"Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ "Срезал"

Категория: Литература

6г литература

Тема: Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах             В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

Цели урока:

Образовательные: совершенствовать умение анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию и образно – символическую насыщенность повествования, исследовать проблемы социального и нравственного зла, выявить причины падения нравственного уровня в народе, выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.

Развивающие: развивать наблюдательность и аналитичность; развивать ассоциативное и творческое мышление; развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные: формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его проявлениях, чувство единения с окружающими людьми.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, настрой на урок

Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу В.М.Шукшина (на предыдущем уроке текст рассказа прозвучал в чтении учителя и сопровождался словарной работой)

Приветствие.

Составленный мини-словарь (Приложение 1)раздаётся на парты)

2. Представление результатов домашнего задания по выявлению первичного восприятия текста рассказа “Срезал” (на слайдах)

Ребята, дома вы письменно отвечали на 2 вопроса:

– О чем рассказ?

– Как я понял его смысл?

Результаты ваших работ представлены на слайдах. (Приложение 4)

 

 

О чем рассказ? (слайд 4):

– “о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”;

– “о словесной дуэли”;

– “о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”.

Зачитывают авторы строк

 

Задание: подпишите раздаточные листы (Приложение 2и поставьте, пожалуйста, цифру 1 напротив версии, которая ближе вам, которую вы считаете самой правильной.

Отмечают на листе правильные, на их взгляд, ответы.

 

·         Вопросов было два, а вариантов версий много.

Как доказать, чья версия верна?

– Необходимо проанализировать рассказ, чтобы прийти к общему мнению.

3. Формулировка задачи урока.

·         Сформулируйте задачу урока

Раскрыть смысл рассказа, т.е. понять автора: что хотел сказать читателю и как он это сделал (какие способы использовал).

4. Работа с названием рассказа.

– С чего начинается произведение?

(Заголовок – окошко для взгляда вперёд:

Посмотри и подумай – что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова,

Эти слова – всему голова.)

– С названия – заголовка.

– Как автор озаглавил свое произведение?

– СРЕЗАЛ

– Как вы определили лексическое значение этого слова?

– “показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента”

– Кто срезал?

– Глеб Капустин

– Кого? (фиксирую на доске)

– Кандидата Журавлева

5. Выявление конфликта произведения.

– У нас получились 2 группы людей, как их можно назвать одним словом?

– Деревенские и городские

– Какие отношения между этими группами людей?

– Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения:

нет конфликта – нет сюжета.

– В чем он состоит?

– Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, скрытый конфликт, о котором хотел сказать автор, используя данных, выдуманных им героев и данную, выдуманную им ситуацию.

– Глеб хотел срезать кандидата: “люблю по носу щелкнуть – не задирайся…”  (стр.163);

– “нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов...Но…здесь можно удивить наоборот…” (стр. 162).

9. Рефлексия

Задание: на раздаточных листах (Приложение 2) поставьте цифру 2напротив версии – ответа на вопрос, которую считаете правильной (рефлексия понимания рассказа после анализа) или допишите свою.

 

11. Домашнее задание.

Написать развернутый ответ на вопросы:

·         Письменное размышление на тему: “Что мне помог понять рассказ “Срезал”

В.М. Шукшина”.

 

12. Итог урока.

– Закончить урок хочется словами Василия Макаровича Шукшина:

“Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножечко добрее быть…”.

Спасибо за урок.

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ "Срезал"»

6г литература

Тема: Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

Цели урока:

Образовательные: совершенствовать умение анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию и образно – символическую насыщенность повествования, исследовать проблемы социального и нравственного зла, выявить причины падения нравственного уровня в народе, выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.

Развивающие: развивать наблюдательность и аналитичность; развивать ассоциативное и творческое мышление; развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные: формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его проявлениях, чувство единения с окружающими людьми.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, настрой на урок

Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу В.М.Шукшина (на предыдущем уроке текст рассказа прозвучал в чтении учителя и сопровождался словарной работой)

Приветствие.

Составленный мини-словарь (Приложение 1)раздаётся на парты)

2. Представление результатов домашнего задания по выявлению первичного восприятия текста рассказа “Срезал” (на слайдах)

Ребята, дома вы письменно отвечали на 2 вопроса:

– О чем рассказ?

– Как я понял его смысл?

Результаты ваших работ представлены на слайдах. (Приложение 4)

 

 

О чем рассказ? (слайд 4):

– “о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”;

– “о словесной дуэли”;

– “о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”.

Зачитывают авторы строк

 

Задание: подпишите раздаточные листы (Приложение 2и поставьте, пожалуйста, цифру 1 напротив версии, которая ближе вам, которую вы считаете самой правильной.

Отмечают на листе правильные, на их взгляд, ответы.

 

  • Вопросов было два, а вариантов версий много.

Как доказать, чья версия верна?

– Необходимо проанализировать рассказ, чтобы прийти к общему мнению.

3. Формулировка задачи урока.

  • Сформулируйте задачу урока

Раскрыть смысл рассказа, т.е. понять автора: что хотел сказать читателю и как он это сделал (какие способы использовал).

4. Работа с названием рассказа.

– С чего начинается произведение?

(Заголовок – окошко для взгляда вперёд:

Посмотри и подумай – что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова,

Эти слова – всему голова.)

– С названия – заголовка.

– Как автор озаглавил свое произведение?

– СРЕЗАЛ

– Как вы определили лексическое значение этого слова?

– “показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента”

– Кто срезал?

– Глеб Капустин

– Кого? (фиксирую на доске)

– Кандидата Журавлева

5. Выявление конфликта произведения.

– У нас получились 2 группы людей, как их можно назвать одним словом?

– Деревенские и городские

– Какие отношения между этими группами людей?

– Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения:

нет конфликта – нет сюжета.

– В чем он состоит?

– Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, скрытый конфликт, о котором хотел сказать автор, используя данных, выдуманных им героев и данную, выдуманную им ситуацию.

– Глеб хотел срезать кандидата: “люблю по носу щелкнуть – не задирайся…”  (стр.163);

– “нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов...Но…здесь можно удивить наоборот…” (стр. 162).

9. Рефлексия

Задание: на раздаточных листах (Приложение 2) поставьте цифру 2напротив версии – ответа на вопрос, которую считаете правильной (рефлексия понимания рассказа после анализа) или допишите свою.

 

11. Домашнее задание.

Написать развернутый ответ на вопросы:

  • Письменное размышление на тему: “Что мне помог понять рассказ “Срезал”

В.М. Шукшина”.

 

12. Итог урока.

– Закончить урок хочется словами Василия Макаровича Шукшина:

Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножечко добрее быть…”.

Спасибо за урок.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей