СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Числительное 6 класс.Методика проведения урока.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методика проведения урока "Числительное" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Числительное 6 класс.Методика проведения урока.»

Урок №96

Тема: «Культура речи. Правильное употребление имён числительных в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами» Слайд №1

Цель урока Слайд №2

  • Способствовать правильному использованию числительных в устной и письменной речи обучающихся

  • Развивать умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных

  • Развивать речевые навыки

  • Закрепить устойчивые навыки правильного употребления числительных в речи

  • Воспитывать любовь к слову, стремление к совершенствованию собственной речи

Содержание урока

1.Организационный момент.

АОЗ. Проверка домашнего задания: упр.№416

464

Р.п. четырёхсот шестидесяти четырёх самокатов

Т.п. четырьмястами шестьюдесятью четырьмя самокатами

98

Д.п. девяноста восьми велосипедам

Т.п. Девяноста восьмью велосипедами

757

Р.п. семисот пятидесяти семи автомобилей

П.п. о семистах пятидесяти семи велосипедах

557

Д.п. к пятистам пятидесяти семи мотоциклам

П.п. о пятистах пятидесяти семи мотоциклах

3 вопроса отвечающему по теме «Числительное»

Слайд №1. Работа с цифрами

1.По графическому изображению составьте мини - сообщение по теме урока

16 февраля 2016 года в шестом классе школы № 108 проходит урок по теме: «Культура речи. Правильное употребление имён числительных в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами

2. Охарактеризуйте данные числительные:

16 – порядковое, изменяется по родам, числам, падежам

2016 – го – порядковое, изменяется по родам, числам, падежам

6 – шестом – порядковое, изменяется по родам, числам, падежам

108 - порядковое, изменяется по родам, числам, падежам

3. Мотивация учебной деятельности.

Для чего нам нужно : обоих девочек или обеих , полутора или полтора килограмма(ов)

  1. правильное использование числительных в устной и письменной речи

  2. умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных

  3. развивать речевые навыки

  4. стремиться к совершенствованию собственной речи

для умения правильно излагать свои мысли,

для сдачи экзамена по русскому языку,

для умения аргументировать факты и т.д.

для владения нормами устного и письменного литературного языка

4.Работа в тетрадях

Запись. Число, вид работы, тема урока.


Запись слайда №3 Владение нормами устного и письменного литературного языка называется культурой речи

5.Работа со слайдом Слайд №4 Культура речи

Вывод: всякое нарушение орфоэпических, лексических и грамматическими норм , связанное с искажением строения слов, их произношением и употреблением является отклонением от норм литературного языка.

Неправильное образование форм числительного – основное нарушение грамматической нормы

6. Работа по теме « Имя числительное»

Отличие имени числительного от других частей речи

Работа в тетрадях ( учитель читает слова, ученики записывают в 4 колонки: сущ.. прил., числ., глагол)


  1. Распределите данные слова на 4 группы: удвоить, двойка, двойной, второй, тройка, пятидневный, три, удесятерить, восьмёрка, двадцать пять, седьмой, односторонний, сотня ,пятилетка, сто, сороковой, тройной, семиборье, пятёрочка, трёхчасовой, десятка, однокомнатный, пятиэтажный, одиннадцать.

Проверка Слайд №5 Проверяю свои знания

2)Тест Слайды № 6 – 7 Устно. « Кто быстрее?» Я знаю…


1. Имя числительное - часть речи, которая обозначает:

а) количество предметов;

б) качество предметов;

в) признак предметов


2.Имена числительные бывают:

а) качественные и беспорядочные;

б) количественные и порядковые;

в) суммарные и результативные.


3. Имена числительные, обозначающие целые числа:

а) не изменяются по падежам;

б) изменяются по падежам.


4У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются:

а) все слова, из которых оно состоит;

б) не все слова, из которых оно состоит.


5. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются (найдите неверное утверждение):

а) по падежам;

б) числам;

в) временам;

г) родам.


6.Выберите варианты ответов с количественными числительными:

а) седьмой ученик;  б) трое друзей;  в) три дома;  г) двадцать пять страниц;  д) четырнадцать.


7.В каких из числительных в середине пишется ь:

а) 60,   б) 16,  в) 700;  г) 18;  д) 800?



7.Культура речи

Правильное употребление количественных имён числительных.


Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Если вы хотите быть по – настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык.

Говорите правильно , точно, экономно».Для выполнения рекомендаций Лихачёва нужно много трудиться. Итак, сегодняшний урок мы посвятим количественным числительным, произношение и написание которых вызывает у учащихся затруднения. Материал работы на уроке взят из тренировочных тестов по русскому языку для сдачи ЕГЭ.

Сопровождающие вопросы :

1) Особенности написания числительных от 5 до 20 и 30.

2) От 50 до 80.

3) от 500 до 900.

4) 40 90 100.

Работа со слайдом 8

Грамматические ошибки количественных (сложных и составных) числительных Устно

Р.п

40. Сорока рублей,

60. шестидесяти рублей

Д.п.

90. Девяноста рублей,

500. пятисот рублей

Т.п.

100.Ста рублями,

200. двумястами рублями

П.п.

400.О четырёхстах рублях,

300. о трёхстах рублях


  1. Сложное числительное 80. Письменно просклонять в тетрадях


И. п.

Восемьдесят рублей

Р.п.

Восьмидесяти рублей

Д.п.

Восьмидесяти рублям

В.п.

Восемьдесят рублей

Т.п.

Восьмьюдесятью восемьюдесятью рублями

П.п.

О в осьмидесяти рублях

Вывод

У сложных числительных склоняются обе части


Работа со слайдом №9.

Числительное 853

Задание 1. Найдите правильный вариант написания числительного в

Задание 2. Запишите числительные в Т. П.Р. падежах в исправленном виде.


Т.п.

Восьмьюстами пятьюдесятью тремя

П.п.

О восьмистах пятидесяти трёх

Р.п.

Восьмисот пятидесяти трёх


Работа со слайдом №10

2. Числительное 678

Задание 1. Найдите правильный вариант написания числительного Г

Задание 2. Запишите числительные в П. Р. Д. падежах в исправленном виде


П. п.

О шестистах семидесяти восьми

Р.п.

Шестисот семидесяти восьми

Д.п.

Шестистам восьмидесяти восьми


Работа со слайдом 11 учимся говорить правильно Устно



1

Он жалеет о потерянных пятистах девяноста рублях .


2

Командир с семьюдесятью солдатами отправился на поиски ребенка.


3

У меня был кошелек с восьмьюстами рублями.



4

Мы проехали около пятисот километров.


5

В книге около ста страниц

Вывод: у составных количественных числительных склоняются все части



Грамматические ошибки количественных собирательных числительных

Слайд № 12

Наибольшее количество ошибок многие учащиеся допускают при использовании собирательных ошибок. Давайте обратим внимание на слайд



Повторяем употребление собирательных числительных

Запомните,

что им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных, употребляются только с целыми числительными.



Работа со слайдом №13

Особенности склонения собирательных числительных двое , трое, четверо

Работа со слайдом №14

Двое мужчин малышей бельчат ворот Два машиниста правильно двое машинистов ( разговорный стиль), зайчат, девочек, ножниц

Трое учеников, учениц, мастериц, саней

Четверо друзей, машин,  котят,  женщин,  детей





Работа со слайдом №15

Склонение числительных оба и обе

Запоминаем: собирательные числительные оба и обе

Работа со слайдом №16

Мыть пол будете оба: и Саша, и Коля, и Денис. – 3 мальчика

Крепче держись обеими руками.

Смотри обоими глазами и слушай обоими ушами.

Иванов и Сидорчук! Опять вы оба опоздали. Оба лишнее





Работа с книгой стр.58 упр. №424

Держать обеими руками, прикрепить к обоим ботинкам, есть за обе щеки, приложить к обеим ногам.



Тренируемся в тетрадях письменно



Работа со слайдом №17



Закрепляем письменно ( по одному предложению на каждый ряд)



  1. В семье старого охотника было ( четыре сына – четверо сыновей). 2 варианта возможны

  2. Радостно встретились после разлуки (два - двое) друзей.

  1. варианта возможны

3)Буря не утихала в течение (трех – троих) суток.

4)Трое подруг приехали в Сочи. Нельзя ж. р.

5) Двенадцатеро волонтёров помогали на со-

ревнованиях. Собирательные от 2 – до 10

6)Пятерым спортсменам из Китая были вручены

призы. Лучше пяти спортсменам



Работа со слайдом 18 Проверяем

Найди строчку, в которой все собирательные числительные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

а) семеро козлят;

б) пятеро девчат;

в) четверо друзей.

3. Найди правильное сочетание собиратель-

ного числительного с существительным:

а) двое подруг;

б) двое котят;

в) двое фигуристок.

4. Найди ошибку в употреблении числи-

тельных оба / обе:

а) на обоих журналах;

б) на обоих катках;

в) обоим подругам



Работа со слайдом 19

1,5

Д.п.

полутора килограммам

150

П.п.

О полутораста сотнях


Р.п.

полутора недель


Д.п.

К полутораста рублям



Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это

достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!