СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. 6 класс»

Урок русского языка 6 класс

Урок

русского языка

6 класс

Объясните орфограммы: (Тёмно)индиговый, ч..рёмуха, далн..видная, флот..водец, пр..мышленность, м..нуфактура, иску(с, сс)ный, иску(с, сс)твенный, пр..красный, (светло)зелёный, (научно)технический, волгоград..кий, гигант..кий, рыба..кий.

Объясните орфограммы:

(Тёмно)индиговый, ч..рёмуха, далн..видная, флот..водец, пр..мышленность, м..нуфактура, иску(с, сс)ный,

иску(с, сс)твенный, пр..красный, (светло)зелёный, (научно)технический, волгоград..кий, гигант..кий, рыба..кий.

Тёмно- индиговый, ч Е рёмуха, далн О видная, флот О водец, пр О мышленность, м А нуфактура, иску С ный, иску СС твенный, пр Е красный, светло -зелёный, научно- технический, волгоград С кий, гигант С кий, рыба Ц кий. Объясним правописание слов: тёмно- индиговый, дальн о видная, флотов о дец,   светло -зелёный,  научно- технический -  правописание сложных прилагательных ; ч е рёмуха, пр о мышленность, м а нуфактура, иску с ный, искусственный - словарное слово; пр е красный -  правописание приставок пре-, при- ; волгоград ск ий, гигант ск ий, рыбац к ий -  правописание суффиксов -к-, - ск - .

Тёмно- индиговый, ч Е рёмуха, далн О видная, флот О водец, пр О мышленность, м А нуфактура, иску С ный,

иску СС твенный, пр Е красный, светло -зелёный,

научно- технический, волгоград С кий, гигант С кий, рыба Ц кий.

Объясним правописание слов:

  • тёмно- индиговый, дальн о видная, флотов о дец,  

светло -зелёный,  научно- технический - 

правописание сложных прилагательных ;

  • ч е рёмуха, пр о мышленность, м а нуфактура, иску с ный, искусственный - словарное слово;
  • пр е красный -  правописание приставок пре-, при- ;
  • волгоград ск ий, гигант ск ий, рыбац к ий - 

правописание суффиксов -к-, - ск - .

Какой раздел русского языка изучает части речи? части речи изучает раздел науки о языке - Морфология На какие 2 группы делятся все части речи русского языка? СЛУЖЕБНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, причастие,  деепричастие, имя числительное предлоги, союзы, частицы

Какой раздел русского языка изучает части речи?

части речи изучает раздел науки о языке - Морфология

На какие 2 группы делятся все части речи русского языка?

СЛУЖЕБНЫЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

имя существительное,

имя прилагательное,

глагол, наречие,

местоимение, причастие,

деепричастие,

имя числительное

предлоги,

союзы,

частицы

Тема урока: «ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е 1. непарный мягкий согласный в слове ч ижик 2,5 – пропущенная буква в слове уд…вился 3 . пропущенная буква в слове ра…шумелись  4. 8 мягкий согласный в слове лимон 6 . пропущенная буква в слове счас…ливый 7 пропущенная буква в слове приед…т 8 пропущенная буква в слове в…юга

Тема урока:

«ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е

1. непарный мягкий согласный в слове ч ижик

2,5 – пропущенная буква в слове уд…вился

3 . пропущенная буква в слове ра…шумелись

4. 8 мягкий согласный в слове лимон

6 . пропущенная буква в слове счас…ливый

7 пропущенная буква в слове приед…т

8 пропущенная буква в слове в…юга

Кому они нужны эти числительные? Ведь если бы их не было, то никто не придумал бы математику. Была бы у ученика одна физкультура. Или возьмём время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребёнку лишние полчаса поспать? Нет на свою голову придумали считать всё: время, деньги, страницы. И только скажите, что я не прав? Язык не повернётся.

Кому они нужны эти числительные?

Ведь если бы их не было, то никто не придумал бы математику. Была бы у ученика одна физкультура.

Или возьмём время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребёнку лишние полчаса поспать?

Нет на свою голову придумали считать всё: время, деньги, страницы. И только

скажите, что я не прав?

Язык не повернётся.

 Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место.  Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества.  (По материалам  «Энциклопедии «Языкознание. Русский язык»)

Название числительное является производным от слова «число» и

образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи

(существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи

числительные занимают 8-е место.

Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре

числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества.

(По материалам

«Энциклопедии «Языкознание. Русский язык»)

Прочитайте текст. Задайте вопросы к выделенным словам. Объясните, что они обозначают и к какой части речи относятся.       Многие считают, что Санкт-Петербург — это красивейший город России. По количеству м..стов он стоит на  втором  месте после Венеции. Если все м..сты города выт.. нуть в  одну  линию, то она пр..тянется на  одиннадцать  километров.  Шесть  цепных мостов были построены в  девятнадцатом  веке. каком? о сколько? о о я сколько? сколько? каком? Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните числительные как члены предложения.

Прочитайте текст. Задайте вопросы к выделенным словам.

Объясните, что они обозначают и к какой части речи относятся.

     Многие считают, что Санкт-Петербург — это красивейший город России. По количеству м..стов он стоит на  втором  месте после Венеции. Если все м..сты города выт.. нуть в  одну  линию, то она пр..тянется на  одиннадцать  километров.  Шесть  цепных мостов

были построены в  девятнадцатом  веке.

каком?

о

сколько?

о

о

я

сколько?

сколько?

каком?

  • Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните числительные как члены предложения.

Итак, на какие же вопросы отвечают числительные? Что они обозначают? Количество предметов, отвечают на вопрос сколько? Порядок предметов при счёте, отвечают на вопрос какой? Как можно назвать эти числительные?  Количественные и порядковые.

Итак, на какие же вопросы отвечают числительные? Что они обозначают?

Количество предметов, отвечают на вопрос сколько?

Порядок предметов при счёте, отвечают на вопрос какой?

Как можно назвать эти числительные?

Количественные и порядковые.

 Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число (пять, сто один), а также порядок предметов при счёте (пятый, сто первый).  В предложении числительные могут быть и главными, и второстепенными членами предложения (Прошло пять часов. Четыре делится на два. М. Ломоносов родился в 1711 году.

Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число (пять, сто один), а также порядок предметов при счёте (пятый, сто первый).

В предложении числительные могут быть и главными, и второстепенными членами предложения

(Прошло пять часов. Четыре делится на два.

М. Ломоносов родился в 1711 году.

  Дополните фразеологизмы недостающими числительными. Объясните значения фразеологизмов. Составьте и запишите предложения с этими устойчивыми словосочетаниями.     Наговорить с ... короба, ... потов сошло, из ... рук, опять ..., как свои ... пальцев, как ... капли воды. Слова для справок:  семь, три, двадцать, первых, пять, две, пять. Наговорить с ТРИ короба (много) – Алёна в оправдание наговорила с три короба. СЕМЬ потов сошло (очень трудно) – Когда я пропалывал грядки, с меня семь потов сошло. Из ПЕРВЫХ рук (первоисточник) – О предстоящем концерте мы узнали из первых рук. Опять ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ (ещё раз, повтор) – Узнав, что я получил двойку, мама сказала: «Опять двадцать пять!» Как свои ПЯТЬ пальцев (очень хорошо) – Мы знаем эту тему как свои пять пальцев. Как ДВЕ капли воды (сильное сходство) – Они похожи как две капли воды.

  Дополните фразеологизмы недостающими числительными. Объясните значения фразеологизмов. Составьте и запишите предложения с этими устойчивыми словосочетаниями.

    Наговорить с ... короба, ... потов сошло, из ... рук, опять ..., как свои ... пальцев, как ... капли воды.

Слова для справок:  семь, три, двадцать,

первых, пять, две, пять.

Наговорить с ТРИ короба (много) – Алёна в оправдание наговорила с три короба.

СЕМЬ потов сошло (очень трудно) – Когда я пропалывал грядки, с меня семь потов сошло.

Из ПЕРВЫХ рук (первоисточник) – О предстоящем концерте мы узнали из первых рук.

Опять ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ (ещё раз, повтор) – Узнав, что я получил двойку, мама сказала: «Опять двадцать пять!»

Как свои ПЯТЬ пальцев (очень хорошо) – Мы знаем эту тему как свои пять пальцев.

Как ДВЕ капли воды (сильное сходство) – Они похожи как две капли воды.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Часть речи Существительное Примеры Прилагательное Глагол Числительное СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА Чтобы выполнить задание, надо: 1) определить значение слова; 2) выяснить, на какой вопрос это слово отвечает; 3) проверить, можно ли заменить слово цифрой; 4) вписать слово в соответствующую колонку.  Утроить, десятый, сто, столетний, пятиклассник, пять, второй, пятёрка, пятак, пятый, четыре, удвоить, двести, тройка, три, трёхместный, двойной, удесятерить, десять, удваивать, двумя, тройной, первый, два, сотый, две, три, пятеро, пятый, тройник.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Часть речи

Существительное

Примеры

Прилагательное

Глагол

Числительное

СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА

Чтобы выполнить задание, надо:

1) определить значение слова;

2) выяснить, на какой вопрос это слово отвечает;

3) проверить, можно ли заменить слово цифрой;

4) вписать слово в соответствующую колонку.

Утроить, десятый, сто, столетний, пятиклассник, пять, второй, пятёрка, пятак, пятый, четыре, удвоить, двести, тройка, три, трёхместный, двойной, удесятерить, десять, удваивать, двумя, тройной, первый, два, сотый, две, три, пятеро, пятый, тройник.

Часть речи Примеры Существительное пятиклассник, пятёрка, пятак, тройка, тройник. Прилагательное столетний, трёхместный, двойной, тройной Глагол Утроить, удвоить, удесятерить, удваивать, Числительное десятый, сто, пять, второй, пятый, четыре, двести, три, десять, двумя, первый, два, сотый, две, три, пятеро, пятый Слова объединяет числовое значение

Часть речи

Примеры

Существительное

пятиклассник, пятёрка, пятак, тройка, тройник.

Прилагательное

столетний, трёхместный, двойной, тройной

Глагол

Утроить, удвоить, удесятерить, удваивать,

Числительное

десятый, сто, пять, второй, пятый, четыре, двести, три, десять, двумя, первый, два, сотый, две, три, пятеро, пятый

Слова объединяет числовое значение

Запишите зашифрованные слова Смор1а Смор один а По2л По два л Элек три к Элек3к 100л Сто л Па3от Па три от 100рона Сто рона 100янка Сто янка 7я Семь я

Запишите зашифрованные слова

Смор1а

Смор один а

По2л

По два л

Элек три к

Элек3к

100л

Сто л

Па3от

Па три от

100рона

Сто рона

100янка

Сто янка

Семь я


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!