II. Самоопределе-ние к деятельности Цель: Актуализировать представление об имени существительном. I11. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: Актуализировать представление о числе имен существительных. 1V. Постановка учебной задачи. Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. Согласовать цель и тему урока. V.Построение проекта выхода из затруднения Цель: научить изменять имена существительные по числам, определять число имени существительного. Физкульминутка Цель:способствовать активации необходимого вида деятельности; сохранить здоровье младшего школьника. VI. первичное закрепление изученного материала Цель: закрепить знания о числе имени существительного. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самооценкой VIII. Итог урока. Цель: подвести итог работы на уроке. IX. Домашнее задание. Цель: закрепить учебный материал. X. Рефлексия деятельности. Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Фронтальная работа Фронтальная работа Фронталь ная работа Фронтальная работа Групповая работа Фронтальная работа Работа в парах Самостоятельная работа | (Доска) Прочитайте пословицу, объясните её смысл. В теплой зимней шубке и морозы как шутка. - Найдите имена существительные. -Что такое имя существительное? - Ребята, что у меня в руке? Сколько здесь предметов? -Что у меня в другой руке? -Чем отличаются эти слова? Прочитайте слова на доске: Пчела - пчёлы, озеро - озёра, деревни- деревня. -Разделите их на 2 группы. -По какому признаку вы их разделили? -В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? -В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? -Чему будем учиться? (Слайд 1) «Число имён существительных» Ребята, отгадайте загадки: Покружились звёздочки В воздухе немножко, Сели и растаяли На моей ладошке. Во дворе катали ком, Шляпа старая на нём. Нос приделали, и вмиг Получился … (Слайд 2) Посмотрите на экран. Прочитайте слова-отгадки. Сн…жинка - снежинки Сн…говик - снеговики -Что вы заметили? Какая здесь орфограмма. -Как проверить написание этой орфограммы? -Правильно. Найдите корень в этих словах? -Что можно сказать о них? Как это называется? - В каком числе стоят данные имена существительные? - Поставьте эти слова во множественном числе. (Слайд 3) -Какая часть слова изменилась? - Давайте назовём окончания. -Запишите эти пары слов, выделите окончание, укажите число. ЗАКРЫТЬ ЭКРАН Ребята, вы наверное заметили, что мы выполняли задания со словами на тему зима. А зимой, когда вам холодно, как пытаетесь согреться? Давайте сейчас немножко погреемся и отдохнём. Все встаём. -Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа. Если слышите имя существительное единственного числа, то вы хлопаете в ладоши. Если слышите имя существительное множественного числа, то вы топаете ногами. Слова: лёд, валенки, гололёд, холод, снегири, морозы, снегопад. -Молодцы! Тихонько присаживайтесь. - Какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово зима? (Слайд 4) Прочитайте слова, которые мне приходят на ум: Морозы хоккей Сосульки иней Сугробы санки Выявление места и причины затруднения. -Какую форму имеют слова 1 столбика? -Измените форму этих слов. - Измените форму слов 2 столбика. Какая возникла проблема? Откройте учебник стр. 22 упр. 33. Прочитайте. Рассмотрите рисунки. (слайд 5) рисунки 2. Выход из затруднения - Давайте попробуем сделать вывод: (В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, и есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа) окончания. Вывод. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание. Изменение имен существительных по числам – это грамматический признак имени существительного. ЗАКРЫТЬ ЭКРАН -Ребята, вы сейчас будете работать в парах. У вас на парте карточки со словами. По моей команде вы должны взять слова и разложить их на 3 группы. Затем объяснить, почему получились такие группы. (Девочка, ножницы, книга, пчёлы, сахар, птицы) -Молодцы! -Сейчас вам нужно будет самостоятельно выполнить задание, чтобы проверить как вы усвоили сегодняшний материал. У вас на парте карточка. окончания. Вывод. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание. Изменение имен существительных по числам – это грамматический признак имени существительного. Запиши рядом со словом другую форму числа, если она имеется а) ножницы _______________б) колёса _______________________ в) ворота __________________г) сани _________________________ д) столбы _________________е) сердца _______________________ ж) корабль ___________________з) брюки ____________ Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте работу. ВЗАИМОПРОВЕРКА (Слайд 6) а) ножницы ___------- б) колёса - колесо в) ворота ------- г) сани -- ------ д) столбы - столб е) сердца -- сердце ж) корабль -- корабли з) брюки -- _------- -Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок? ЗАКРЫТЬ ЭКРАН -Молодцы! Вот и закончился урок Подведём скорей итог. 1.О каком признаке имени существительного говорили на уроке? 2.В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? 3.В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? 4.Что нового узнали на уроке о числе имён существительных? Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 7) Упр. 32 с. 21 ЗАКРЫТЬ ЭКРАН Ребята, мы так долго ждали зимы и наконец-то дождались. Как сейчас много снега. Деревья стоят красивыми. И я вам предлагаю украсить одну ёлочку. Украсим её снежком, чтобы она стала красивой. А для этого у вас на партах лежат снежинки. Если у вас на уроке всё получилось, хорошее настроение – то возьмите белую снежинку, если что-то не получилось – то голубую снежинку, и украсьте ёлочку. - Ребята, вы сегодня молодцы! ОЦЕНКИ! За работу на уроке …. получают пятёрки. И за ваши старания и умения я хочу вас поблагодарить! На память о нашей встрече я дарю вам снеговика-закладку! Спасибо за урок! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Шубке, морозы, шутка. Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет. Ручка. 2 ручки. 1 ручка и несколько. Читают. Делят слова на группы и объясняют. Обозначают 1 предмет. Обозначают много предметов. В единственном числе. Во множественном числе. Формулируют тему и цели урока. О числе имён существительных. Читают на слайде тему урока. Снежинки. Снеговик. Читают слова. Нужно вставить буквы. Безударная гласная в корне слова. Подобрать проверочное слово, чтобы безударный стал ударным. Снег. Снег, снеж. Чередование согласных в корне слова. В ед.ч.. Снежинки, снеговики. Окончание. Выполняют письменное задание. Топаем, руки греем. Встают. Внимательно слушают слова и выполняют движения. Садятся на свои места. Называют слова. Читают. Мн. ч. Мороз, сосулька, сугроб. Не могут выполнить это задание с данными словами. Не все имена существительные могут употребляться в ед. и мн. числе. Работают с учебником Самостоятельно читают. В русском языке есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа, или только в форме множественного числа. Выполняют в парах задание. 1.девочка, книга. 2.пчёлы, птицы. 3.ножницы, сахар. Выполнили, объясняют. Выполняют задание на карточке. Взаимопроверка. Поднимают руки. Формулируют полные ответы на вопросы. О числе имён существительных. В единственном числе. Во множественном числе. В русском языке есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа или только в форме множественного числа. Записывают в дневники домашнее задание Оценивают себя и украшают ёлочку. | регулятивные: -осуществление самоконтроля; - овладение умением прогнозировать; коммуникативные: - умение слушать и понимать других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. познавательные: ориентация в своей системе знаний (определение границы знания/незнания); поиск ответов на вопросы с использованием информации. коммуникативные: умение слушать и понимать речь учителя; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. предметные: умение определять части слова; находить нужные буквы. познавательные: ориентация в своей системе знаний (определение границы знания/незнания); коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли. личностные: установка связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). регулятивные: определение и формулировка цели деятельности на уроке; под руководством учителя планирование своей деятельность на уроке; определение последовательности действий на уроке. коммуникативные умение слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывая разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделирование информации; регулятивные: умение высказать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. коммуникативные умение слушать и понимать речь учителя регулятивные: умение отличить верно выполненного задание от неверного; осуществление самоконтроля; познавательные: анализ учебного материала. коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Личностные: - определение общих для всех правил поведения; - правил работы в парах; - оценка усваиваемого содержания (исходя из личностных ценностей). регулятивные: работа по предложенному плану; выдвижение гипотезы на основе учебного материала; умение отличать верно выполненное задание от неверного; осуществление самоконтроля; познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (определение границы знания/незнания); умение находить и выделять необходимую информацию; сравнивать, называя критерий для сравнения; регулятивные: осуществление самоконтроля; оценка деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. Личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. познавательные: осуществление анализа учебного материала; коммуникативные: умение слушать и понимать других. регулятивные: осуществление самоконтроля; оценка деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; умение выделить и осознать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |