СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXI

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе программы:

1. на основе:      - Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации";

      - Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089, с дополнениями и изменениями).

2. с учетом: программы А. Н. Иоффе, А.Ю. Морозов. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXI веке. 10-11 классы. М.: – Просвещение, 2008 год

Просмотр содержимого документа
«Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXI»

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»



Рассмотрено на заседании МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

протокол № ________________ Зам.директора по УВР директор МОБУ «СОШ № 37» «______»___________2017 г. ____________/ Канищева О.Н./ ______________/Кабанова Л.В../

_________/Урбан Ю.В./ «____»____________2017 г. «____»___________ 2017г.







Рабочая программа

элективного курса по обществознанию

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXI веке»

в 10 классе







Составитель:

Кулушева Л.К.,

учитель истории и обществознания




Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе программы:

1. на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089, с дополнениями и изменениями).

2. с учетом: программы А. Н. Иоффе, А.Ю. Морозов. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXI веке. 10-11 классы. М.: – Просвещение, 2008 год



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


В результате изучения элективного курса «Глобальный мир в XXI в.» учащиеся должны знать/понимать:

• Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

• Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

• Основные социальные институты и процессы;

• Различные подходы к исследованию человека и общества;

• Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

Учащиеся должны уметь:

• Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

• Осуществлять комплексный поиск, систематизацию, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных и неадаптированных текстов;

• Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить ее из одной знаковой системы в другую;

• Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

• Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

• Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

• Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам


Содержание


Вводное занятие (1ч)

Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 10 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».



Тема I. Общество и общественное сознание (2 ч)

Основные функции и подсистемы общества. Человек — существо общественное. Общество как условие появления чело­века и результат его деятельности. Функции общества. Подсисте­мы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ.

Общественное сознание и его формы. Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство. Эмоционально-доверительное отношение к ми­ру — религия. Доверительно-практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру — право. Практически-преобразовательное отношение к миру — идеология. Обществен­ное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности обществен­ных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества.

Основные понятия: общество, сознание, общественное созна­ние, эволюция, система, подсистема, функция, социализация, тра­диционное (аграрное) общество, индустриальное общество, пост­индустриальное общество, глобализация, культура, экономика, политика, право, наука, идеология, искусство, религия, мораль.


Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3 ч) 


Российская государственность и российская цивилиза­ция. Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление цент­рализованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Запад­ники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.

Единство в разнообразии: особые пути к новому миро­устройству. Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопро­тивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому миро­устройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными цен­ностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации.

Западные теории мироустройства. Человек и человечест­во — открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния на­уки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демо­кратическое движение в XIX — начале XX века. Победа больше­виков в России и строительство социализма в отдельно взятой стра­не. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Пред­ставление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.

Основные понятия: государственность, раскол, абсолютизм, империя, западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм, теоло­гия, либерализм, мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация.


Тема III. Что нас разделяет (2 ч)

Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социа­лизацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм.

Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообра­зие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мульти-культурализм.

Основные понятия: социализация, традиции, культура, госу­дарство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.

Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (2 ч)

Мировое сообщество после «холодной войны». Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы.

«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Де­мократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения раз­личных демократических ценностей друг с другом. Единое биз­нес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных стра­нах. Борьба с бедностью и голодом.

Основные понятия: «холодная война», сверхдержавы, «тре­тий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, коррупция, транс­национальные корпорации.

Тема V. Учитесь мыслить глобально (4 ч)

Феномен мирового лидерства. США после «холодной вой­ны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Гео­политические интересы США. Стандарты демократии и их понима­ние. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США.

Россия в глобальной конкуренции. Понимание националь­ной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внут­реннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия* Россия на мировом энергетическом рынке.

Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Евро­па; Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энер­гетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — воз­можности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.

Китай на пути к глобальной державе. От регионального ли­дера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономичес­кого развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.

Основные понятия: двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросо­юз), Всемирная торговая организация (ВТО).


Тема VI. Глобальная экономика (2 ч)

Становление единого мирового хозяйства. Эпоха «зональ­ной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неоли­берализм. Общество массового потребления. Глобализация эко­номики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кад­ровый, интеллектуальный, символический, социальный, культур­ный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэконо­мическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регио­нов) геокона.

Россия в глобальной экономике. Противоречивость результа­тов глобализации экономического развития. Альтернативы экономи­ческого развития России. Факторы, влияющие на модель экономи­ческого развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели националь­ной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации.

Основные понятия: зональная глобализация, средний класс, геокон, геоэкономические регионы, информационная экономика, трофейная экономика, «штабная экономика».


Тема VII. Глобальная безопасность (3 ч)

Сила оружия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, свя­занные с ограничением распространения ядерного оружия. Сов­ременные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире.

Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и эколо­гическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современ­ном мире. Промышленное развитие и угроза экологической ката­строфы. Экологические программы. Экология и здоровье челове­ка. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью.

XXI век и новые угрозы для человечества. Зависимость че­ловека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономи­ческие ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути реше­ния проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терро­ризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке.

Основные понятия: геноцид, экологическая ответственность, пандемия.


Тема VIII. Власть в информационном обществе (3 ч)

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успеш­ность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфлик­тов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и де­мократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Пе­реход к информационному обществу и политическое развитие.

Средства массовой информации: между властью и граж­данским обществом. Роль средств массовой информации в со­временном мире. СМИ и формирование мировоззрения современ­ного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктив­ная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ.

Нетократия. Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информа­ции. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические инс­титуты индустриального общества и нетократы.

Основные понятия: информатизация, средний класс, когни­тариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой инфор­мации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.

Тема IX. Россия и «русский мир» (4 ч)

Особенности русской политической культуры.  Формы са­моуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Полити­ческая свобода в авторитарной политической культуре. Отноше­ния подданных и главы государства в патриархальной полити­ческой культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политичес­кая культура. Политическая преемственность в российской исто­рии. Политическая культура современной России.

Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы го­сударственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, пре­зидентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной Рос­сии. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность.

Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Составные элементы граж­данского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политичес­кая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы.

Россия — «ближний круг» и «русский мир». Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа возв­ращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приорите­ты внешней политики России. Глобальная миссия России.

Основные понятия: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, миграция, интеграция, «суверенная демократия»


Тема X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)

Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Факторы, влияю­щие на будущее России. Условия существования цивилизаций. От­вет на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миг­рация и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономи­ческие ресурсы России. Ответственная экологическая политика.

Экономические, социальные, военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской эко­номики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модерниза­ция и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проб­лема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.

Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из сис­темного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответствен­ность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная госу­дарственность. Политическая активность и социальная ответствен­ность. Создание эффективного государственного аппарата. Адми­нистративная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимо­действие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского об­щества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбере­жения народа». Приоритетные национальные проекты в России.

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке. Сохранение суверенитета и национальной независи­мости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитекту­ра мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гос­теприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональ­ной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России.

Основные понятия: сепаратизм, вызовы, риски, справедли­вость, федерализм, государственность, приоритетные националь­ные проекты, «русскофония», ксенофобия, толерантность.






Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


№ урока





Тема урока





Реализация содержания предмета


Количество часов

Дата



план



факт

1

Вводное занятие

Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 10 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»

1

07.09


Тема I. Общество и общественное сознание (2 ч)

2

Основные функции и подсистемы общества.

Человек — существо общественное. Общество как условие появления чело­века и результат его деятельности. Функции общества. Подсисте­мы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ.

1

14.09


3

Общественное сознание и его формы.

Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство. Эмоционально-доверительное отношение к ми­ру — религия. Доверительно-практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру — право. Практически-преобразовательное отношение к миру — идеология. Обществен­ное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности обществен­ных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества.

1

21.09


Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3 ч)

4

Российская государственность и российская цивилиза­ция.

Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление цент­рализованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Запад­ники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества

1

28.09


5

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. 

Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопро­тивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому миро­устройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными цен­ностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации.

1

05.10


6

Западные теории мироустройства. 

Человек и человечест­во — открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния на­уки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демо­кратическое движение в XIX — начале XX века. Победа больше­виков в России и строительство социализма в отдельно взятой стра­не. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Пред­ставление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.

1

12.10


Тема III. Что нас разделяет (2 ч)

7

Культура: понятие, многообразие, формы

Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социа­лизацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм

1

19.10


8

Религия и язык как явления культуры

Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообра­зие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мульти-культурализм

1

26.10


Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (2 ч)

9

Мировое сообщество после «холодной войны».

Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы

1

09.11


10

«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе.

Демократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения раз­личных демократических ценностей друг с другом. Единое биз­нес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных стра­нах. Борьба с бедностью и голодом.

1

16.11


Тема V. Учитесь мыслить глобально (4 ч)

11

Феномен мирового лидерства

США после «холодной вой­ны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Гео­политические интересы США. Стандарты демократии и их понима­ние. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США

1

23.11


12

Россия в глобальной конкуренции

Понимание националь­ной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внут­реннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия* Россия на мировом энергетическом рынке

1

30.11


13

Европейский союз и его миссия

«Старая» и «новая» Евро­па; Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энер­гетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — воз­можности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза

1

07.12


14

Китай на пути к глобальной державе

От регионального ли­дера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономичес­кого развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.

1

14.12


Тема VI. Глобальная экономика (2 ч)

15

Становление единого мирового хозяйства

Эпоха «зональ­ной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неоли­берализм. Общество массового потребления. Глобализация эко­номики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кад­ровый, интеллектуальный, символический, социальный, культур­ный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэконо­мическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона

1

21.12


16

Россия в глобальной экономике

Противоречивость результа­тов глобализации экономического развития. Альтернативы экономи­ческого развития России. Факторы, влияющие на модель экономи­ческого развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели националь­ной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации

1

28.12


Тема VII. Глобальная безопасность (3 ч)

17

Сила оружия в современном мире

Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире

1

11.01


18

Экономика и экология: поиски равновесия

Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и эколо­гическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современ­ном мире. Промышленное развитие и угроза экологической ката­строфы. Экологические программы. Экология и здоровье челове­ка. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью

1

18.01


19

XXI век и новые угрозы для человечества

Зависимость че­ловека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономи­ческие ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути реше­ния проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терро­ризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке

1

25.01


Тема VIII. Власть в информационном обществе (3 ч)

20

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие

Западное общество и информатизация. Успеш­ность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Пе­реход к информационному обществу и политическое развитие

1

01.02


21

Средства массовой информации: между властью и граж­данским обществом. 

Роль средств массовой информации в со­временном мире. СМИ и формирование мировоззрения современ­ного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктив­ная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ

1

08.02


22

Нетократия

Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информа­ции. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические инс­титуты индустриального общества и нетократы.

1

15.02


Тема IX. Россия и «русский мир» (5 ч)

23

Особенности русской политической культуры

Формы са­моуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Полити­ческая свобода в авторитарной политической культуре. Отноше­ния подданных и главы государства в патриархальной полити­ческой культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политичес­кая культура. Политическая преемственность в российской исто­рии. Политическая культура современной России

1

22.02


24-25

Политическая система современной России

Структурные элементы политической системы. Конституционные основы го­сударственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, пре­зидентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной Рос­сии. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность

2

01.03

15.03


26

Развитие гражданского общества в современной России.

Государство и гражданское общество. Составные элементы граж­данского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политичес­кая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы

1

22.03


27

Россия — «ближний круг» и «русский мир»

Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа возв­ращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приорите­ты внешней политики России. Глобальная миссия России

1

05.04


Тема X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)

28

Угрозы и вызовы для России в XXI веке

Факторы, влияю­щие на будущее России. Условия существования цивилизаций. От­вет на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миг­рация и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономи­ческие ресурсы России. Ответственная экологическая политика

1

12.04


29

Экономические, социальные, военные риски для России

Экономический вызов. Рыночная трансформация российской эко­номики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модерниза­ция и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проб­лема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.

1

19.04


30

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

Общенациональные приоритеты России. Выход из сис­темного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответствен­ность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная госу­дарственность. Политическая активность и социальная ответствен­ность. Создание эффективного государственного аппарата. Адми­нистративная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимо­действие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского об­щества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбере­жения народа». Приоритетные национальные проекты в России

1

26.04


31

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке

Сохранение суверенитета и национальной независи­мости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитекту­ра мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гос­теприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональ­ной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России

1

03.05


Итоговое повторение (3 ч)


32

Общественное многообразие современного мира.

Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивиду­ального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Совре­менные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в об­щественной жизни

1

10.05


33

Геополитическое лидерство

Геополитическое лидерство. Стратегии национальной безопасности в глобальном мире. Противостояние и сотрудничество лидеров. Современная глобальная экономика. Экономическая успешность и конкурентоспособность. Политическая культура. Основы конституционного устройства России. Единое информаци­онное пространство. Социальные изменения эпохи глобализации. Роль знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность на­циональной элиты

1

17.05


34

Итоговая контрольная работа


1

24.05






Оценочные материалы


п/п

Вид работы

Сроки

1

Итоговая контрольная работа

24.05



Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто налагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

  • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существен­ные признаки, закономерности развития;

  • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контрар­гументы по отношению к иным взглядам;

  • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рацио­нальности;

  • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

  • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдель­ные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

  • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

  • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

  • делает элементарные выводы;

  • путается в терминах;

  • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

  • не может аргументировать собственную позицию;

  • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

  • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • не раскрыл проблему;

  • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

  • или информацию представил не в контексте задания или отказался отвечать.


Критерии оценивания итоговой контрольной работы

Задания первой части оцениваются в 1 балл. Задания второй части в 3 балла. Максимальное количество баллов 22.

90-100% - отлично «5»;

70-89% - хорошо «4»

50-69% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2».

19-22 – «5»

15-18 – «4»

11-14 – «3»

Менее 11 – «2»


Приложение


Итоговая контрольная работа

Часть 1

1. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек есть природный, биологический факт.

Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

1.Верно только А. 2. Верно только Б . 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

2. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:

1. В трудовой деятельности 2. В нормальном теплообмене

3. В сохранении здоровья 4. В физической активности

3. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:

1. Цель деятельности 2. Результат деятельности 3. Мотив деятельности 4. Потребность

4. Вид деятельности, характерный не только для людей:

1. Материально-производственная 2. Познавательная 3.Творческая 4. Игровая

5. Игровая деятельность является необходимой для человека, так как

1. Формирует логическое мышление 2. Отвлекает от повседневных дел

3. Формирует профессиональные навыки 4. Улучшает отношения с окружающими

6. Труд и общение как виды человеческой деятельности

1. Требуют обязательного наличия партнера/партнеров 2. Зависят от вербальной активности человека 3. Являются потребностями человека 4. Направлены на запланированный результат

7. В отличие от природы общество

1. Развивается закономерно 2.Имеет способность к развитию благодаря сознанию человека

3. Подвержено изменениям 4. Не развивается вообще

8. Философы-эмпирики так же, как и рационалисты

1. Считали возможным познание мира 2. Видели в чувственном опыте основу познания

3. Верили в существование врожденных моральных качеств 4. Считали логику основой истинных знаний

9. Верны ли следующие суждения:

А. Понятие «общество» охватывает все формы и способы взаимодействия людей.

Б. Понятие «общество» может быть применено для обозначения этапа развития человечества.

  1. Верно только А 3) Оба суждения верны

  2. Верно только Б 4) Оба суждения неверны

10. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека, называется :

1. Сенсуализм 2. Эмпиризм 3. Рационализм 4. Агностицизм



Часть 2

1. Установите соответствие

А. Человек , активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя 1. Индивид

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода 2. Индивидуальность

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств 3. Личность

2. Установите соответствие.


Примеры

Виды знаний


А. Если какая-то неприятность может произойти, то она обязательно произойдёт

1. Житейское знание

Б. Находки берестяных грамот убедительно

свидетельствуют о высоком уровне грамотности в Древней Руси

2. Научное знание

В. Древние рассказывают, что жили в Причерноморье

племена воинственных амазонок, убивающих мужчин

3. Мифологическое знание

Г. Каждый человек стремится к тому, чтобы достичь своего уровня некомпетентности


Д. Целый ряд болезней имеет генетическую наследственную основу





3. Выберите из приведённого методы научного познания, относящиеся к группе теоретических.

1. Постановка эксперимента 2. Построение математической модели

3. Проведение наблюдений за объектом 4. Выдвижение гипотезы

5. Построение системы доказательств 6. Осуществление анализа полученных данных

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

"Простейшим, самым доступным видом деятельности является _________ (1). Она носит условный _______(2) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является______ (3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считается _____ (4). Он обеспечивает не только существование человеческого _______ (5), но является также условием его непрерывного _____ (6) .Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным".

Слова   в   списке   даны   в   именительном   падеже.   Каждое   слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

А. Культура Б. Характер В. Игра Г. Учение Д. Труд Е. Глобализация Ж. Развитие З. Общество И. Признак






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!