения. | – У нас получились 2 группы людей, как их можно назвать одним словом? | – Деревенские и городские |
– Какие отношения между этими группами людей? | – Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения: нет конфликта – нет сюжета. |
– В чем он состоит? – Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, скрытый конфликт, о котором хотел сказать автор, используя данных, выдуманных им героев и данную, выдуманную им ситуацию. | – Глеб хотел срезать кандидата: “люблю по носу щелкнуть – не задирайся…” (стр.163); – “нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов...Но…здесь можно удивить наоборот…” (стр. 162). |
9. Рефлексия | Задание: на раздаточных листах (Приложение 2) поставьте цифру 2напротив версии – ответа на вопрос, которую считаете правильной (рефлексия понимания рассказа после анализа) или допишите свою. | |
11. Домашнее задание. | Написать развернутый ответ на вопросы: В.М. Шукшина”. | |
12. Итог урока. | – Закончить урок хочется словами Василия Макаровича Шукшина: “Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножечко добрее быть…”. Спасибо за урок. | |