Человек и труд.
Цели: 1 дать понятие о трудовых ресурсах, экономически активном населении.
2 сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.
3 способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Ход урока:
Жизнь человека можно разделить на три периода:
1 период иждивенчества (детство и юность). В этот период человек только потребляет (родители и государство его кормят, одевают, воспитывают, обучают и т.д.) и к 20-ти годам человек уже довольно много «взял в долг».
2 период трудовой деятельности. Человек начинает трудиться и какое-то время как-бы отдает долг обществу. Затем продолжая работать создает национальные богатства страны. За счет этого государство содержит детей, пенсионеров, развивает образование, медицину и т.д.
3 период иждивенчества (пенсия). Человек опять становится потребителем. Теперь общество отдает ему долг, правда гораздо меньше того, что он создал за свою трудовую жизнь.
Трудовые ресурсы – это часть населения в возрасте от 16 до 60 лет, способное работать в хозяйстве страны.
Трудоспособное население – это трудовые ресурсы, которые состоят:
1 занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве (например, женщины домохозяйки)
2 учащиеся и студенты в возрасте 16-17 лет
3 работающие лица пенсионного возраста.
Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве (экономике) или ищет работу (безработные) – это экономически активное население.
Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения со стороны трудоспособного населения.
Зависимость спроса на рабочую силу от оплаты труда:
1 при низкой оплате труда: работодатель может набрать больше дешевых работников, а работник не имеет большого желания работать за низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. дефицит работников – спрос выше предложения.
2 при высокой оплате труда: работодатель должен обходиться меньшим числом работников. Работник хочет получить высокооплачиваемую работу. Рабочих мест мало, а предложения рабочей силы высокие. Предложение выше спроса – ситуация безработицы.
Максимальная безработица в России наблюдается:
1 в районах высокого естественного прироста (Северный Кавказ)
2 в районах, где большой спад производства (текстильная промышленность, ВПК ит.д.)
За хорошие рабочие места идет жесткая конкуренция. Работодатели предпочитают работников:
- Квалифицированных
- Дисциплинированных
- Трудолюбивых
- Инициативных
- Обладающих глубокими знаниями и широким кругозором
- Занимающихся самообразованием
- Коммуникабельных
- Достойного поведения
Просмотр содержимого документа
«Человек и труд.»
Человек и труд.
Цели: 1 дать понятие о трудовых ресурсах, экономически активном населении.
2 сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.
3 способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Ход урока:
Жизнь человека можно разделить на три периода:
1 период иждивенчества (детство и юность). В этот период человек только потребляет (родители и государство его кормят, одевают, воспитывают, обучают и т.д.) и к 20-ти годам человек уже довольно много «взял в долг».
2 период трудовой деятельности. Человек начинает трудиться и какое-то время как-бы отдает долг обществу. Затем продолжая работать создает национальные богатства страны. За счет этого государство содержит детей, пенсионеров, развивает образование, медицину и т.д.
3 период иждивенчества (пенсия). Человек опять становится потребителем. Теперь общество отдает ему долг, правда гораздо меньше того, что он создал за свою трудовую жизнь.
Трудовые ресурсы – это часть населения в возрасте от 16 до 60 лет, способное работать в хозяйстве страны.
Трудоспособное население – это трудовые ресурсы, которые состоят:
1 занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве (например, женщины домохозяйки)
2 учащиеся и студенты в возрасте 16-17 лет
3 работающие лица пенсионного возраста.
Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве (экономике) или ищет работу (безработные) – это экономически активное население.
Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения со стороны трудоспособного населения.
Зависимость спроса на рабочую силу от оплаты труда:
1 при низкой оплате труда: работодатель может набрать больше дешевых работников, а работник не имеет большого желания работать за низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. дефицит работников – спрос выше предложения.
2 при высокой оплате труда: работодатель должен обходиться меньшим числом работников. Работник хочет получить высокооплачиваемую работу. Рабочих мест мало, а предложения рабочей силы высокие. Предложение выше спроса – ситуация безработицы.
Максимальная безработица в России наблюдается:
1 в районах высокого естественного прироста (Северный Кавказ)
2 в районах, где большой спад производства (текстильная промышленность, ВПК ит.д.)
За хорошие рабочие места идет жесткая конкуренция. Работодатели предпочитают работников: