СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чернобыльская трагедия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- рассказать учащимся о Чернобыльской аварии;

- познакомить учащихся с историей создания атомной энергетики;

- ознакомить учащихся с экологическими проблемами;

- прививать любовь к родному краю;

- воспитывать патриотизм;

- прививать интерес к изучаемой теме.

 

 

Оборудование: карта, портреты учёных, таблица «Атомный реактор», презентации, документальный фильм.

 

Ход урока:

 

Учитель-

День 26 апреля был днём скорби. 29 лет назад 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла авария, последствия которой наблюдаются до сих пор.

Но прежде немного истории.

В 1938 году немецкие учёные О. Ган и Ф. Штрассман обнаружили, что при облучении урана -235 нейтронами образуются элементы из середины таблицы Менделеева – барий и лантан. Объяснение этого явления было дано немецкими учёными О. Фришем и Лизой Мейтнер. Они предположили, что захватившее нейтрон ядро урана-235 делится на две примерно одинаковые части, получившие название осколков деления. При этом образуется ещё два-три нейтрона, которые могут расщепить ещё два-три атома урана. В результате образуется «лавина» делящихся ядер, то есть возникает цепная ядерная реакция. Каждое ядро урана при делении выделяет 200 Мэв энергии. То есть выделяется огромная энергия.

В природе уран содержит 99,27% изотопа U-238, 0,72 % U-235, и около 0,01% U -234. Следовательно, на каждое делящееся под действием медленных нейтронов ядро урана U-235 приходится 140 ядер урана U-238, которые захватывают не слишком быстрые нейтроны без деления. Поэтому в природе цепная реакция урана не возникает.

Что бы цепная реакция происходила, есть два способа.

Первый способ заключается в выделении чистого урана U-235, но это весьма трудная задача.

Но, тем не менее, она решается. Масса уран при этом должна быть определённой – критической (порядка 15-50 кг, это шар урана радиусом 12-15 см). Если масса меньше, то нейтроны могут вылетать наружу не вызвав деления. Этот способ применяется в атомных бомбах.

 

Второй способ используется в атомном реакторе. Он заключается в том, что небольшие блоки урана располагаются на некотором расстоянии друг от друга, а промежутки заполняются замедлителем, то есть веществом, в котором нейтроны замедляются до тепловых скоростей. После этого ядра урана U-238 не захватывают нейтроны

и захваты их происходят только ядрами урана U-235.

Атомный реактор изображён на рисунке. Первый уран-графитовый реактор был пущен в декабре 1942 года в Чикагском университете под руководством итальянского физика Энрико Ферми. Цепная реакция с коэффициентом размножения нейтронов 1,0006 длилась в течении 28 минут и после этого реактор был остановлен.

В Советском Союзе реактор такого же типа был пущен под руководством И.В. Курчатова в декабре 1946 года в Москве.

 

Презентация о И.В. Курчатове.

 

Учитель-

 

Потребление энергии в нашей стране и за рубежом растёт так быстро, что известные в настоящее время запасы топлива окажутся исчерпанными в сравнительно короткое время.

Запасов угля хватит лет на 350, нефти – на 40 лет, природного газа хватит лет на 60.

В настоящее время реальный вклад в энергоснабжение вносит ядерная энергетика. Несмотря на известные опасности, связанные с радиоактивными излучениями, а также с опасностью взрывов, ядерная энергетика развивается во всём мире. Это связано с тем, что АЭС имеют следующие преимущества по сравнению с тепловыми электростанциями:

- ядерные реакторы не потребляют дефицитного органического топлива и не загружают железнодорожными перевозками угля транспорт;

- для работы АЭС требуется очень небольшое количество топлива;

- АЭС не потребляют атмосферный кислород и не засоряют среду золой и продуктами сгорания (экологическая чистота);

- АЭС не требуют создания крупных водохранилищ, занимающие огромные площади плодородных земель.

 

Проблемы:

 

- защита обслуживающего персонала;

- постоянный контроль за радиационным фоном вокруг станции;

- отходы, которые опасны в течении 25000 лет ( их хранят в жидком виде в цистернах из нержавеющей стали, более активные остекловывают и хранят под землёй.

 

Но самый опасный – человеческий фактор. Именно он чаще всего и создаёт аварийные обстановки на АЭС.

 

Первая в мире атомная электростанция была введена в эксплуатацию в 1954 году в Советском Союзе по руководством И.В.Курчатова. Мощность её была 5000 кВт.

На рисунке показана схема атомного реактора.

В качестве замедлителя применяется графит, тяжёлая вода, бериллий.

В качестве поглотителей нейтронов применяется бор или кадмий.

Теплоносителем может служить легкоплавкий металл.

 

Чернобыльская АЭС с уран-графитовым реактором.

 

 

 

У нас в гостях ___

 

Презентация о Чернобыльской аварии.

 

Учитель-

Сотни, тысячи поломанных жизней и судеб. Люди вынуждены были покинуть свои дома и уехать. С собой не разрешалось ничего брать – всё было радиоактивно.

Много погибших, умерших от лучевой болезни, умерших от пережитого стресса.

Почтим память героев: работников станции, ликвидаторов, пожарников, вертолётчиков, погибших в результате этой аварии минутой молчания.

 

Минута молчания.

 

Нужно вспомнить ещё одно событие. В этом году 6 августа будет 70-летие атомной бомбардировки Хиросимы, а 9 августа – Нагасаки.

Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик В-29(командир экипажа - полковник Полл Тиббетс) сбросил на японский город Хиросиму урановую бомбу «Малыш». Мощность взрыва составила до18 килотонн в тротиловом эквиваленте.

9 августа 1945 года американский бомбардировщик В-29(командир экипажа- майор Чарльз Суини) сбросил ещё более мощную бомбу «Толстяк» на японский город Нагасаки.

Посмотрите фильм о тех событиях.

 

Фильм о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

 

Наш урок закончен - урок физики и урок ПАМЯТИ!

Просмотр содержимого документа
«Чернобыльская трагедия»

МБОУ «Некрасовская средняя школа»
Советского района Республики Крым











Классный час



«Чернобыльская трагедия»



Мероприятие «Атомная энергетика»

в 9 и 11 классах
































Классный руководитель 9 класса - Каракаш Татьяна Николаевна




Цель:

- рассказать учащимся о Чернобыльской аварии;

- познакомить учащихся с историей создания атомной энергетики;

- ознакомить учащихся с экологическими проблемами;

- прививать любовь к родному краю;

- воспитывать патриотизм;

- прививать интерес к изучаемой теме.



Оборудование: карта, портреты учёных, таблица «Атомный реактор», презентации, документальный фильм.


Ход урока:


Учитель-

День 26 апреля был днём скорби. 29 лет назад 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла авария, последствия которой наблюдаются до сих пор.

Но прежде немного истории.

В 1938 году немецкие учёные О. Ган и Ф. Штрассман обнаружили, что при облучении урана -235 нейтронами образуются элементы из середины таблицы Менделеева – барий и лантан. Объяснение этого явления было дано немецкими учёными О. Фришем и Лизой Мейтнер. Они предположили, что захватившее нейтрон ядро урана-235 делится на две примерно одинаковые части, получившие название осколков деления. При этом образуется ещё два-три нейтрона, которые могут расщепить ещё два-три атома урана. В результате образуется «лавина» делящихся ядер, то есть возникает цепная ядерная реакция. Каждое ядро урана при делении выделяет 200 Мэв энергии. То есть выделяется огромная энергия.

В природе уран содержит 99,27% изотопа U-238, 0,72 % U-235, и около 0,01% U -234. Следовательно, на каждое делящееся под действием медленных нейтронов ядро урана U-235 приходится 140 ядер урана U-238, которые захватывают не слишком быстрые нейтроны без деления. Поэтому в природе цепная реакция урана не возникает.

Что бы цепная реакция происходила, есть два способа.

Первый способ заключается в выделении чистого урана U-235, но это весьма трудная задача.

Но, тем не менее, она решается. Масса уран при этом должна быть определённой – критической (порядка 15-50 кг, это шар урана радиусом 12-15 см). Если масса меньше, то нейтроны могут вылетать наружу не вызвав деления. Этот способ применяется в атомных бомбах.


Второй способ используется в атомном реакторе. Он заключается в том, что небольшие блоки урана располагаются на некотором расстоянии друг от друга, а промежутки заполняются замедлителем, то есть веществом, в котором нейтроны замедляются до тепловых скоростей. После этого ядра урана U-238 не захватывают нейтроны

и захваты их происходят только ядрами урана U-235.

Атомный реактор изображён на рисунке. Первый уран-графитовый реактор был пущен в декабре 1942 года в Чикагском университете под руководством итальянского физика Энрико Ферми. Цепная реакция с коэффициентом размножения нейтронов 1,0006 длилась в течении 28 минут и после этого реактор был остановлен.

В Советском Союзе реактор такого же типа был пущен под руководством И.В. Курчатова в декабре 1946 года в Москве.


Презентация о И.В. Курчатове.


Учитель-


Потребление энергии в нашей стране и за рубежом растёт так быстро, что известные в настоящее время запасы топлива окажутся исчерпанными в сравнительно короткое время.

Запасов угля хватит лет на 350, нефти – на 40 лет, природного газа хватит лет на 60.

В настоящее время реальный вклад в энергоснабжение вносит ядерная энергетика. Несмотря на известные опасности, связанные с радиоактивными излучениями, а также с опасностью взрывов, ядерная энергетика развивается во всём мире. Это связано с тем, что АЭС имеют следующие преимущества по сравнению с тепловыми электростанциями:

- ядерные реакторы не потребляют дефицитного органического топлива и не загружают железнодорожными перевозками угля транспорт;

- для работы АЭС требуется очень небольшое количество топлива;

- АЭС не потребляют атмосферный кислород и не засоряют среду золой и продуктами сгорания (экологическая чистота);

- АЭС не требуют создания крупных водохранилищ, занимающие огромные площади плодородных земель.


Проблемы:


- защита обслуживающего персонала;

- постоянный контроль за радиационным фоном вокруг станции;

- отходы, которые опасны в течении 25000 лет ( их хранят в жидком виде в цистернах из нержавеющей стали, более активные остекловывают и хранят под землёй.


Но самый опасный – человеческий фактор. Именно он чаще всего и создаёт аварийные обстановки на АЭС.


Первая в мире атомная электростанция была введена в эксплуатацию в 1954 году в Советском Союзе по руководством И.В.Курчатова. Мощность её была 5000 кВт.

На рисунке показана схема атомного реактора.

В качестве замедлителя применяется графит, тяжёлая вода, бериллий.

В качестве поглотителей нейтронов применяется бор или кадмий.

Теплоносителем может служить легкоплавкий металл.


Чернобыльская АЭС с уран-графитовым реактором.




У нас в гостях ___


Презентация о Чернобыльской аварии.


Учитель-

Сотни, тысячи поломанных жизней и судеб. Люди вынуждены были покинуть свои дома и уехать. С собой не разрешалось ничего брать – всё было радиоактивно.

Много погибших, умерших от лучевой болезни, умерших от пережитого стресса.

Почтим память героев: работников станции, ликвидаторов, пожарников, вертолётчиков, погибших в результате этой аварии минутой молчания.


Минута молчания.


Нужно вспомнить ещё одно событие. В этом году 6 августа будет 70-летие атомной бомбардировки Хиросимы, а 9 августа – Нагасаки.

Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик В-29(командир экипажа - полковник Полл Тиббетс) сбросил на японский город Хиросиму урановую бомбу «Малыш». Мощность взрыва составила до18 килотонн в тротиловом эквиваленте.

9 августа 1945 года американский бомбардировщик В-29(командир экипажа- майор Чарльз Суини) сбросил ещё более мощную бомбу «Толстяк» на японский город Нагасаки.

Посмотрите фильм о тех событиях.


Фильм о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.


Наш урок закончен - урок физики и урок ПАМЯТИ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!