СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку на тему "Число имен существительных" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Число имён существительных»



Число имен существительных

Цели урока:

Образовательные: актуализировать опорные знания о категории числа имен существительных; систематизировать имеющиеся знания о способах образования форм множественного числа имен существительных; дать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа, и о существительных, имеющих форму только форму множественного числа.

Развивающие: совершенствовать умение выделять окончания в именах существительных ; расширять словарный запас учащихся, развивать память и мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к языку, дисциплинированность, самостоятельность.

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.


II. Актуализация знаний

- Впишите пропущенные слова. (Самопроверка)

1.Имя существительное – это ....................................................................

2.Имя существительное обозначает .........................................................

3.Имя существительное отвечает на вопросы ..............................................

4.Имя существительное, обозначающее один предмет, стоит в форме ....................................................

5.Имена существительные, к которым можно поставить слова: он, мой ........................................................... рода.


6.У имен существительных ............................................. рода на конце после шипящего пишется мягкий знак .


 - Скажите, что общего у всех этих слов?

-На какую тему был тест? (имя существительное).

 - А кто мне скажет, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)

 - Что вы уже знаете об имени существительном?

(имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что? имеет род и изменяется по числам)

 - Давайте попробуем сформулировать тему урока.

III. Сообщение темы урока

 - Сегодня на уроке мы продолжим работать над именем существительным и узнаем, какую тайну скрывает число имени существительного.

 - Напишите данные существительные в два столбика сгруппировав их по числам. Работать мы будем в парах.

Сосна                 каникулы

Сосулька             снежки

Сметана         морозы   

Молоко               очки

 - Давайте проверим, что у вас получилось?

1. Выявление места и причины затруднения.

Устно поставим слова 1 столбика в форму множественного числа, а слова 2 столбика в форму единственного числа.

Какая возникла проблема?

(слова сметана и молоко нельзя поставить в форму множественного числа, а слова каникулы и очки нельзя поставить в форму единственного числа)

2. Выход из затруднения

 - Давайте попробуем сделать вывод:

(в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа, или только в форме множественного числа)

Форму только множественного числа имеют следующие группы существительных:

1.Вещественные: тиски, сливки, ......

2.Отвлеченные: каникулы, именины, ..............

3.Парные предметы: очки, ножницы, санки, .............

4.Имена собственные: Петушки, Карпаты, ............


Форму только единственного числа имеют следующие группы существительных:

1.Вещественные: молоко, масло, бензин,.....

2.Отвлеченные: радость, счастье, добро, .....

3.Собирательные; листва, детвора , ................

4.Имена собственные: Алатау, Актау, ....



Дополнительный материал

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана?) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн.), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание -и или -ы. Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а. Например:

Словарная статья

Как читается

директор, -а, мн. -а, -ов

Правильная форма им. п. мн. ч. – директора

слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей

Правильные формы им. п. мн. ч. – слесари и слесаря

крем, -а и -у

Правильная форма им. п. мн. ч. – кремы

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря. Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака.

Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна.

Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога,  шелк - шелка.

Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников). 

Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы.

Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю. 

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.

Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог.

Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов.

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров.

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980

IV. Закрепление изученного материала

Задание1. Выпишите имена существительные, называющие: 1) овощи; 2) названия предметов, веществ, металлов; 3)признак, качество, действие, состояние. Определите число имен существительных.

Хрусталь, каучук, силос, щавель, укроп, лук, свёкла, картофель, морковь, редька, золото, серебро, медь, мука, белизна, зелень, краснота, грусть, здоровье.

Задание2. Выпишите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Очки, восхищение, сливки, масло, погода, весы, опилки, ворота, керосин, бензин, макароны, чашки, ложки, тарелки.

Задание3. Вставь пропущенные по смыслу существительные. Определи их число.

С утра идет ..... . Снежная .... засыпала деревья. В лесу .... . Березы склонились до .... . Но ель стоит, она ., склоняется под .... снега.

Слова-помощники: тяжесть, земля, пороша, тишина, снег.


V. Физкультминутка

«Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

и работать продолжаем.




VI. Подведение итогов урока

Какую же тайну скрывает число имени существительного?

(В русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, а есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

VIII. Домашнее задание.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!