СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек на войне.(По произведениям В. Быкова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал рассчитан на широкий круг специалистов, занимающихся патриотическим воспитанием на примере подвигов героев великой отечественной войны, описанных в произведениях, а также в художественно-документальном прокате фильмов нашего времени.

Просмотр содержимого документа
«Человек на войне.(По произведениям В. Быкова)»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Раздел: Литература конец XIX – XX века.

Тема: Человек на войне в произведении В. Быкова «Дожить до рассвета».

Цель урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: систематизировать знания студентов о жизни Василия Быкова; рассмотреть галерею произведений писателя;

РАЗВИВАЮЩАЯ: осмыслить нравственное значение подвига лейтенанта Иванковского; уточнить представления студентов о понятиях «подвиг», «героизм»; раскрыть содержание главного конфликта. Осознать, как решается проблема преемственности поколений в повести; уяснить психологические мотивы поступков героев.

Студенты должны уметь

1. Свободно вести диалог

2. Знать определения основных литературоведческих терминов

3. Отвечать на «ключевые» вопросы в теме.

Знать: мораль, духовность, подвиг, героизм, совесть, боль за человека, сюжет, композиция, идея, герой, нравственная красота.

Тип урока комбинированный.

Межпредметные связи: Культура речи: ораторское искусство

Литературоведение: Композиционные основы произведения.

Форма проведения: Собеседование в форме эвристической беседы.

Наглядные пособия:

1. магнитофон

2. видеомагнитофон

3. телевизор

4. карточки – задания

5. кроссворд

6. Портрет писателя

7. Грамзапись песни Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова «Журавли» в исп. М. Бернея

8. Видеофрагменты из к/ф «Чистилище», «Кавказский пленник».

План урока:

МАТЕРИАЛ НА ДОСКЕ:

ДАТА ЛЕКЦИИ: «_»________________2006 года

ТЕМА: Человек на войне в произведении В. Быкова «Дожить до рассвета».

ОПОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Если мы войну забудем

Вновь придет война.

Эта память верьте, люди,

Всей Земле нужна.

(Р. Рождественский)

ЦИТАТА: Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем.

(А. Твардовский)

Память – способность помнить,

Не забывать прошлое, свойство

души хранить…созданье о былом.

(В. И. Даль)

(внутренняя часть доски)

II. Эвристическая беседа – 7 мин.

а) «Горячие точки» России – путь их пролегания – по сердцу народа или по регионам страны?

б) Не приходится ли нам выбирать между благополучием, покоем, компромиссом с совестью, отступничеством от принципов, и жизнью, исполненной тревог и утрат во имя убеждений?

в) Сегодня есть люди, их судьбы, которые на пределе человеческих возможностей выполняют свой долг и проявляют величие духа. Кто они? Приведите примеры.

г) Страшна война? Твое мнение?

д) Почему мы должны хранить благодарную память о погибших и питать уважение к солдатам «Афгана», «Чечни» взрослым детям, невоевавших отцов?

е) Пытался ли кто из вас мысленно пережить хотя бы один миг безвыходной ситуации? Ваши ощущения?

ж) Вывод.

III. Фронтальный опрос – 15 мин.

1. Что больше всего запомнилось в биографии Василия Быкова?

2. с. 20 – 21

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

IV. Самостоятельная работа – 5 мин.

а) рассказать о композиционных приемах в повести В. Быкова «Дожить до рассвета».

б) Кульминация повести – это …

в) повесть – жанр или литературный род?

г) литературный герой произведения - ? Ф.И.?

д) эпизод в повести – это? Героизм и герой, что это такое?

е) какие качества помогли нам выстоять и победить фашизм?

ж) может ли верная цель оправдать аморальные средства, если даже речь идет о войне?

V. Индивидуальная работа – 2 мин. (на карточках)

Дать определения:

1. Идея произведения.

2. Повесть.

3. Композиция.

4. Сюжет.

5. Пять элементов сюжета.

6. Кульминация.

7. Герой произведения.

8. В каком роде написано произведение – эпос, повесть.

9. В каком жанре?

VI. Игра «Что? Где? Когда?» - 5 мин.

Оценка работы студентов: (получение разноцветных карточек).

Красная – полный, правильный ответ.

Зеленая – неполный, правильный.

Желтая – неправильный.

VII. Итог урока – 3 мин.

Я хотел бы, чтобы все знали: не было безымянных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки. Вам, как друзья, как родные, как Вы сами!

ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ: Подвиг, героизм, духовный мир, преемственность поколений, жестокость, милосердие, сила духа, верная цель, пик мужества, положить на плаху свою жизнь, духовное величие, человеческое братство, жизнь – абсолютная ценность.

1. Организационный момент объясняю задачи, цели, предлагаю план урока, заносим в конспект, делю класс на группы ( посадка студентов помогает в этом), поясняю для чего будут использованы цветные карточки.

2. Запись на доске: (слова Ю. Фучика)

3. Ключевые вопросы:

1. Насколько герои повести Василия Быкова «Дожить до рассвета» отражают эти слова Юлия Фучика?

2. В чем, по – вашему, в жизненном пути героев произведения это проявляется особенно ярко в повести «Дожить до рассвета»?

ПЛАН

1. Жизненный путь В. Быкова.

2. Человек на войне в произведениях писателя.

3. Духовные и нравственные искания главных героев повести.

4. Игра «Что? Где? Когда?»

5. Итог урока.

СХЕМА – ХОДА УРОКА

1. Вступительное слово – 3 мин.

ХОД ЛЕКЦИИ

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

Константин Симонов высказал мысль о человеческом поступке, к которому нужно подходить, прежде всего, с точки зрения общечеловеческих ценностей и рассматривать его как проявление духовной красоты и силы того человека, кто его совершил. Поступок – доказательство того, на что вообще способен человек, а обстоятельства ему жизнь может предложить самые разные: это и война, и стихийное бедствие, и чернобыльские взрывы, и другие катастрофы. Человеку нужна уверенность в том, что всегда восторжествует правда, красота, гармония, и что всегда найдутся люди, сильные духом, способные эти ценности защитить. Вот почему человечество по крупицам собирает и хранит примеры проявления духовного величия и видит в этих проявлениях залог своего мужества, залог стремления всего человеческого братства к нравственному совершенству.

Этот год необычный для всей страны: вновь будут подняты кино, фотодокументы о событиях Великой Отечественной войны, 61 год исполнится в мае, как отгремел последний победный залп именно этот год, а вернее уже 262 день отделяют нас от 3-его тысячелетия; именно в этом году мы стали свидетели бесприцендентных событий на Северном Кавказе; вот почему сегодня на лекции мы будем говорить о событиях полувековой давности, но каждый раз соизмерять их с событиями сегодняшнего дня. Творчество писателя, человека, с произведением которого будем знакомиться не оставляет никого равнодушным.

Речь идет о Василии Быкове, которого, по его «словам», «интересует прежде всего и главным образом нравственный мир человека, возможность его духа». Он пытается понять, почему один человек, немощный физически, не предполагающий в себе ничего героического, поднимается до самых предельных высот духа, а другой ищет лазейку, спасая свою жизнь, предает и губит чужие жизни.

К-Ф:136 ПСАЛОМ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!