СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО ЗЕМЛИ ПОВОЛЖСКОЙ… Опыт реализации проектной деятельности по исследованию свойств почвы на приусадебном участке

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы – узнать, что такое почва, какое она имеет значение в природе и жизни человека, познакомиться с методиками исследования почвы, изучить состав и свойства почвы приусадебного участка.

Для решения цели мы выдвинули следующие задачи:

1. Изучить различные методики исследования почв. Выбрать те из них, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории.

2. Провести исследования физических свойств и химического состава почвы приусадебного участка.

3. На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на приусадебном участке.

4. Предложить способы повышения плодородия почвы на приусадебном участке, не требующие особых материальных затрат  и физических усилий.

Благополучие окружающей среды во многом зависит от санитарного состояния почвы. Чистая, здоровая почва — залог чистоты окружающей среды, экологически безопасных продуктов, а значит, и здоровья человека.      

Просмотр содержимого документа
«ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО ЗЕМЛИ ПОВОЛЖСКОЙ… Опыт реализации проектной деятельности по исследованию свойств почвы на приусадебном участке»

28

МОУ средняя общеобразовательная школа

с. Новая Бекшанка

МО «Барышский район»


ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО ЗЕМЛИ ПОВОЛЖСКОЙ…


Опыт реализации проектной деятельности по исследованию свойств почвы на приусадебном участке






Автор проекта:

Окольнова Вероника

обучающаяся 9 класса

МОУ СОШ с.Новая Бекшанка

Руководители:

Гончарова Наталья Юрьевна,

учитель химии,

Зотеева Надежда Николаевна,

учитель технологии


Новая Бекшанка – 2016 г.




Оглавление


Пояснительная записка 3

Описание базы проекта 5

Организация работы по проекту 5

Содержание работы по проекту 6

Теоретический анализ литературы 6

Отбор проб почвы с приусадебного участка 12

Определение механического и минерального состава почвы 12

Определение структуры почвы 14

Определение кислотности почвы 15

Анализ почвы по растениям 16

Обнаружение сульфатов в почве 17

Определение наличия хлоридов в почве 18

Результаты опытно-экспериментальной работы 19

Рекомендации по повышению плодородия почв 19

Заключение 23

Список использованных источников 25




Пояснительная записка


Актуальность проекта. Земля — ценнейшее природное достояние народа, место обитания человека. Почвенный покров является объектом труда и средством производства. Он используется для выращивания растений, получения биологической массы разного рода продукции, размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, аэродромов, мест отдыха. Таким образом, почва - одно из важнейших богатств, которым располагает человечество, так как именно почва обеспечивает необходимыми продуктами питания. Все мы, в конечном счете, зависим от ее плодородия.

Вопрос плодородия и урожайности почвы особенно остро стоит в настоящее время. Почва – это рыхлый поверхностный слой земли. Он включает в себя твердые, жидкие, газообразные компоненты и формируется в результате сложного взаимодействия климата, растений, животных, микроорганизмов. Поэтому во многом плодородие почвы обуславливается ее определенными физико-химическими свойствами.

Для меня изучение состава и свойств почв приусадебного участка – достаточно важная проблема. Ведь для того, чтобы иметь ухоженный и экологически правильно организованный участок необходимо знать химический состав почвы, её тип, структуру.

Меня заинтересовала эта тема, потому, что, по моему мнению, данный проект поможет правильно составить план нашего участка и грамотно выстроить его.

Около нашего дома есть достаточно большая территория земли. Для того, чтобы заполнить эту площадь культурными растениями, нужно знать свойства почвы и её состав, чтобы сопоставить их с требованиями тех растений, которые можно выращивать здесь.

Но есть и другая причина выбора данной темы проекта. Это сам процесс его выполнения. Во-первых, это проверка моих теоретических знаний по естественнонаучным дисциплинам. Во-вторых, сам проект очень увлекателен и полезен. Ведь в ходе его я узнала не только о составе и свойствах почвы, но и какие изменения могут произойти под влиянием различных факторов окружающей среды.

Я хочу научиться определять тип почвы, её состав, выяснить, каких веществ не достаточно для того, чтобы она стала плодородной. Также изучение состава почвы поможет определить достоинства и недостатки различных типов почв, какие удобрения вносить, выращивая определённые культурные растения.

В наше время важно выяснить, какова степень загрязнённости на данной территории, как она влияет на растения и почвы данной территории. Именно химический анализ позволит выявить признаки, причины загрязнения почвы. Выявление особенностей состава и свойств конкретных почв позволит определить методы ухаживания за ней для того, чтобы процент плодородности сохранялся достаточно высоким.

Цель работы – узнать, что такое почва, какое она имеет значение в природе и жизни человека, познакомиться с методиками исследования почвы, изучить состав и свойства почвы приусадебного участка.

Для решения цели мы выдвинули следующие задачи:

1. Изучить различные методики исследования почв. Выбрать те из них, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории.

2. Провести исследования физических свойств и химического состава почвы приусадебного участка.

3. На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на приусадебном участке.

4. Предложить способы повышения плодородия почвы на приусадебном участке, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.

Благополучие окружающей среды во многом зависит от санитарного состояния почвы. Чистая, здоровая почва — залог чистоты окружающей среды, экологически безопасных продуктов, а значит, и здоровья человека.

Без сохранения почвенного покрова окажется невозможным и сохранение исторически сложившегося круговорота веществ в природе. Поэтому каждому человеку полезно иметь представление о состоянии почвенного покрова в том месте, где он живет. А для человека, живущего в сельской местности, чья жизнь непосредственно зависит от количества собранного урожая, проблема снижения плодородия почвы - одна из самых важных.


Описание базы проекта


Объектом исследования являются два приусадебных участка, расположенных в селе Новая Бекшанка, где проживают моя семья и родственники.

Первый участок находится близко к трассе. Процент концентрации транспортных средств в этом районе не одинаков в течение суток: днём он не велик, но утром и вечером становится больше.

Второй приусадебный участок также находится возле трассы, но менее оживленной. Транспортных средств здесь меньше.

На изучаемых территориях построены дома для круглогодичного жилья, хозяйственные постройки. Есть огород и клумбы, небольшой сад, место с дикорастущими растениями. Естественная растительность характеризуется травянистыми растениями, которые произрастают на лугу.

Участок плоский, солнечный. На участке есть подвод воды по всей его длине.


Организация работы по проекту


Работа над проектом включала в себя следующие этапы

1) Выбор темы проекта.

2) Формулирование целей и задач.

3) Работа с литературой.

4) Формулирование гипотезы.

5) Подбор объекта исследования.

6) Выбор методики исследования.

7) Проведение исследования

8) Обработка результатов.

9) Формулировка выводов.

10) Написание отчёта.

11) Презентация отчёта.


Содержание работы по проекту


Опытно-экспериментальная часть работы включала в себя следующие этапы:

- теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблематике,

- отбор пробы почвы с приусадебного участка,

- физический анализ исследуемой почвы,

- химический анализ исследуемой почвы,

- формулировка выводов.


Теоретический анализ литературы


Образование почв и их разнообразие

Почвы занимают уникальное, но вполне закономерное положение в ландшафте. Они возникают там, где наиболее тесно взаимодействуют между собой живые организма и неорганическая (косная) материя при непосредственном участии водной и воздушной среды, и образуют особые природные системы. Почва оказалась первым типом особого класса природных систем земной коры, которые В. И. Вернадский назвал биокосными. Почва формировалась в течение длительного времени в верхней части коры выветривания в процессе взаимодействия горных пород, рельефа, климата, почвенно-грунтовых вод, растительных и животных организмов, микроорганизмов, деятельности человека.

Каждый из компонентов природы накладывает свой отпечаток на «внешность» почв и «физиологию» протекающих в них процессов, поэтому почву справедливо считают детищем и зеркалом ландшафта. Та мозаика почвенного покрова, которую мы наблюдаем на Белгородчине, отнюдь не случайна. Она – результат различия природных условий в пределах Белгородской области. Одним из важных факторов почвообразования в последнее время становится человек. Он может оказывать двоякое – как положительное, так и отрицательное – воздействие на почвы. К сожалению, пока приходится констатировать гораздо больше случаев его негативного влияния на почвенный покров.

Вследствие особого своего расположения на стыке двух природных зон (степной и лесостепной) и значительного разнообразия природных условий в Белгородской области сложились предпосылки для формирования большого количества типов почв, список которых включает 10 типов, 18 подтипов, 37 родов и 320 видов и разновидностей. Они закономерно сменяют друг друга в направлении с севера на юг и с запада на восток, подчиняясь наиболее общим законам географического распространения: закону широтной зональности, закону фациальности (провинциальности) и закону аналогичных топографических рядов.

Примерно 10 тыс. лет назад человек со­временного типа (прежде его называли кроманьонцем) — первый среди людей, заслуживший название «человека разумного», — совершил так называемую неолитическую ре­волюцию. Находясь перед угрозой голода, он резко изменил способ своего существования. Уничтожив всю съедобную дичь и истощив охотничьи угодья, этот охотник и собиратель был вынужден заняться скотоводством и земледелием, для того чтобы получать достаточное количество продуктов. И тут он впервые встретился с почвой как объектом своего прямого жизненного интереса. В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приёмы обработки земли. Впоследствии, эти рекомендации стали записываться и передаваться по наследству, пос­тоянно дополняясь. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия. Таков путь становления агрономии — отрасли науки, имеющей дело с наиболее жизненно важным свойством почвы — плодородием.

Плодородие почвы — это её способность обеспе­чивать сельскохозяйственные растения элемен­тами минерального питания и влагой и в ре­зультате этого давать урожай. Естественным плодородием обладают целинные, не возделы­ваемые человеком почвы. Уровень плодородия может быть повышен человеком путём внесения удобрений, благодаря различным способам обра­ботки, мелиорацией и другими специальными мероприятиями.

Внимательнее всего с древних времён люди изучали самый верхний слой почвы — пахотный, где находятся корни возделываемых растений. Это корнеобитаемый слой почвы — объект агрономиче­ского почвоведения.

Для людей главное было получить урожай, а для этого необходимо разобраться в том, как почва питает растения, какие её свойства благотворно влияют на сельскохозяйственные культуры, а какие, наоборот, затрудняют их жизнь.

Поэтому до второй половины XIX в. внимание учёных было приковано лишь к самому верхнему слою почвы, в котором обитают корни растений. К этому времени стало ясно: для получения хороших урожаев необходимо, чтобы корни растения по­лучали из почвы достаточно влаги, минеральных веществ и могли спокойно дышать. Поэтому люди внимательно изучали те характеристики почв, от которых в первую очередь зависит снабжение растений всем необходимым, прежде всего — механический состав и органическое вещество почвы.




Механический состав почвы


Каждому хорошо известно, как быстро впитывается вода в пляжный песок. Впитывается и тут же, как сито, просачивается вглубь. А посмотрите, как ведёт себя глина: она практически не пропускает воду.
Недаром из неё делают посуду, а в древние времена вылепленные сосуды и котлы даже не обжигали на костре.

Дело в том, что песок представляет собой относительно крупные частицы, размером от 0,01 до 3 мм. Из-за относительно больших размеров они не могут плотно прилегать друг к другу, между ними остаются пустоты. По ним, как по каналам, вода быстро просачивается вглубь. Мелкие же частицы глины, размеры которых менее 0,01 мм, столь плотно «упакованы» в почвенном слое, что по капиллярам между ними вода движется с трудом.

Практически ни одна почва не состоит целиком из песка или целиком из глины. В каждой из почв они присутствуют вместе, но в разных соотношениях, например, 55 % песка и 45 % глины. По соотношению частиц различного размера судят о механическом составе почвы. Если в ней преобладают крупные песчаные частицы, почвоведы говорят о лёгких песчаных почвах, если много мелких глинистых – о тяжёлой глинистой почве. Если соотношение песка и глины примерно одинаково, то такие почвы называют «суглинистыми» (либо легкосуглинистыми, когда песка всё же немного больше, либо тяжёлосуглинистыми, когда немного больше глины). Механический состав почвы очень сильно влияет на плодородие почвы. Чем больше песка, тем слабее она удерживает воду, но при этом корни растений лучше снабжаются воздухом, необходимым им для дыхания. Наоборот, чем больше глины, тем сильнее удерживается драгоценная влага, но хуже поступает воздух. Поэтому механический состав – одно из первых свойств почв, которые стали изучаться людьми.

Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что расположение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зо­нальности: они распространены широкими полосами, простирающи­мися примерно в широтном направлении и последовательно сменяю­щими друг друга по мере изменения широты местности в соответ­ствии с изменением климата, растительности, животного мира и дру­гих условий почвообразования. Для многих административных еди­ниц их территории оказываются слишком малы для проявления этой закономерности.


Основные типы почв Ульяновской области


Почвенный покров Ульяновской области имеет две особенности. Первая связана с географическим положением: так как Ульяновская область находится в лесостепной зоне, поэтому основной фон составляют лесные (серые лесные, подзолистые) и степные (оподзоленные и выщелоченные, долинные, обыкновенные и тучные чернозёмы) почвы. Вторая особенность связанна с геологическим строением, рельефом и гидрографией, что предопределяет формирование особых типов почв (карбонатных, солонцов и солодей, пойменных и болотных).

Почвенный покров сельскохозяйственных угодий Ульяновской области объединяет в себе 15 типов почв, принципиально различающихся условиями почвообразования.

Общую характеристику почвенного покрова сельхозугодий можно дать по упрощенной схеме, выделив (по максимальным площадям) 3 типа – черноземные, серые лесные и дерново-карбонатные (табл. 28).

По состоянию на 01.01.2016 года удельный вес наиболее распространенных на территории области типов почв сельскохозяйственных угодий составляет:

1 .Черноземные почвы – 64,2%;

2. Серые лесные почвы – 22,8%;

3. Дерново-карбонатные почвы – 5,4%.

Черноземы, составляющие основу пахотных земель, распространены по всей области, Среди них преобладают выщелоченные и типичные черноземы.

Вторым наиболее распространенным типом почв на территории области являются серые лесные почвы. Местами наибольшего распространения этих почв являются западный и юго-западный районы области. Почти 62% этих почв представлены темно-серыми почвами, которые по свойствам и плодородию ближе к черноземам.

Дерново-карбонатные почвы занимают незначительную площадь в правобережной части области. Наиболее крупные их площади встречаются в южных районах. Эти почвы богаты гумусом, хорошо насыщены основаниями, имеют щелочную реакцию почвенной среды, но сильно щебенчатые и характеризуются неустойчивым водным режимом.

Оподзоленные выщелоченные черноземы отличаются от других тем, что у них происходит вымывание и выщелачивание тонкодисперсных и растворимых веществ из верхних гумусированных горизонтов в нижние - иллювиальные. Они располагаются в районах, где повышенное количество влаги, легкий механический состав, хорошая дренированность поверхности. К ним относятся: северный почвенный район (Сурский, Цильнинский, Карсунский, Вешкаймский, Майнский и Ульяновский административные районы); юго-западный (Инзенский, Барышский, северная часть Николаевского, западная часть Кузоватовского районов); юго-восточный (восточная часть Кузоватовского, Теренгульского и Сенгилеевского районов); восточный почвенный район (на четвертичных отложениях к северо-западу от р. Большой Черемшан). Обыкновенные черноземы занимают небольшие площади в восточном почвенном районе Заволжья (Чердаклинский район) и южном (Павловский, Старокулаткинский, Радищевский, южные части Николаевского и Новоспасского районов). Обыкновенные черноземы несколько уступают по плодородию тучным черноземам из-за меньшего количества гуминовых кислот, что соответственно понижает ценность других их качеств.


Отбор проб почвы с приусадебного участка


Поскольку средняя проба, взятая для анализа, должна характеризовать все свойства исследуемой почвы, на подготовку образца к взятию этой пробы мы обратили особое внимание.

Из четырех различных мест опытного участка мы взяли приблизительно по 200 г почвы. Методом квадратирования отобрали опытный образец массой примерно 400 г. Около 300 г почвы оставили для проведения опытов по изучению физических свойств почвы. Остальное количество использовали для приготовления почвенной вытяжки.

Очищенный от инородных тел и включений образец почвы высушили на воздухе, расположив почву в кювете слоем толщиной не более 2 см. Затем взвесили пустой чистый стакан на 200 мл. В стакан поместили высушенную почву на 1/3 вы­соты и снова взвесили его, определив массу почвы (m) в граммах. К почве добавили дистиллированную воду в расчете 5 мл воды на 1 г почвы , приготовив тем самым водную вытяжку. Перемешали содержимое стакана в течение 3-5 мин. с помощью стеклянной палочки. Отфильтровали содержимое стакана через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в нижний стакан на 50 мл. Первые несколько миллилитров фильтрата удалили, т.к. они собирают загрязнения с фильтра. Получили водную вытяжку почвы, которую использовали для определения засоленности почвы.


Определение механического и минерального состава почвы


Механический состав почвы, т. е. содержание в ней частиц различной величины – важнейшее физическое свойство почвы. По механическому составу почвы делят на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. От механического состава зависит плотность, водопроницаемость почвы, влагоёмкость, аэрация, теплоёмкость, теплопроводность. Наиболее плодородными являются суглинки и супесчаники. Песок – основной почвенный материал, который состоит, главным образом, из кремнезёма SiO2. Кремнезём служит источником силикат-ионов (SiO32-), которые соединяются с ионами Al3+, железа - Fe2+, Fe3+ и образуют силикаты – кристаллические соединения. Песчаные почвы сложены из крупных частиц, они сухие, т. к. плохо задерживают влагу.

Глинистые минералы имеют вид микроскопических плоских кристаллов шестиугольной формы. Каждый кристалл включает в себя силикаты и гидроксиды алюминия и железа. Кристаллы глины по объёму очень малы, а площадь их поверхности, граничащая с пустотами между ними, велика. К поверхности кристаллов прикрепляются молекулы воды и элементов питания. Вот почему глинистые почвы плохо пропускают воду, затрудняют её доступ к растениям.

глинистая почва глинистый минерал

В общем случае, чем меньше частицы почвы, тем больше их способность удерживать воду и химические вещества, и наоборот.

Ход работы.

1) Взяли немного почвы, увлажнили её и скатали в ладонях.

2) По тому признаку, как почва скатывается, определили её механический состав, пользуясь таблицей:

Тип почвы по механическому составу

Особенности скатывания почвы

1. Песчаная почва

Почва не скатывается в шарик

2. Супесчаная почва

Почва скатывается в шарик

3. Лёгкая суглинистая почва

Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании

4. Суглинистая почва

Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, ломается при изгибании

5. Тяжёлая суглинистая почва

Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, при изгибе не ломается

6. Глинистая почва

Почва скатывается в колбаску, легко сгибается, не ломаясь, в кольцо

3) Исходя из типа почвы по механическому составу, определили, что в ней преобладает глинозём.

Вывод: данные образцы почвы являются тяжёлыми суглинистыми и глинистыми.


Определение структуры почвы


Механический состав почв во многом определяет её структуру. Структурная почва комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре. Эти комочки включают минеральные частицы, склеенные гумусом. В таких почвах много воды и воздуха, которые вместе с органической составляющей обуславливают плодородие. Бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц – до 0, 001 мм в диаметре. Поглощая воду, такие почвы образуют сплошную липкую массу.3

Ход работы:

1) Взяли немного почвы, разложили её тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Отметили наличие структуры.

2) Добавили немного воды. Сплошная масса при этом не образовалась.

Вывод:

- исследуемая почва структурированная,

- для неё характерна прекрасная аэрация и инфильтрация.


Определение кислотности почвы


Химические свойства почвы зависят от содержания в ней минеральных веществ, которые находятся в виде растворённых в воде гидратированных ионов.

Одной из важных характеристик химического состава почв является реакция её среды, т. е. кислотность почвы. В среднем рН почв близко к нейтральному значению. Такие почвы наиболее богаты обитателями. Известковые почвы имеют рН = 8-9, т. е. они слабо щелочные; торфяные имеют рН = 4-6, т. е. они слабо кислые. Соответственно, основные и кислые почвы имеют специфический, приспособленный к тем или другим состав почвенных организмов.

При значении рН меньше 3 (сильно кислые почвы) и больше 9 (сильно щелочные почвы) из-за высоких концентраций ионов водорода или ионов гидроксид-ионов повреждаются клетки живых организмов. Кроме этого, рН почвы сказывается и на степени доступности биогенных элементов. При рН меньше 4 почва содержит так много ионов алюминия, что она становится высокотоксичной для большинства растений. При ещё более низких значениях рН в токсичных концентрациях могут содержаться ионы железа Fe3+, марганца Mn2+ . При высоких значениях рН ионы железа Fe3+, марганца Mn2+ , а также фосфат-ионы PO43- оказываются связанными в малорастворимые соединения (фосфаты и гидрофосфаты) – тогда растения страдают от их недостатка.

Ход работы:

1) Поместили в колбу 10 г почвы.

2) Добавили в колбу 25 мл дистиллированной воды.

3) Закрыли колбу пробкой, энергично встряхнули и дали отстояться содержимому в течение нескольких часов.

4) Отфильтровали содержимое колбы и определили рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги.

5) Определили, к какому типу кислотности относится данный почвенный образец, сравнив с данными таблицы:

рН

Степень кислотности

Меньше 4,4

Сильнокислые

4,5 – 5,0

Среднекислые

5,1 -5,5

Слабокислые

5,6 – 6,0

Ближе к нейтральным

6.1 – 7,0

Нейтральные

Больше 7,1

щелочные


Анализ почвы по растениям


Дикорастущие растения получили название индикаторных, поскольку по ним можно судить о характере и состоянии почвы, на которой они произрастают.

Ацидофилы крайние (рН 3,5-4,5) - сфагнум, зеленые мхи, плаун, кошачьи лапки, хвощ полевой, щавель малый.

Ацидофилы умеренные (рН 4,5-6,0) – черника, брусника, багульник, сушеница, калужница болотная, сердечник луговой, вейник наземный.

Ацидофилы слабые (рН 5,0-6,7) – папоротник мужской, медуница неясная, зеленчук, колокольчик широколистный, малина смородина, иван-да-марья, кисличка заячья.

Нейтрофильные (рН 6,0-7,3) - сныть европейская, клубника зеленая, клевер горный, борщевик сибирский, цикорий, мятник луговой.

Нейтрально-базофильные (рН 6,7-7,8) - мать и мачеха, люцерна серповидная, осока мохнатая, гусиная лапка.

Базофильные (рН 7,8-9,0) - бузина сибирская, вяз шершавый, бересклет бородавчатый, горчица полевая, льнянка.

Вывод: Реакция почвы оказывает большое влияние на развитие растений и почвенных организмов, на скорость и направленность происходящих в ней химических и биохимических процессов. В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 (в сфагновых торфах) до 10 (в солонцовых почвах). Чаще кислотность не выходит за пределы 4-8.

В исследуемых образцах почвы при трехкратном определении было выяснено, что кислотность почвы равна 5 (рН=5). Исследуемые почвы относятся к среднекислым почвам. Данный показатель считается хорошим для произрастающих растений и почвенных организмов.


Обнаружение сульфатов в почве


Определение химического состава почвы чаще всего начинается с анализа водной почвенной вытяжки, т.к. хорошо растворимые соединения почвы в первую очередь поглощаются растениями.

Преимущественное накопление микроэлементов происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв.

Избыток растворенных в почве солей (более 0,2% от массы сухой почвы) создает повышенную концентрацию соответствующих ионов в почвенном растворе, а это снижает ее плодородие. Такими солями являются, например, хлориды натрия, магния, кальция, карбонат и сульфат натрия.

Ход работы:

1) Взяли 25 г почвы, поместили в колбу, добавили 50 мл дистиллированной воды.

2) Взболтали содержимое колбы, дали отстояться в течение 5-10 мин.

3) Еще раз взболтали и после отстаивания профильтровали.

4) К 5 мл почвенной вытяжки прилили несколько капель концентрированной соляной кислоты и 3 мл 20%-ного раствора хлорида бария.

5) Наблюдали появление слегка мутного раствора.

Вывод: содержание в образцах почвы сульфатов незначительное. Такое количество не будет снижать плодородие почвы.

Определение наличия хлоридов в почве


Определение химического состава почвы чаще всего начинается с анализа водной почвенной вытяжки, т.к. хорошо растворимые соединения почвы в первую очередь поглощаются растениями.

Преимущественное накопление микроэлементов происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв.

Избыток растворенных в почве солей (более 0,2% от массы сухой почвы) создает повышенную концентрацию соответствующих ионов в почвенном растворе, а это снижает ее плодородие. Такими солями являются, например, хлориды натрия, магния, кальция, карбонат и сульфат натрия.3

Ход работы:

1) Взяли 25 г почвы, поместили в колбу, добавили 50 мл дистиллированной воды.

2. Взболтали содержимое колбы, дали отстояться в течение 5-10 мин.

3. Еще раз взболтали и после отстаивания профильтровали.

4. Отлили в пробирку 5 мл почвенной вытяжки, добавили несколько капель 10%-ной азотной кислоты и по каплям 1,5% раствор нитрата серебра.

5. Наблюдали помутнение раствора.

Вывод: в исследуемых образцах почвы содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид-ионов. Такое количество не повлияет на снижение плодородия почвы.


Результаты опытно-экспериментальной работы


1. По изменению окраски универсальной индикаторной бумаги – кислотность почвы низкая. Известкование почвы не требуется.

2. На участке умеренно применяются минеральные и органические удобрения. Преимущественно используются органические удобрения животного происхождения (куриный помёт). Для подкормки отдельных цветочных культур применяются жидкие комплексные удобрения «Идеал», «Радуга».

Правила использования химикатов:

- использовать средства индивидуальной защиты.

- использовать специальный инвентарь, предназначенный для данного вида работ.

- не допускать передозировки удобрений. Количество внесённого удобрения должно соответствовать инструкции на упаковке.

- вносить удобрения в сроки, установленные для данного вида работ.

3. Механический состав почвы – тяжёлая суглинистая и глинистая почвы. Исследуемые образцы почвы относятся к структурным комковатым.

4. Содержание в почве сульфат-ионов и хлорид-ионов незначительное, оно не снижает плодородия.


Рекомендации по повышению плодородия почв


Для того чтобы в почве образовывался гумус, в нее необходимо вносить всевозможные органические остатки. Но очень часто использование органических удобрений сопряжено с большими финансовыми затратами. Поэтому мы предложили методы повышения плодородия почвы на пришкольном участке без особых материальных усилий.

Во-первых, почву необходимо мульчировать остатками отмерших растений и опавшей листвой. Мульча выполняет ряд полезных функций:

- под действием аэробных микроорганизмов мульча минерализуется, и почва пополняется минеральными элементами,

- задерживает рост сорняков,

- предотвращает излишнее испарение влаги из почвы,

- благодаря мульче верхний слой почвы всегда рыхлый,

- мульчирующий слой играет роль шубы: днем почва не перегревается и не пересыхает, ночью - не переохлаждается,

- мульча уменьшает глубину промерзания почвы зимой,

- мульчипокров защищает почву от вымывания,
- мульчипокров обеспечивает питанием почвенную микрофлору и животных, которые в процессе жизнедеятельности выдыхают углекислый газ, необходимый для углеродного питания растений.

Для создания мульчипокрова можно применять: сорняки, лопухи, крапиву, скошенную траву, послеуборочные остатки, перемолотые кору и ветки деревьев. Их можно оставлять после прополки на междурядьях. Так же их можно измельчать и вносить в почву в период осенней копки.

Во-вторых, мы рекомендуем производить посев сидеральных растений. Сидератами являются любые однолетние растения, которые выращивают весной до основных посадок, осенью после сбора урожая или летом для восстановления плодородия почвы. При выращивании сидеральных растений минеральные элементы почвы служат их питанием. Таким образом, неорганическое вещество преобразуется в органическое. Затем сидераты подрезают, оставляют перегнивать на грядках или закладывают в компостную кучу. При разложении корневой системы в глубине почвы образуется гумус, который восстанавливает плодородие почвы. Надземная часть растений большей частью минерализуется и пополняет почву минеральными элементами. В качестве сидератов могут использоваться любые однолетние растения, обладающие мощной корневой системой и надземной частью: фацелия, люпин, рожь, овёс, подсолнечник, рапс, кормовые бобы, горох, клевер, донник и т. д.

В-третьих, желательно компостировать органические отходы. Лучше всего компостировать органические отходы прямо на грядке или на дорожках. В этом случае обеспечивается максимальное восстановление плодородия почвы при минимальных трудозатратах. Лучше всего иметь 2-3 компостные кучи. В одну органические остатки вносятся, в другой они уже перегнивают, в третьей компост уже готов и вносится на грядки. Очень нежелательно годами складывать органические вещества в одну компостную кучу. Для компостирования применяются следующие органические остатки:

1. Домашний мусор органического происхождения.

2. Кухонные и пищевые отходы.

3. Свежий навоз и птичий помет.

4. Листва, измельченные ветки.

5. Солома, кора, ботва, трава.

6. Опилки, стружка.

7. Бумага, картон, х/б ткань

8. Древесная зола.

В–четвертых, мы рекомендуем осуществлять севооборот - ежегодное чередование культур, выращиваемых на одной грядке.

В-пятых, возможно организовать ферментацию пищевых отходов в домашних условиях. Пищевые отходы, обычно выбрасываемые нами на помойку, могут стать замечательным сырьем для производства ферментированного компоста в домашних условиях. Ферментированный компост можно складировать в подвале, овощехранилище, гараже и даже на морозе.


Заключение


Различные методики исследования почв позволили нам провести комплексный анализ физических свойств и химического состава почвы на школьном учебно-опытном участке. В результате мы не только дали общую характеристику состоянию почвы, но и предложили способы повышения ее плодородия, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.

В результате данной работы была изучена литература, которая содержит информацию о почвах.

Я познакомилась с различными методиками исследования состава, свойств, структуры почвы. Некоторые методики были применены при исследованиях почв на двух приусадебных участках, расположенных в селе Новая Бекшанка, где я проживаю.

Мною была определена структура почвы, её механический состав, рН, содержание сульфатов и хлоридов.

Особенности данной почвы позволяют использовать её для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений.

Со своими результатами я ознакомлю своих родителей и родственников и на будущий год мы будем высаживать растения с учётом полученных мною результатов.

Также необходимо весной продолжить исследования и определить другие параметры, методики которых я изучала. Также необходимо проводить подобные исследования и в других местах. Я планирую исследовать территории школы, школьной базы и некоторые места в городе и области, чтобы составить мониторинг почв и сравнить данные этого и последующих годов.

Конечно, мы понимаем, что наша работа в условиях средней общеобразовательной школы не может носить глубокого фундаментального характера. Но, тем не менее, исследовательская работа, проведенная нами, позволяет надеяться, что ее результаты будут учтены и применены на практике.




Список использованных источников


  1. Антишин С.М. Как мы получаем высокие урожаи картофеля. С.М.Антишин. – Мн.: Ураджай. 1985. – 234с.

  2. Белова, И. И. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст]: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / авт. – сост. И. И. Белова, С. М. Гетманцева, Ю. Н. Гребенникова, О. А. Гущина. – Великий Новгород, 2002. – С. 5-8.

  3. Заушинцена, А.В. Организация научных исследований на приусадебном учебно-опытном участке [Текст] : учебно-методическое пособие / А.В. Заушинцена, Е. Е. Лапсина. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 252 с., [6] с цв. ил.

  4. Иванова, Л. Проектирование в обучении [Текст] / Л. Иванова // Учитель. – 2004. – № 6. – С. 3-7.

  5. Папорков, М. А. Учебно-опытная работа на приусадебном участке. Пособие для учителей. [Текст] / М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е. С. Милованова. – М.: Просвещение, 1974. – 272 с.

  6. Радченко, С. И. Учебно-опытный агробиологический участок. Учебное пособие для педагогических и учительских институтов. [Текст] / С. И. Радченко, Н. А. Рыков. – Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1951. – 436 с.

  7. Райков, Б. Е. Общая методика естествознания. [Текст] / Б. Е. Райков, И. И. Боровицкий, Н. М. Верзилин, С. А. Павлович. – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения, 1947. – 300 с.

  8. Трайтак, Д. И. Учебно-опытный участок школы [Текст] : методические рекомендации / Трайтак Д. И.

  9. А. Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к. х. н. А.Г.Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003

  10. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Центр ВЛАДОС, 2001

  11. Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – Воронеж, 2007

  12. Н. Г. Федорец, М. В. Медведева Методика исследования почв урбанизированных территорий (учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов эколого-биологических специальностей). - Петрозаводск, 2009




Приложения к проекту




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!