Урок №96
Тема: «Культура речи. Правильное употребление имён числительных в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами» Слайд №1
Цель урока Слайд №2
Способствовать правильному использованию числительных в устной и письменной речи обучающихся
Развивать умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных
Развивать речевые навыки
Закрепить устойчивые навыки правильного употребления числительных в речи
Воспитывать любовь к слову, стремление к совершенствованию собственной речи
Содержание урока
1.Организационный момент.
АОЗ. Проверка домашнего задания: упр.№416
464 | Р.п. четырёхсот шестидесяти четырёх самокатов | Т.п. четырьмястами шестьюдесятью четырьмя самокатами |
98 | Д.п. девяноста восьми велосипедам | Т.п. Девяноста восьмью велосипедами |
757 | Р.п. семисот пятидесяти семи автомобилей | П.п. о семистах пятидесяти семи велосипедах |
557 | Д.п. к пятистам пятидесяти семи мотоциклам | П.п. о пятистах пятидесяти семи мотоциклах |
3 вопроса отвечающему по теме «Числительное»
Слайд №1. Работа с цифрами
1.По графическому изображению составьте мини - сообщение по теме урока
16 февраля 2016 года в шестом классе школы № 108 проходит урок по теме: «Культура речи. Правильное употребление имён числительных в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами
2. Охарактеризуйте данные числительные:
16 – порядковое, изменяется по родам, числам, падежам
2016 – го – порядковое, изменяется по родам, числам, падежам
6 – шестом – порядковое, изменяется по родам, числам, падежам
108 - порядковое, изменяется по родам, числам, падежам
3. Мотивация учебной деятельности.
Для чего нам нужно : обоих девочек или обеих , полутора или полтора килограмма(ов)
правильное использование числительных в устной и письменной речи
умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных
развивать речевые навыки
стремиться к совершенствованию собственной речи
для умения правильно излагать свои мысли,
для сдачи экзамена по русскому языку,
для умения аргументировать факты и т.д.
для владения нормами устного и письменного литературного языка
4.Работа в тетрадях
Запись. Число, вид работы, тема урока.
Запись слайда №3 Владение нормами устного и письменного литературного языка называется культурой речи
5.Работа со слайдом Слайд №4 Культура речи
Вывод: всякое нарушение орфоэпических, лексических и грамматическими норм , связанное с искажением строения слов, их произношением и употреблением является отклонением от норм литературного языка.
Неправильное образование форм числительного – основное нарушение грамматической нормы
6. Работа по теме « Имя числительное»
Отличие имени числительного от других частей речи
Работа в тетрадях ( учитель читает слова, ученики записывают в 4 колонки: сущ.. прил., числ., глагол)
Распределите данные слова на 4 группы: удвоить, двойка, двойной, второй, тройка, пятидневный, три, удесятерить, восьмёрка, двадцать пять, седьмой, односторонний, сотня ,пятилетка, сто, сороковой, тройной, семиборье, пятёрочка, трёхчасовой, десятка, однокомнатный, пятиэтажный, одиннадцать.
Проверка Слайд №5 Проверяю свои знания
2)Тест Слайды № 6 – 7 Устно. « Кто быстрее?» Я знаю…
1. Имя числительное - часть речи, которая обозначает:
а) количество предметов;
б) качество предметов;
в) признак предметов
2.Имена числительные бывают:
а) качественные и беспорядочные;
б) количественные и порядковые;
в) суммарные и результативные.
3. Имена числительные, обозначающие целые числа:
а) не изменяются по падежам;
б) изменяются по падежам.
4У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются:
а) все слова, из которых оно состоит;
б) не все слова, из которых оно состоит.
5. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются (найдите неверное утверждение):
а) по падежам;
б) числам;
в) временам;
г) родам.
6.Выберите варианты ответов с количественными числительными:
а) седьмой ученик; б) трое друзей; в) три дома; г) двадцать пять страниц; д) четырнадцать.
7.В каких из числительных в середине пишется ь:
а) 60, б) 16, в) 700; г) 18; д) 800?
7.Культура речи
Правильное употребление количественных имён числительных.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Если вы хотите быть по – настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык.
Говорите правильно , точно, экономно».Для выполнения рекомендаций Лихачёва нужно много трудиться. Итак, сегодняшний урок мы посвятим количественным числительным, произношение и написание которых вызывает у учащихся затруднения. Материал работы на уроке взят из тренировочных тестов по русскому языку для сдачи ЕГЭ.
Сопровождающие вопросы :
1) Особенности написания числительных от 5 до 20 и 30.
2) От 50 до 80.
3) от 500 до 900.
4) 40 90 100.
Работа со слайдом 8
Грамматические ошибки количественных (сложных и составных) числительных Устно
Р.п | 40. Сорока рублей, | 60. шестидесяти рублей |
Д.п. | 90. Девяноста рублей, | 500. пятисот рублей |
Т.п. | 100.Ста рублями, | 200. двумястами рублями |
П.п. | 400.О четырёхстах рублях, | 300. о трёхстах рублях |
Сложное числительное 80. Письменно просклонять в тетрадях
И. п. | Восемьдесят рублей |
Р.п. | Восьмидесяти рублей |
Д.п. | Восьмидесяти рублям |
В.п. | Восемьдесят рублей |
Т.п. | Восьмьюдесятью восемьюдесятью рублями |
П.п. | О в осьмидесяти рублях |
Вывод | У сложных числительных склоняются обе части |
Работа со слайдом №9.
Числительное 853
Задание 1. Найдите правильный вариант написания числительного в
Задание 2. Запишите числительные в Т. П.Р. падежах в исправленном виде.
Т.п. | Восьмьюстами пятьюдесятью тремя |
П.п. | О восьмистах пятидесяти трёх |
Р.п. | Восьмисот пятидесяти трёх |
Работа со слайдом №10
2. Числительное 678
Задание 1. Найдите правильный вариант написания числительного Г
Задание 2. Запишите числительные в П. Р. Д. падежах в исправленном виде
П. п. | О шестистах семидесяти восьми |
Р.п. | Шестисот семидесяти восьми |
Д.п. | Шестистам восьмидесяти восьми |
Работа со слайдом 11 учимся говорить правильно Устно
1 | Он жалеет о потерянных пятистах девяноста рублях . |
2 | Командир с семьюдесятью солдатами отправился на поиски ребенка. |
3 | У меня был кошелек с восьмьюстами рублями. |
4 | Мы проехали около пятисот километров. |
5 | В книге около ста страниц |
Вывод: у составных количественных числительных склоняются все части |
Грамматические ошибки количественных собирательных числительных
Слайд № 12
Наибольшее количество ошибок многие учащиеся допускают при использовании собирательных ошибок. Давайте обратим внимание на слайд
Повторяем употребление собирательных числительных
Запомните,
что им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных, употребляются только с целыми числительными.
Работа со слайдом №13
Особенности склонения собирательных числительных двое , трое, четверо
Работа со слайдом №14
Двое мужчин малышей бельчат ворот Два машиниста правильно двое машинистов ( разговорный стиль), зайчат, девочек, ножниц
Трое учеников, учениц, мастериц, саней
Четверо друзей, машин, котят, женщин, детей
Работа со слайдом №15
Склонение числительных оба и обе
Запоминаем: собирательные числительные оба и обе
Работа со слайдом №16
Мыть пол будете оба: и Саша, и Коля, и Денис. – 3 мальчика
Крепче держись обеими руками.
Смотри обоими глазами и слушай обоими ушами.
Иванов и Сидорчук! Опять вы оба опоздали. Оба лишнее
Работа с книгой стр.58 упр. №424
Держать обеими руками, прикрепить к обоим ботинкам, есть за обе щеки, приложить к обеим ногам.
Тренируемся в тетрадях письменно
Работа со слайдом №17
Закрепляем письменно ( по одному предложению на каждый ряд)
В семье старого охотника было ( четыре сына – четверо сыновей). 2 варианта возможны
Радостно встретились после разлуки (два - двое) друзей.
варианта возможны
3)Буря не утихала в течение (трех – троих) суток.
4)Трое подруг приехали в Сочи. Нельзя ж. р.
5) Двенадцатеро волонтёров помогали на со-
ревнованиях. Собирательные от 2 – до 10
6)Пятерым спортсменам из Китая были вручены
призы. Лучше пяти спортсменам
Работа со слайдом 18 Проверяем
Найди строчку, в которой все собирательные числительные:
а) пятнадцать, три вторых, семеро;
б) двое, три, четверо
в) трое, шестеро, семеро.
2. Найди ошибку:
а) семеро козлят;
б) пятеро девчат;
в) четверо друзей.
3. Найди правильное сочетание собиратель-
ного числительного с существительным:
а) двое подруг;
б) двое котят;
в) двое фигуристок.
4. Найди ошибку в употреблении числи-
тельных оба / обе:
а) на обоих журналах;
б) на обоих катках;
в) обоим подругам
Работа со слайдом 19
1,5 | Д.п. | полутора килограммам | 150 | П.п. | О полутораста сотнях |
| Р.п. | полутора недель | | Д.п. | К полутораста рублям |
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это
достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев