Обществознание, 7 класс
Урок № 6
Человек среди других людей
(практикум)
Д.З.: Материалы и задания (с.42-43, 55).Повторить § 1-4, термины
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- обобщить знания по разделу;
- помочь учащимся откорректировать возможные пробелы, систематизировать полученные знания, умения и навыки;
- осуществить контроль за уровнем знаний, умений и навыков
Знать и уметь
- Знать основные положения урока.
- Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, ситуаций, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.
Понятия, термины
- межличностные отношения;
- взаимопонимание;
- деловые (официальные) отношения;
- личные отношения;
- симпатия;
- антипатия
- общение;
- потребности;
- средства общения: речевое и неречевое общение ;
- «слово – серебро, молчанье - золото»
- конфликт;
- этапы конфликта;
- сотрудничество;
- компромисс;
- приспособление;
- избегание;
- инцидент
- социальные группы;
- социальные нормы;
- лидер;
- групповые нормы;
- санкции (поощрение, наказание)
План практикума
- Человек среди других людей.
- Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
КРАТКО ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ
- В чём состоят особенности межличностных отношений?
- Чем отличаются деловые и личные отношения?
- Почему подростки требовательны к друзьям?
- Зачем люди объединяются в группы?
Определи форму общения в следующих ситуациях:
- бабушка научила внучку готовить домашние пельмени.
- Антон и Миша обсуждать только что увиденный новый фильм.
Определи форму общения в следующих ситуациях:
- бабушка научила внучку готовить домашние пельмени.
- Антон и Миша обсуждать только что увиденный новый фильм.
невербальное
вербальное
Определи тип межличностных отношений в ситуациях:
1. Чтобы вытянуть репку, дед позвал бабку, бабка – внучку…
2. Карлсон прилетел навестить скучающего Малыша.
3. Король-отец нанял Гениального сыщика для поисков сбежавшей с Бременскими музыкантами дочери.
4. Родители дяди Фёдора обнаружили в своей квартире Кота Матроскина.
5. Блудный попугай Кеша рассказывал воробьям и воронам во дворе очередную историю проТаити.
Определи тип межличностных отношений в ситуациях:
1. Чтобы вытянуть репку, дед позвал бабку, бабка – внучку…
подчиняемый
2. Карлсон прилетел навестить скучающего Малыша.
дружелюбный
3. Король-отец нанял Гениального сыщика для поисков сбежавшей с Бременскими музыкантами дочери.
эгоистичный
4. Родители дяди Фёдора обнаружили в своей квартире Кота Матроскина.
подозрительный
5. Блудный попугай Кеша рассказывал воробьям и воронам во дворе очередную историю про Таити.
альтруистический
Определи способ разрешения конфликтов в следующих примерах:
1. Ссора между Антоном и Люсей возникла из-за спора, как провести вечер. Антон хотел пойти в кино, а Люся на дискотеку. Антон мечтал увидеть новый фильм известного режиссёра, но, зная характер Люси, был вынужден пойти на дискотеку.
2. Сергей предложил Васе помочь с ремонтом компьютера, но был вынужден уехать. Вася обиделся и не отвечал на телефонные звонки Сергея. После возвращения Сергея ребята спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан.
Определи способ разрешения конфликтов в следующих примерах:
1. Ссора между Антоном и Люсей возникла из-за спора, как провести вечер. Антон хотел пойти в кино, а Люся на дискотеку. Антон мечтал увидеть новый фильм известного режиссёра, но, зная характер Люси, был вынужден пойти на дискотеку.
подчинение
компромисс
2. Сергей предложил Васе помочь с ремонтом компьютера, но был вынужден уехать. Вася обиделся и не отвечал на телефонные звонки Сергея. После возвращения Сергея ребята спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан.
Отметь знаком «+» верные утверждения:
а) общение является одной из главных потребностей личности;
б) общаясь с другими людьми, человек учится оценивать и свои собственные поступки;
в) общение всегда отражает личные переживания человека;
г) общение может вызывать любые эмоции человека;
д) желание общаться впервые появляется у человека в школьном возрасте.
Отметь знаком «+» верные утверждения:
а) общение является одной из главных потребностей личности;
б) общаясь с другими людьми, человек учится оценивать и свои собственные поступки;
в) общение всегда отражает личные переживания человека;
г) общение может вызывать любые эмоции человека;
д) желание общаться впервые появляется у человека в школьном возрасте.
+
+
-
+
-
Прочитай текст и выполни задания:
Психологи разных стран с одинаковым результатом проводили следующий эксперимент: показывали двум группам людей фотографию одного человека, сказав в в первом случае, что это особо опасный преступник, а во втором – талантливый молодой учёный (или артист, художник).
Участникам каждой из групп предлагалось по фотографии определить личностные качества данного человека. Все участники первой группы находили у героя только отрицательные черты, а второй – только положительные.
1) определи, какое психологическое явление проявилось в данном эксперименте.
2) предположи, как оно влияет на общение людей.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Практиком построен на заданиях, представленных следующим изданием:
© Учебное издание
Серия «академический школьный учебник»
Котова Ольга Алексеевна
Лискова Татьяна Евгеньевна
ОБЩЕСТВОЩНАНИЕ
Рабочая тетрадь
7 класс