Урок №24-25
Обществознание, 7 класс
Человек в экономических отношениях (практикум)
Д.З.: Индивидуально по § 8-14, «Вспомним» к § 15
© А.И. Колмаков
Цели урока
- Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме «Человек в экономических отношениях».
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: определение способов действий в рамках предложенных условий и требований; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Знать и уметь
- Обобщать знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
- Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
- Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Понятия, термины
- экономика;
- производство, распределение, обмен, потребление;
- экономические продукты, экономические блага;
- натуральное хозяйство;
- производительность труда, товарное хозяйство, производитель, потребитель;
- труд;
- квалификация;
- мастер;
- заработанная плата; виды зарплаты (повременная, сдельная);
- трудовое денежное вознаграждение;
- условия определения заработной платы;
- производство;
- факторы производства;
- затраты производства;
- постоянные и переменные затраты;
- разделение труда в производстве;
- прибыль;
- налоги
ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).
- деньги;
- функции денег (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средства накопления, мировые деньги);
- кредитная карточка;
- банк;
- ассигнации
- бизнес;
- виды бизнеса (производственный, торговый, торговый, финансовый, страховой, посреднический);
- формы бизнеса (индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество);
- предпринимательство;
- акции, ценные бумаги
- рынок;
- товар;
- стоимость;
- бартер;
- цена товара;
- торговля (оптовая, розничная, внутренняя, внешняя);
- реклама ;
- ресурсы семьи (материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые);
- личное подсобное хозяйство;
- доходы семьи (фиксированные и переменные);
- семейный бюджет;
- расходы семьи (обязательные и произвольные);
- оптимизация
Работа в группах
Примерное ролевое распределение в группе:
- Организатор (лидер) – организует работу группы.
- Секретарь – оформляет решение группы.
- Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
- Спикер – представляет результаты работы группы.
- Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
- Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
- Каждый участник одновременно выступает в роли « генератора идей », « понимающего», «критика » .
Работа в группах
Задания группам:
- Новые технологии в производстве. (Иллюстрированный рассказ на основе подборки материалов из Интернета, возможна компьютерная презентация. Полезно использование результатов задания 2 из «Практикума» к главе II учебника.)
- Какая реклама нам нужна. (Выставка рекламных плакатов, объявлений.)
- Молодёжный бизнес: зачем и на чём. (Информационный листок о мотивах и формах участия молодёжи в предпринимательстве. Используются результаты выполнения задания 5 из «Практикума» (опрос учащихся и анализ анкет) и подборка материалов местных СМИ.)
- Как деньги служат людям. (Плакат на тему.)
- Думающий покупатель. (Устная презентация коллективного портрета, рекомендации о способах рационального поведения. Возможно использование результатов выполнения заданий 1, 3 из «Практикума» учебника.)
- Резервы экономии в домашнем хозяйстве. (Подборка советов и правил рационального ведения домашнего хозяйства.)
Работа в группах
Рефлексия - (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление;
– мыслительный процесс, который направлен на изучение человеком самого себя, переосмысление собственных ценностей и устоев;
- не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего».
- Новые технологии в производстве.
- Какая реклама нам нужна.
- Молодёжный бизнес: зачем и на чём.
- Как деньги служат людям.
- Думающий покупатель.
- Резервы экономии в домашнем хозяйстве.
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
1. Мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность, — это
1. Отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путем купли-продажи, — это
- цена
- стоимость
- затраты
- издержки
- производство
- распределение
- обмен
- торговля
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
2. Как потребитель человек выступает, когда
2. Верны ли следующие суждения о цене товара?
- покупает продукты
- сочиняет музыку
- занимается спортом
- пишет книгу
А. Цена товара включает затраты на его производство и транспортировку к месту продажи.
Б. Цена товара назначается продавцом в соответствии только с его пожеланиями.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
3. Спрос и предложение на бытовую технику формируются
3. Верны ли следующие суждения о деньгах?
- на рынке капитала
- товаров и услуг
- ценных бумаг
- недвижимости
А. Деньги выполняют в обществе функцию средства обращения.
Б. Деньги выполняют в обществе функцию средства накопления.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
4. Верны ли следующие суждения о деньгах?
4. Правительство распланировало на будущий год расходы на финансирование государственных больниц. Они будут записаны в
А. Деньги усложняют обмен.
- смету расходов
- налоговый кодекс
- бюджет
- реестр доходов
Б. Деньги облегчают обмен.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
5. В государственный бюджет доходы поступают
5. Государственный бюджет расходуется на
- от акцизных сборов
- обслуживания государственного долга
- дотаций предприятиям
- проведения социальных программ
- налог на доходы с физических лиц
- налог на имущество
- социальные программы
- акцизы
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
6. Верны ли следующие суждения об инфляции?
6. Доходная часть государственного бюджета в основном формируется за счёт
А. Инфляция происходит в случае переполнения сферы обращения бумажными деньгами, не обеспеченными товарным запасом.
- прибыли частных предпринимателей
- выплат социальных пособий
- содержания органов государственной власти
- налогов с доходов граждан и предприятий
Б. Инфляция выражается в росте цен и падении покупательной способности денег.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
7. Увеличение потребления товаров и услуг может произойти в связи с
7. Верны ли следующие суждения об инфляции?
- ростом доходов населения
- ростом безработицы в стране
- увеличением количества налогов
- сокращением населения страны
А. Потери от инфляции у средних слоёв населения больше, чем у бедных.
Б. Инфляция ведёт к росту цен на товары и услуги.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
8. Найдите в приведённом ниже списке свойства товара и выпишите в строку ответов цифры, под которыми они указаны.
8. Найдите в приведённом ниже списке обязательные расходы семьи и выпишите в строку ответов цифры, под которыми они указаны.
- обладает стоимостью
- существует в условиях натурального хозяйства
- появляется только в современной экономике
- обладает разной полезностью для разных потребителей
- создаётся для собственного пользования
- на продукты питания
- на транспорт
- на покупку драгоценностей
- на оплату коммунальных услуг
- на кругосветное путешествие
Ответ: ________________________
Ответ: _____________________
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
9.
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
10. Прочитайте текст и выполните задания.
Уже на заре истории человеку стало не хватать возможностей натурального обмена, и он стал искать универсальное платёжное средство, на эквивалент которого можно было бы «пересчитать» все товары и услуги. Известно, что в разные исторические эпохи и в разных странах деньгами служили слитки металлов, раковины, перья, бобы какао, скот и т.д. В США ещё в XVIII веке сохранились древние индейские аналоги денег — вампу мы. Это были особые ожерелья, «кодировавшие» количеством, размером и цветом элементов расписки о том, кто кому должен сколько табака, шкур животных и других товаров.
Историки утверждают, что первые прототипы монет появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII веке до н.э. А в V веке до н.э. деньги были официально введены в обращение — первооткрывателем этого платёжного средства стал персидский царь Дарий, который отменил в своём государстве бартер и ввёл в обращение единые металлические монеты из электрума (сплава золота и серебра). Об этом историкам рассказали прекрасно сохранившиеся наскальные надписи в развалинах древнего города Персеполиса (современный Иран).
А вот в Китае начали чеканить монеты из железа. До этого деньги изготавливались лишь из драгоценных металлов, и их стоимость фактически равнялась стоимости материала, из которого они были изготовлены. В Китае же придумали понятие «номинал», и стали выпускать деньги более дешёвые в изготовлении, чем их заявленная цена. Банкноты (бумажные купюры) также впервые появились в Китае. Произошло это в VIII веке н.э. Сначала деньги представляли собой вручную написанные расписки, потом их в унифицированном виде стало выпускать государство. Бумажные деньги производили большое впечатление на путешественников, посещавших Китай в VII-VIII веках; о них писал даже венецианский путешественник Марко Поло, в 1271-1275 гг. побывавший в Китае.
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
(Текст. По материалам сайта http :// www . dengisneba . ru / istoria . php )
- Выделите основную мысль текста и озаглавьте его.
- Составьте план текста как минимум из трёх пунктов.
- Назовите три предмета, которые исторически выполняли роль денег.
Ответы:
10.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература:
- Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
- Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
- Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016
- Калачёва Е. Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 7 класс / Е. Н. Калачёва. — М.: Издательство «Экзамен», 2015