муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37»
Рассмотрено на заседании МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
протокол № ________________ Зам.директора по УВР директор МОБУ «СОШ № 37» «______»___________2017 г. ____________/ Канищева О.Н./ ______________/Кабанова Л.В../
_________/Урбан Ю.В./ «____»____________2017 г. «____»___________ 2017г.
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXI веке»
в 10 классе
Составитель:
Кулушева Л.К.,
учитель истории и обществознания
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе программы:
1. на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ министерства образования РФ от 5 марта 2004 года N 1089, с дополнениями и изменениями).
2. с учетом: программы А. Н. Иоффе, А.Ю. Морозов. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXI веке. 10-11 классы. М.: – Просвещение, 2008 год
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения элективного курса «Глобальный мир в XXI в.» учащиеся должны знать/понимать:
• Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• Основные социальные институты и процессы;
• Различные подходы к исследованию человека и общества;
• Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
Учащиеся должны уметь:
• Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• Осуществлять комплексный поиск, систематизацию, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных и неадаптированных текстов;
• Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить ее из одной знаковой системы в другую;
• Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
• Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
• Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
• Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Содержание
Вводное занятие (1ч)
Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 10 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».
Тема I. Общество и общественное сознание (2 ч)
Основные функции и подсистемы общества. Человек — существо общественное. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества. Подсистемы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ.
Общественное сознание и его формы. Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство. Эмоционально-доверительное отношение к миру — религия. Доверительно-практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру — право. Практически-преобразовательное отношение к миру — идеология. Общественное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности общественных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества.
Основные понятия: общество, сознание, общественное сознание, эволюция, система, подсистема, функция, социализация, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация, культура, экономика, политика, право, наука, идеология, искусство, религия, мораль.
Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3 ч)
Российская государственность и российская цивилизация. Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.
Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными ценностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации.
Западные теории мироустройства. Человек и человечество — открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демократическое движение в XIX — начале XX века. Победа большевиков в России и строительство социализма в отдельно взятой стране. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.
Основные понятия: государственность, раскол, абсолютизм, империя, западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм, теология, либерализм, мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация.
Тема III. Что нас разделяет (2 ч)
Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм.
Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мульти-культурализм.
Основные понятия: социализация, традиции, культура, государство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.
Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (2 ч)
Мировое сообщество после «холодной войны». Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы.
«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Демократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом. Единое бизнес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом.
Основные понятия: «холодная война», сверхдержавы, «третий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, коррупция, транснациональные корпорации.
Тема V. Учитесь мыслить глобально (4 ч)
Феномен мирового лидерства. США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США.
Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия* Россия на мировом энергетическом рынке.
Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Европа; Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.
Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.
Основные понятия: двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).
Тема VI. Глобальная экономика (2 ч)
Становление единого мирового хозяйства. Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэкономическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона.
Россия в глобальной экономике. Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели национальной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации.
Основные понятия: зональная глобализация, средний класс, геокон, геоэкономические регионы, информационная экономика, трофейная экономика, «штабная экономика».
Тема VII. Глобальная безопасность (3 ч)
Сила оружия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире.
Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экологические программы. Экология и здоровье человека. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью.
XXI век и новые угрозы для человечества. Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терроризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке.
Основные понятия: геноцид, экологическая ответственность, пандемия.
Тема VIII. Власть в информационном обществе (3 ч)
Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Переход к информационному обществу и политическое развитие.
Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Роль средств массовой информации в современном мире. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктивная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ.
Нетократия. Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические институты индустриального общества и нетократы.
Основные понятия: информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.
Тема IX. Россия и «русский мир» (4 ч)
Особенности русской политической культуры. Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России.
Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, президентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной России. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность.
Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы.
Россия — «ближний круг» и «русский мир». Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа возвращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России.
Основные понятия: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, миграция, интеграция, «суверенная демократия»
Тема X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)
Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика.
Экономические, социальные, военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.
Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответственность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная государственность. Политическая активность и социальная ответственность. Создание эффективного государственного аппарата. Административная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимодействие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского общества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбережения народа». Приоритетные национальные проекты в России.
Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитектура мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гостеприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России.
Основные понятия: сепаратизм, вызовы, риски, справедливость, федерализм, государственность, приоритетные национальные проекты, «русскофония», ксенофобия, толерантность.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока |
Тема урока |
Реализация содержания предмета | Количество часов | Дата |
план |
факт |
1 | Вводное занятие | Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 10 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» | 1 | 07.09 | |
Тема I. Общество и общественное сознание (2 ч) |
2 | Основные функции и подсистемы общества. | Человек — существо общественное. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества. Подсистемы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ. | 1 | 14.09 | |
3 | Общественное сознание и его формы. | Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство. Эмоционально-доверительное отношение к миру — религия. Доверительно-практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру — право. Практически-преобразовательное отношение к миру — идеология. Общественное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности общественных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества. | 1 | 21.09 | |
Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3 ч) |
4 | Российская государственность и российская цивилизация. | Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества | 1 | 28.09 | |
5 | Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. | Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными ценностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации. | 1 | 05.10 | |
6 | Западные теории мироустройства. | Человек и человечество — открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демократическое движение в XIX — начале XX века. Победа большевиков в России и строительство социализма в отдельно взятой стране. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур. | 1 | 12.10 | |
Тема III. Что нас разделяет (2 ч) |
7 | Культура: понятие, многообразие, формы | Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм | 1 | 19.10 | |
8 | Религия и язык как явления культуры | Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мульти-культурализм | 1 | 26.10 | |
Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (2 ч) |
9 | Мировое сообщество после «холодной войны». | Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы | 1 | 09.11 | |
10 | «Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. | Демократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом. Единое бизнес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом. | 1 | 16.11 | |
Тема V. Учитесь мыслить глобально (4 ч) |
11 | Феномен мирового лидерства | США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США | 1 | 23.11 | |
12 | Россия в глобальной конкуренции | Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия* Россия на мировом энергетическом рынке | 1 | 30.11 | |
13 | Европейский союз и его миссия | «Старая» и «новая» Европа; Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза | 1 | 07.12 | |
14 | Китай на пути к глобальной державе | От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе. | 1 | 14.12 | |
Тема VI. Глобальная экономика (2 ч) |
15 | Становление единого мирового хозяйства | Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэкономическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона | 1 | 21.12 | |
16 | Россия в глобальной экономике | Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели национальной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации | 1 | 28.12 | |
Тема VII. Глобальная безопасность (3 ч) |
17 | Сила оружия в современном мире | Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире | 1 | 11.01 | |
18 | Экономика и экология: поиски равновесия | Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экологические программы. Экология и здоровье человека. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью | 1 | 18.01 | |
19 | XXI век и новые угрозы для человечества | Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терроризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке | 1 | 25.01 | |
Тема VIII. Власть в информационном обществе (3 ч) |
20 | Информационное общество: политическое и социальное своеобразие | Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Переход к информационному обществу и политическое развитие | 1 | 01.02 | |
21 | Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. | Роль средств массовой информации в современном мире. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктивная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ | 1 | 08.02 | |
22 | Нетократия | Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические институты индустриального общества и нетократы. | 1 | 15.02 | |
Тема IX. Россия и «русский мир» (5 ч) |
23 | Особенности русской политической культуры | Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России | 1 | 22.02 | |
24-25 | Политическая система современной России | Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, президентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной России. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность | 2 | 01.03 15.03 | |
26 | Развитие гражданского общества в современной России. | Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы | 1 | 22.03 | |
27 | Россия — «ближний круг» и «русский мир» | Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа возвращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России | 1 | 05.04 | |
Тема X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч) |
28 | Угрозы и вызовы для России в XXI веке | Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика | 1 | 12.04 | |
29 | Экономические, социальные, военные риски для России | Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы. | 1 | 19.04 | |
30 | Решение национальных задач на основе эффективной демократии | Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответственность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная государственность. Политическая активность и социальная ответственность. Создание эффективного государственного аппарата. Административная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимодействие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского общества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбережения народа». Приоритетные национальные проекты в России | 1 | 26.04 | |
31 | Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке | Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитектура мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гостеприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России | 1 | 03.05 | |
Итоговое повторение (3 ч) |
32 | Общественное многообразие современного мира. | Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивидуального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Современные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в общественной жизни | 1 | 10.05 | |
33 | Геополитическое лидерство | Геополитическое лидерство. Стратегии национальной безопасности в глобальном мире. Противостояние и сотрудничество лидеров. Современная глобальная экономика. Экономическая успешность и конкурентоспособность. Политическая культура. Основы конституционного устройства России. Единое информационное пространство. Социальные изменения эпохи глобализации. Роль знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность национальной элиты | 1 | 17.05 | |
34 | Итоговая контрольная работа | | 1 | 24.05 | |
Оценочные материалы
№ п/п | Вид работы | Сроки |
1 | Итоговая контрольная работа | 24.05 |
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто налагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);
или информацию представил не в контексте задания или отказался отвечать.
Критерии оценивания итоговой контрольной работы
Задания первой части оцениваются в 1 балл. Задания второй части в 3 балла. Максимальное количество баллов 22.
90-100% - отлично «5»;
70-89% - хорошо «4»
50-69% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2».
19-22 – «5»
15-18 – «4»
11-14 – «3»
Менее 11 – «2»
Приложение
Итоговая контрольная работа
Часть 1
1. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек есть природный, биологический факт.
Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
1.Верно только А. 2. Верно только Б . 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
2. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:
1. В трудовой деятельности 2. В нормальном теплообмене
3. В сохранении здоровья 4. В физической активности
3. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:
1. Цель деятельности 2. Результат деятельности 3. Мотив деятельности 4. Потребность
4. Вид деятельности, характерный не только для людей:
1. Материально-производственная 2. Познавательная 3.Творческая 4. Игровая
5. Игровая деятельность является необходимой для человека, так как
1. Формирует логическое мышление 2. Отвлекает от повседневных дел
3. Формирует профессиональные навыки 4. Улучшает отношения с окружающими
6. Труд и общение как виды человеческой деятельности
1. Требуют обязательного наличия партнера/партнеров 2. Зависят от вербальной активности человека 3. Являются потребностями человека 4. Направлены на запланированный результат
7. В отличие от природы общество
1. Развивается закономерно 2.Имеет способность к развитию благодаря сознанию человека
3. Подвержено изменениям 4. Не развивается вообще
8. Философы-эмпирики так же, как и рационалисты
1. Считали возможным познание мира 2. Видели в чувственном опыте основу познания
3. Верили в существование врожденных моральных качеств 4. Считали логику основой истинных знаний
9. Верны ли следующие суждения:
А. Понятие «общество» охватывает все формы и способы взаимодействия людей.
Б. Понятие «общество» может быть применено для обозначения этапа развития человечества.
Верно только А 3) Оба суждения верны
Верно только Б 4) Оба суждения неверны
10. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека, называется :
1. Сенсуализм 2. Эмпиризм 3. Рационализм 4. Агностицизм
Часть 2
1. Установите соответствие
А. Человек , активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя 1. Индивид
Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода 2. Индивидуальность
В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств 3. Личность
2. Установите соответствие.
Примеры | Виды знаний |
А. Если какая-то неприятность может произойти, то она обязательно произойдёт | 1. Житейское знание |
Б. Находки берестяных грамот убедительно свидетельствуют о высоком уровне грамотности в Древней Руси | 2. Научное знание |
В. Древние рассказывают, что жили в Причерноморье племена воинственных амазонок, убивающих мужчин | 3. Мифологическое знание |
Г. Каждый человек стремится к тому, чтобы достичь своего уровня некомпетентности | |
Д. Целый ряд болезней имеет генетическую наследственную основу | |
3. Выберите из приведённого методы научного познания, относящиеся к группе теоретических.
1. Постановка эксперимента 2. Построение математической модели
3. Проведение наблюдений за объектом 4. Выдвижение гипотезы
5. Построение системы доказательств 6. Осуществление анализа полученных данных
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
"Простейшим, самым доступным видом деятельности является _________ (1). Она носит условный _______(2) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является______ (3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считается _____ (4). Он обеспечивает не только существование человеческого _______ (5), но является также условием его непрерывного _____ (6) .Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным".
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
А. Культура Б. Характер В. Игра Г. Учение Д. Труд Е. Глобализация Ж. Развитие З. Общество И. Признак