ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
Раздел: Литература конец XIX – XX века.
Тема: Человек на войне в произведении В. Быкова «Дожить до рассвета».
Цель урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: систематизировать знания студентов о жизни Василия Быкова; рассмотреть галерею произведений писателя;
РАЗВИВАЮЩАЯ: осмыслить нравственное значение подвига лейтенанта Иванковского; уточнить представления студентов о понятиях «подвиг», «героизм»; раскрыть содержание главного конфликта. Осознать, как решается проблема преемственности поколений в повести; уяснить психологические мотивы поступков героев.
Студенты должны уметь
1. Свободно вести диалог
2. Знать определения основных литературоведческих терминов
3. Отвечать на «ключевые» вопросы в теме.
Знать: мораль, духовность, подвиг, героизм, совесть, боль за человека, сюжет, композиция, идея, герой, нравственная красота.
Тип урока комбинированный.
Межпредметные связи: Культура речи: ораторское искусство
Литературоведение: Композиционные основы произведения.
Форма проведения: Собеседование в форме эвристической беседы.
Наглядные пособия:
1. магнитофон
2. видеомагнитофон
3. телевизор
4. карточки – задания
5. кроссворд
6. Портрет писателя
7. Грамзапись песни Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова «Журавли» в исп. М. Бернея
8. Видеофрагменты из к/ф «Чистилище», «Кавказский пленник».
План урока:
МАТЕРИАЛ НА ДОСКЕ:
ДАТА ЛЕКЦИИ: «_»________________2006 года
ТЕМА: Человек на войне в произведении В. Быкова «Дожить до рассвета».
ОПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Если мы войну забудем
Вновь придет война.
Эта память верьте, люди,
Всей Земле нужна.
(Р. Рождественский)
ЦИТАТА: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
(А. Твардовский)
Память – способность помнить,
Не забывать прошлое, свойство
души хранить…созданье о былом.
(В. И. Даль)
(внутренняя часть доски)
II. Эвристическая беседа – 7 мин.
а) «Горячие точки» России – путь их пролегания – по сердцу народа или по регионам страны?
б) Не приходится ли нам выбирать между благополучием, покоем, компромиссом с совестью, отступничеством от принципов, и жизнью, исполненной тревог и утрат во имя убеждений?
в) Сегодня есть люди, их судьбы, которые на пределе человеческих возможностей выполняют свой долг и проявляют величие духа. Кто они? Приведите примеры.
г) Страшна война? Твое мнение?
д) Почему мы должны хранить благодарную память о погибших и питать уважение к солдатам «Афгана», «Чечни» взрослым детям, невоевавших отцов?
е) Пытался ли кто из вас мысленно пережить хотя бы один миг безвыходной ситуации? Ваши ощущения?
ж) Вывод.
III. Фронтальный опрос – 15 мин.
1. Что больше всего запомнилось в биографии Василия Быкова?
2. с. 20 – 21
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
IV. Самостоятельная работа – 5 мин.
а) рассказать о композиционных приемах в повести В. Быкова «Дожить до рассвета».
б) Кульминация повести – это …
в) повесть – жанр или литературный род?
г) литературный герой произведения - ? Ф.И.?
д) эпизод в повести – это? Героизм и герой, что это такое?
е) какие качества помогли нам выстоять и победить фашизм?
ж) может ли верная цель оправдать аморальные средства, если даже речь идет о войне?
V. Индивидуальная работа – 2 мин. (на карточках)
Дать определения:
1. Идея произведения.
2. Повесть.
3. Композиция.
4. Сюжет.
5. Пять элементов сюжета.
6. Кульминация.
7. Герой произведения.
8. В каком роде написано произведение – эпос, повесть.
9. В каком жанре?
VI. Игра «Что? Где? Когда?» - 5 мин.
Оценка работы студентов: (получение разноцветных карточек).
Красная – полный, правильный ответ.
Зеленая – неполный, правильный.
Желтая – неправильный.
VII. Итог урока – 3 мин.
Я хотел бы, чтобы все знали: не было безымянных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки. Вам, как друзья, как родные, как Вы сами!
ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ: Подвиг, героизм, духовный мир, преемственность поколений, жестокость, милосердие, сила духа, верная цель, пик мужества, положить на плаху свою жизнь, духовное величие, человеческое братство, жизнь – абсолютная ценность.
1. Организационный момент объясняю задачи, цели, предлагаю план урока, заносим в конспект, делю класс на группы ( посадка студентов помогает в этом), поясняю для чего будут использованы цветные карточки.
2. Запись на доске: (слова Ю. Фучика)
3. Ключевые вопросы:
1. Насколько герои повести Василия Быкова «Дожить до рассвета» отражают эти слова Юлия Фучика?
2. В чем, по – вашему, в жизненном пути героев произведения это проявляется особенно ярко в повести «Дожить до рассвета»?
ПЛАН
1. Жизненный путь В. Быкова.
2. Человек на войне в произведениях писателя.
3. Духовные и нравственные искания главных героев повести.
4. Игра «Что? Где? Когда?»
5. Итог урока.
СХЕМА – ХОДА УРОКА
1. Вступительное слово – 3 мин.
ХОД ЛЕКЦИИ
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:
Константин Симонов высказал мысль о человеческом поступке, к которому нужно подходить, прежде всего, с точки зрения общечеловеческих ценностей и рассматривать его как проявление духовной красоты и силы того человека, кто его совершил. Поступок – доказательство того, на что вообще способен человек, а обстоятельства ему жизнь может предложить самые разные: это и война, и стихийное бедствие, и чернобыльские взрывы, и другие катастрофы. Человеку нужна уверенность в том, что всегда восторжествует правда, красота, гармония, и что всегда найдутся люди, сильные духом, способные эти ценности защитить. Вот почему человечество по крупицам собирает и хранит примеры проявления духовного величия и видит в этих проявлениях залог своего мужества, залог стремления всего человеческого братства к нравственному совершенству.
Этот год необычный для всей страны: вновь будут подняты кино, фотодокументы о событиях Великой Отечественной войны, 61 год исполнится в мае, как отгремел последний победный залп именно этот год, а вернее уже 262 день отделяют нас от 3-его тысячелетия; именно в этом году мы стали свидетели бесприцендентных событий на Северном Кавказе; вот почему сегодня на лекции мы будем говорить о событиях полувековой давности, но каждый раз соизмерять их с событиями сегодняшнего дня. Творчество писателя, человека, с произведением которого будем знакомиться не оставляет никого равнодушным.
Речь идет о Василии Быкове, которого, по его «словам», «интересует прежде всего и главным образом нравственный мир человека, возможность его духа». Он пытается понять, почему один человек, немощный физически, не предполагающий в себе ничего героического, поднимается до самых предельных высот духа, а другой ищет лазейку, спасая свою жизнь, предает и губит чужие жизни.
К-Ф:136 ПСАЛОМ.